Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК ПРОЦЕСС ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПЕЙЗАЖНЫМ ЖАНРОМ РОДНОГО КРАЯ

Авторы:
Город:
Ульяновск
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос художественно - эстетического восприятия дошкольников художественных произведений, в том числе и пейзажей, при помощи использования проектной технологии. Именно эта методика является приоритетным направлением и усиливает целостность художественно– развивающей направленности искусства в развитии творческих способностей детей.

Ключевые слова: художественно–эстетическое  развитие, проект, проектная технология, проектная методика, эстетическое восприятие, пейзаж.

Об эстетическом восприятии дошкольников написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня в связи с утверждением ФГОС (Приказ МИНОБРНАУКИ России №1155 от

17 октября 2013г.) возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы. В федеральном стандарте четко указано, что «содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности» (ФГОС, п. 2.6.). Одним из направлений развития (образовательной областью) выделено художественно-эстетическое развитие детей. Дано уточнение, что предполагает содержание каждого направления. «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)» (ФГОС, п. 2.6.). [6]

Дубровская Е.А. и Козлова С.А. в книге «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста» доказывают, что в процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий специфических для изобразительного искусства.

По мнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности. В исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем. Н.М. Зубарева доказывает доступность восприятия детьми пейзажа в живописи, и в практической педагогической работе использует различные методы и приемы художественного восприятия картин пейзажной живописи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ознакомление детей дошкольного возраста с пейзажной живописью создает условие для их дальнейшего психического, нравственно эстетического развития и формирует начало художественного творчества.

Но т.к. основной формой организации детской деятельности является все-таки игра, поэтому была выбрана такая современная форма организации детской деятельности как проекты.

Поэтому, с одной стороны, использование проектной технологии, с другой стороны, использование пейзажных картин художников родного края, для развития изобразительного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с пейзажным жанром живописи является в настоящее время актуальной.[3,38]

В экспериментальной части мы остановимся на таком жанре изобразительного искусства, как пейзаж.

Пейзаж – жанр живописи, художественное произведение, в котором предметом изображения является либо естественная, либо измененная человеком природа. Разновидности пейзажа – пейзаж архитектурный, городской, парковый, индустриальный, морской (марина). Пейзажные картины учат видеть по-настоящему природу, понимать ее красоту. Художественная суть пейзажа  в том и состоит, что художник, показывая на полотне природу, раскрывает не только ее объективную сущность, но и использует ассоциативные связи человека и природы. Поэтому многие искусствоведы заявляют, что истинный предмет художественного творчества – мир чувств и мыслей человека, его настроений и переживаний (Н.А. Дмитриева, Е.Ф. Ковтун, В.Я.Бродский и др.)

Особенности и этапы формирования  восприятия картин пейзажной живописи у детей старшего дошкольного возраста:

Восприятие представляет собой процесс непосредственного контакта с окружающей средой, процесс переживания впечатлений о предметах в рамках социоэмоционального развития наблюдателя. Это сложный психологический процесс. Он состоит из основных этапов:

Афферентный синтез (анализ свойств объекта и предметной среды, зоны отображения)

Межсенсорное взаимодействие: при восприятии объекта и предметной среды, зоны отображения происходит сравнение зрительного, звукового, обонятельного и других сигналов, взаимодействия анализаторов, тренировка ассоциативных процессов и полушарий головного мозга.

Как показывают психолого-педагогические исследования, эстетическое, художественное восприятие следует начинать развивать как можно раньше, еще в дошкольном детстве.

Эстетическое восприятие дошкольников художественных произведений, в том числе и пейзажей, также

имеет свои особенности:

-       Восприятие образов в искусстве органично сплетено с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Чувства радости, удивления, огорчения, переданные в картине через выражения лица и жеста, улавливаются детьми и передаются ими в высказываниях.

-   Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о произведении в целом.

-   Дети легко узнают изображаемое и его классифицируют.

-   В высказываниях детей появляются сравнения изображаемого с виденным в жизни.

Сопоставляя жизненные и природные явления с их воспроизведением в картине, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцая, но и действенно, оказывая предпочтение одним явлениям и объектам перед другими. [5, 17]

Интерес представляет методика по развитию эстетического восприятия природы у дошкольников как основы развития детского творчества Лаборатории творческого развития дошкольников Котляковой Т.А.  В основу работы была положена система работы по развитию эстетического восприятия природы дошкольниками, разработанная Котляковой Т.А. Данная система была апробирована педагогическим коллективом ДОУ № 149 АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти в 2010 и 2011гг.

Суть разработанной системы:

-     последовательность организации данного процесса разработана в соответствии с этапами процесса восприятия (запечатлевание, впечатление, узнавание, наблюдение, понимание) и поэтапностью включения в эстетическое восприятие различных психических процессов (эмоции, чувства, память, мышление, воображение);

-       формы организации педагогической работы по развитию эстетического восприятия природы дошкольниками выбраны в соответствии с компонентами художественного восприятия (чувственный компонент

–   целевые прогулки; познавательный компонент – дидактические игры; нравственный компонент – упражнения- эмпатии).

По мнению педагогов ДОУ АНО ДО «Планета детства «Лада» г.Тольятти, данная система, еѐ структура и содержание успешно используются для работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Таким образом, изученные исследования помогли нам разработать свою экспериментальную методику. В данном пособии использованы материалы, представленные в методике Котляковой Т.А., а также разработаны авторские материалы для развития творчества дошкольников в процессе ознакомления с пейзажным жанром в живописи. [2, 43]

Интерес представляет практическая работа, которая помогла разработать проектную методику по формированию у детей старшего дошкольного возраста художественного восприятия в процессе ознакомления картин Ульяновских художников как основы развития детского творчества

В настоящее время проектная методика приобрела довольно широкую популярность. Это обуславливается наличием кризисных явлений в сфере образования. Разрушение прежней системы образования, централизованной, ориентированной на выполнение исключительно государственного социального заказа, привело к состоянию растерянности многих педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием. Вот и возникает насущная потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном, ДОУ. И не только образования. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Важно определить границы педагогической целесообразности и условия эффективного применения проектной методики.

На первом этапе проектирования особенно важна экспертиза по следующим направлениям:

-    замысел проекта;

-    процесс его реализации;

-    ожидаемые результаты;

-    перспективы развития и распространения проекта.

Рассматривая использование проектной методики в ДОУ можно выделить основные требования:

-    в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

-    проект – это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и взрослых;

-    обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков; применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Этапы разработки и проведения проекта в ДОУ:

-    Постановка цели воспитателем;

-    Вовлечение дошкольников в решение проблемы;

-    Составление плана;

-    Обсуждение плана с детьми и родителями;

-    Обращение к специалистам ДОУ за консультацией;

-    Составление плана-схемы проведения проекта вместе с детьми;

-    Сбор информации;

-    Проведение мероприятий основной части проекта;

-    Домашнее задание;

   -    Самостоятельные творческие работы; презентация проекта;

-    Подведение итогов.

Таким образом, главное значение использования проектной методики в ДОУ заключается в том, что она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, формирует художественное и эстетическое восприятие, а также развивает адаптивность к ситуации школьного обучения. Поэтому для детей старшего дошкольного возраста были разработаны групповые проекты на развитие художественного восприятия и творчества в изобразительной деятельности детей.

В данной статье представлены материалы для развития художественного восприятия и творчества дошкольников в процессе ознакомления с картинами Ульяновских художников.

Проект № 1 «В гостях у осени » Вид: Творческий 

Цель проекта: развивать у детей способность видеть, чувствовать состояние природы через ознакомление с пейзажами художников-земляков и эмоционально на него откликаться в собственном изобразительном творчестве.

Задачи проекта:

-   развивать познавательный интерес и личностное отношение к искусству художников-земляков, развивать художественное восприятие;

-   познакомить детей с жанром живописи пейзаж и некоторыми его средствами выразительности;

-   познакомить детей с творчеством Ульяновского художника А.В. Моторина. Сроки реализации проекта: 3 месяца

Предполагаемый результат: выставка художественного творчества «Чарующая осень». Этапы проекта:

1     этап – целеполагание:  совместно с детьми настроиться на  ознакомление с пейзажами художников Ульяновской области, создание и организацию выставки детских рисунков «Чарующая осень».

2   этап – планирование:

-   Беседа-знакомство с особенностями произведений пейзажного жанра ульяновских художников.

-    Любование красотой природы во время прогулок и экскурсий, рассматривание деревьев и растений в осеннем наряде.

-      Украшение групповой комнаты разноцветными листьями.

-   Знакомство с творчеством художника-земляка А.В. Моторина – ОД «Золотая осень».

-   Чтение и разучивание стихов, пение песен об осени.

-   Дидактические игры «Мы - художники», «Вижу - дорисовываю».

-    Обсуждение возможного содержания будущей выставки, посвященной осенней тематике «Чарующая осень».

-   Индивидуальное рисование осенних пейзажей.

-   Оформление выставки «Чарующая осень». 3 этап – реализация проекта:

-     Знакомство с особенностями произведений в жанре живописи – осенний пейзаж. План-конспект предварительной беседы «Что такое пейзаж и кто такие художники пейзажисты?»

Цель: познакомить детей с пейзажем, подвести их к пониманию того, что художник в своей работе не просто изображает то или иное состояние природы, но и передает свое отношение к изображаемому, познакомить детей с основным средством выразительности пейзажей – с цветом.

Материал: репродукции картин А.Ф. Нуждова «Весенняя зелень», Б.В. Клевогина «Зимние деревья», А.А. Ермакова «Зимний вечер», А.А. Пластова «Первый снег».

-    Экскурсия в парк: наблюдение и закрепление знаний характерных признаков осени в природе. Цель: Развитие эстетического и художественного восприятия к окружающей действительности.

-   ОД «Золотая осень»

Программное содержание: 1.Дать детям первоначальные сведения о мастерской художника-живописца, о пейзажной живописи. 2. Познакомить с пейзажным творчеством художника-земляка А.В. Моторина. 3. Развивать навыки художественного восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. 4. Вызвать у детей желание выразить красками свое отношение к золотой осени.

Материалы: картина А.В. Моторина «Осенний мотив», запись музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года»

-   Дидактическая игра «Мы - художники»

Цель: Учить детей составлению тематической композиции на столе. Развивать навыки художественного и эстетического восприятия  произведений  искусства. Материалы: Разрезные картинки разных картин осенней тематики.

-   Дидактическая игра «Коктейль красок»

Цель: Развивать у детей творческое воображение.

Материалы: Для изобразительной деятельности: бумага, простой карандаш НВ, кисти № 2, 10, тычки поролоновые, краски гуашь, палитра, клей, салфетки, вода, репродукции картин художника А.Ф. Нуждова

«Осенняя пора», «Свияга осенью».

-   Обсуждение возможного содержания будущей выставки «Чарующая осень».

Цель: Учить понимать, как композиторы, поэты, художники, используя разные средства выразительности (цвет, композицию, ритм), передают образ осени; формировать художественное восприятие, умение коллективно творчески работать, умение согласовывать свои действия, договариваться друг с другом; развивать фантазию, чувство цвета, эстетический вкус, чувство ритма, аккуратность.

Материалы: запись музыки П.И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»; Б.В. Клевогина «Осенний мотив», А.А. Ермакова «Осень в лесу», А.Ф. Нуждова «Осенняя пора», «Свияга осенью», А.В. Моторина «Осенний мотив»; стихи А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» («Евгений Онегин, глава четвертая, стих XL), «Унылая пора! Очей очарованье!» («Осень», стих VII), Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», З. Федоровской «Осень», А. Барто «Осенью»; гуашь.

-   Индивидуальное рисование пейзажей по картине А. Ф. Нуждова «Осенняя пора».

-   Оформление выставки «Чарующая осень».

Задание: составить картину осеннего пейзажа на фланелеграфе (образцы – открытки с репродукциями картин об осени разных художников).

4 этап – осуществление проекта:

-   Обсуждение содержания будущей выставки «Чарующая осень».

-    Рисование картин-пейзажей в разных техниках. Индивидуальное рисование пейзажей по картине А.Ф. Нуждова «Осенняя пора» с помощью нетрадиционных техник рисования « Осенний пейзаж».

Цель: 1. Познакомить детей с картиной Ульяновского художника А.Ф. Нуждова «Осенняя пора». Вспомнить жанры изобразительной деятельности (пейзаж, натюрморт, портрет). 2. Закреплять умение рисовать пейзаж разными нетрадиционными техниками (рисование по сырому, использование зуб. щетки, располагать изображение по всему листу, приклеивание сухих листьев. 3. Воспитывать интерес к искусству изобразительной деятельности, умение видеть красоту природы. 4. Развивать творчество, воображение, умение ориентироваться на листе бумаги

Материалы и оборудование: Репродукция картины А.Ф. Нуждова, краски акварельные, кисточка, баночка для воды, краска желтая, красная, зеленая, коричневая, лист белый, сухие листья (клена, березы, рябины) клей ПВА, кисточки для клея, губка, аудио запись П.И. Чайковского из цикла «Времена года»

-   Оформление выставки детского творчества «Чарующая осень». 5 этап – презентация результата:

-   Открытие выставки «Чарующая осень».

Практическая работа: Выставка детских рисунков «Чарующая осень».

В результате изучения творчества русских художников Ульяновской области и открытия выставки «Чарующая осень» в детском саду, дети смогут взглянуть на осень другими глазами, с новым мироощущением, с новыми мыслями и эмоциями, и передать их красочно, воодушевленно и выразительно в рисунке.

Для продолжения данной работы можно реализовать Проект №2 «Под пушистым покрывалом снега»

Вид: Творческий.

Цель проекта: Закрепить умения детей использовать художественный материал (акварель) в рисовании. Развивать у детей способность видеть, чувствовать состояние природы в зимнее время года произведения искусства Ульяновских художников и откликаться в собственном изобразительном творчестве, формируя художественное и эстетическое восприятие.

Задачи проекта:

-     развивать художественное восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства Ульяновских художников и собственных творческих работах;

-   использование ахроматических и хроматических цветов;

-   овладение такими графическими средствами, как линия, точка и штрих;

-      продолжать развивать психомоторную координацию, управлять своими эмоциями, желаниями и настроением.

Срок реализации: 3 месяца.

Предполагаемый результат: выставка художественного творчества «Зимнее волшебство». Проект № 3 «Весенние чудеса»

Вид проекта: творческий.

Цель проекта: развивать у детей способность видеть и чувствовать состояния природы через ознакомление с пейзажами Ульяновских художников на весеннюю тематику, развивать художественное восприятие и эмоциональность выражать свое отношение в собственном изобразительном творчестве.

Задачи проекта:

-    развивать художественное восприятие, познавательный интерес и свое отношение к изобразительному искусству через весенние пейзажи художников - земляков.

-   познакомить детей с нетрадиционной техникой и способом ее выразительности.

Сроки реализации проекта: 3 месяца

Предполагаемый результат: выставка работ на тему «Красавица - Весна» в нетрадиционной технике.

А также на летний период можно реализовать с детьми Проект на тему: «Цветные краски лета», где будут включены все по выше описанной структуре экскурсии, прогулки, беседы и организованные деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с репродукциями картин художника – земляка А.А. Пластова «Летом» и «Ужин трактористов», задачи которых включают формирование художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста с картиной художника.

Таким образом, в ходе реализации проектной деятельности по формированию художественного восприятия детей через ознакомление с пейзажами ульяновских художников можно отметить повышение интереса детей к художественному творчеству, стремление подражать в своем творчестве великим художникам Ульяновской области.

При использовании в педагогическом процессе ДОУ проектной технологии усиливается целостность художественно–развивающей направленности искусства. В ходе реализации проекта успешно решаются задачи, стоящие перед педагогами, направлены на развитие художественного восприятия, художественной деятельности и детского творчества. Но, прежде всего, на овладение детьми нравственно-эстетическими общечеловеческими ценностными ориентациями, чувствами, оценками и отношениями ко всем явлениям жизни: предметному миру и человеку, обществу и природе, добру и злу, милосердию и жестокости, выраженным в произведениях художественного творчества языком искусства. Предусмотрено также и последовательное развитие познавательных и творческих возможностей каждого ребенка. И поэтому важно учитывать высказывание Е.А. Флериной: «Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чувствам, которые оно вызывает, а также по приемам художественной выразительности…».

 

Список литературы

1.      Детям – об искусстве родного края. Анималистический жанр живописи: Методическое пособие по реализации регионального компонента образовательной области «Художественное творчество». / Л.В.Сергеева, О.Н.Царева, Т.В.Лапшина, Ю.А.Мирная / Под ред. Т.А. Котляковой. – Ульяновск – Тольятти: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 146с.

2.      Котлякова Т.А. Современные технологии развития эстетического восприятия дошкольников [Текст]: учебное пособие. /Т.А. Котлякова. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – 64 с.

3.      Котлякова Т.А. Пестрый мир детских проектов./ Т.А. Котлякова. – М.: АРКТИ, 2013. – 160 с.

4.      Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 2002.– 96 c.

5.      Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного развития (в соавт.). – М.: МГППУ, 2006

6.      Дошкольное образование. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://window.edu.ru/library/pdf2txt/325/75325/56052