Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В США, КАНАДЕ, АВСТРАЛИИ И НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В настоящее время образование – это неотъемлемая часть как подготовки высококвалифицированного специалиста, так и формирования всесторонне развитой личности. Соответственно качество и эффективность системы образования страны способствуют становлению и поддержанию ее статуса в мировом образовательном пространстве, кроме того престиж многих стран заметно возрастает с увеличением потока иностранных студентов и обучающихся, которые стремятся продолжить свое образование в данной стране. Страны стремятся укрепить свои позиции в образовательном пространстве различными способами, в том числе совершенствуя свои образовательные технологии во многом благодаря использованию опыта наиболее успешных образовательных систем.

Такая ситуация складывалась с образованием США, Канады, Австралии и Новой Зеландии, системы образования которых в целом имеют много общего с образовательной системой Великобритании. Это в большей степени связано с тем, что система образования Британии являлась и является в настоящее время одной из самых успешных в  мировом образовательном пространстве за счет  таких качеств, как преемственность традиций, системность, многоуровневость. Изучение системы образования Великобритании, и ее влияние на образовательные системы других стран позволяет выявить наиболее важные элементы британского образования, усвоение и переработка которых в связи с традициями англоязычных стран дали возможность включить их в системы образования США, Канады, Австралии и Новой Зеландии и вывести их в лидеры на мировом образовательном рынке.

Усвоение позитивного опыта зарубежных образовательных систем и технологий в области иноязычной коммуникации позволит переработать и отобрать наиболее важные и эффективные элементы, что в дальнейшем будет способствовать их включению в образовательные системы других стран и повышению качества образования во всем мире. Исследование систем образования стран изучаемого языка дает возможность глубже и точнее познать страноведческие основы и выявить наиболее важные элементы образовательных систем данных стран.

В англосаксонских странах, таких как США, Великобритания, Канада, Австралия, сильны позиции философии и педагогики прагматизма; образование, по крайней мере среднее, имеет более утилитарный (прикладной, имеющий практическое применение) характер.

В США, в отличии от многих европейских стран, всегда существовала более демократичная (как по духу, так и по структуре) образовательная система. Например, американцам принадлежит приоритет в становлении массовой («всеохватывающей») средней школы, внутри которой обучающиеся распределялись на разные учебные потоки, но в организационном плане она была единой. Однако самое важное отличие американской системы образования – это ее децентрализация, принцип, который был положен в основу управления этой социальной сферой и был исторически связан с другим демократическим завоеванием американского народа – развитием феодализма, основанного на значительной самостоятельности каждого штата по отдельности. Такой подход к управлению образованием позволил создать уникальную политико-правовую схему взаимосвязи между центром, штатом и местной властью, причем отношения между двумя последними уровнями в каждом штате имеют свои особенности, определяемые во многом местными обычаями и традициями [1].

Образование в США изначально считалось сферой компетенции конкретного штата, либо местных органов власти. До сих пор существует 50 разных образовательных систем в штатах (в каждом из них – свой орган управления образованием, свое законодательство; свое должностное лицо, возглавляющее департамент народного образования –  суперинтендант (Superintendent), к тому же есть различия и внутри штата между отдельными округами:  именно  им  делегированы  основные  полномочия   по  практическому   управлению школьными округами. На территории США действуют около 15 тысяч школьных округов, каждый из которых отличается целями, задачами и философией образования [2, 3].

Американский подход в гражданском образовании характеризуется значительной автономией каждой из школ, которые имеют возможность самостоятельно формировать учебные планы. С одной стороны, в их распоряжении широкий выбор вариантов, форм,  методов и материалов для занятий,  а с другой – высокая ответственность не только за качество и профессионализм учителей и учебных программ, но и за отражение интересов всевозможных групп обучающихся. В США наибольшая доля учебного времени отводится предметами гуманитарно-обществоведческого цикла (45-47%) с преобладанием среди них родного и иностранных языков [1]. При этом основное бремя социализации лежит на социальных дисциплинах. Кроме того, американские педагоги большое внимание уделяют развитию междисциплинарных связей.

В Канаде в настоящее время сформировались и закрепились две независимые друг от друга образовательные системы: английская и французская, которые сосуществуют в одной стране. Это связано с билингвизмом самой страны и наличием двух официальных языков (английского и французского). Управление образованием в Канаде децентрализовано, в каждой провинции есть министерство образования (the Department of Education), в полномочия которого входят все вопросы образования и которое устанавливает сроки обучения, его продолжительность, содержание и т.д. Образовательная система в Канаде состоит из 10 провинциальных и двух территориальных систем. Большинство канадских учебных заведений принадлежит государственному сектору. Кроме того, Канада относится к числу государств, дипломы которых высоко котируются на международном образовательном рынке, около 30% населения страны имеет дипломы о высшем образовании [4].

Образование в Австралии – это синтез государственного (Федеральное правительство) и частного секторов. В Австралии правительство контролирует стандарты основного и высшего образования, а также любые изменения учебных программ. Департамент образования и обучения отвечает за всю национальную политику в области образования. Это единая централизованная структура, которая допускает существование лишь незначительной разницы в административных нормах разных штатов. Сегодня в Австралии насчитывается около 10 тысяч школ, более 300 государственных колледжей и 40 университетов, два из которых частные. Все учебные заведения, и государственные и частные, находятся под контролем Министерства образования, соблюдают государственные стандарты и гарантируют высокое качество обучения [4].

В Новой Зеландии четверть жителей страны имеет дипломы о высшем образовании, и около 40% выпускников средних школ стремятся продолжить свое обучение. В своем большинстве система образования Новой Зеландии принадлежит государственному сектору. Частные учебные заведения получают субсидии от государства, но в основном их доход составляет плата за обучение [2, 3].

Несмотря на все вышеперечисленные факторы, следует отметить тот факт, что системы образования этих англоязычных стран были созданы по подобию британской многоуровневой системы и соответственно унаследовали многие черты, присущие британской системе образования, такие как системность и многоуровневость. Кроме того, британское правительство оказывало существенную поддержку своим колониям: финансировало образование в Австралии, способствовало формированию светских школ в Канаде, что не могло не сказаться на системах образования данных стран. Внешняя политика Великобритании тоже оставила след в истории США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, которые в свою очередь, являясь колониями, перенимали опыт господствующей страны в различных областях, в том числе и в системе образования. Следует отметить, что при создании университетов в США и Новой Зеландии, за основу была взята британская модель (Примерами могут послужить Гарвардский университет в США и Кентерберийский университет в Новой Зеландии), и уже в процессе развития данной системы в связи с потребностями вышеназванных стран появились образовательные системы США, Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Специфические особенности всех систем образования, которые сформировались под влиянием особенностей географического положения (значительная отдаленность от Великобритании, близость к другим странам), исторического развития и ряда других факторов, таких как менталитет жителей, социальная политика страны, политическое устройство государства и т.д.

 

Список литературы

1.     Сайпулаева Т.Ю. Содержание и методы гражданского образования в США // Педагогика, 2006. – № 5. – С.91-95.

2.     Семина В.В., Семина Л.В. Об основных особенностях системы среднего школьного образования в Великобритании // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. ИЦРОН, 2014. – С 11-14.

3.     Семина В.В., Семина Л.В. Особенности высшего образования Великобритании и США, Канады, Австралии, Новой Зеландии // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Челябинск, 2015. – С. 7-9.

4. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – С. 11-12, 130-135, 351-355, 413-415.