Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Среди всех общеобразовательных учреждений нашей страны особое место занимают специальные коррекционные школы, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В ОГБОУ «Школа № 23» города Рязани обучаются школьники с интеллектуальной недостаточностью. У таких детей нарушена познавательная деятельность и эмоционально-волевая сфера. У них отсутствует потребность к освоению всего нового и умение применять полученные знания в практической деятельности. Поэтому основная задача педагога –   не только добиться овладения учащимися системой доступных знаний, умений и навыков по предмету, но и научить их использовать полученные знания, вначале в стандартных, а затем и в нестандартных ситуациях.

Наиболее прочными и осознанными оказываются знания и умения, которые получены учащимися в процессе практической деятельности. Включать учащихся в практическую деятельность необходимо с первых дней обучения в школе. Одним из первых практических действий учащихся на уроках математики является измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Для построения отрезка заданной длины мы предлагаем использовать следующее алгоритмическое предписание:

1. Найди 0 на линейке и поставь точку на бумаге.

2. Найди на линейке число (соответствующее длине отрезка), поставь точку на бумаге.

3.     Соедини две точки по линейке.

При многократном повторении учителем одних и тех же фраз, ученик запоминает их и начинает повторять. Со временем этот алгоритм трансформируется в короткое правило. Например, ученику необходимо построить отрезок длиной 5 см. Положив линейку на лист бумаги, ученик проговаривает и выполняет соответствующие действия: ноль – точка,5 сантиметров – точка, соединяем точки.

Более сложным действием для ребёнка с интеллектуальной недостаточностью является измерение длины отрезка. Прежде всего, необходимо сформировать у учащихся само понятие этой фигуры, акцентируя внимание на то, что отрезок имеет и начало, и конец. Мы предлагаем выполнять измерение длины отрезка по следующему алгоритмическому предписанию (плану):

1. Найди 0 (нуль) на линейке.

2. Совмести 0 с началом отрезка.

3. Совмести линейку с отрезком.

4. Поставь карандаш на конец отрезка.

5.     Прочитай число на линейке.

Главными трудностями для школьников при работе по этому плану являются следующие моменты:

1)        совмещение нуля на шкале линейки с началом отрезка (школьники с интеллектуальной недостаточностью часто совмещают начало отрезка с началом линейки);

2)    направление линейки по прямой, содержащей отрезок (при несформированности мелкой моторики это действие выполняется с трудом).

Для формирования навыков измерения длины отрезка необходимо выполнять следующие упражнения:

–   измерять длину отрезка различными инструментами (линейками и угольниками); инструменты должны различаться по размеру, по материалу, из которого они изготовлены, по цвету, по наличию нуля на измерительном инструменте и его отсутствию;

–    находить на шкале инструмента нуль или начало отсчета, если нуль отсутствует на измерительном инструменте (эта деятельность является важнейшим элементом при выработке измерительных навыков учащихся).

Вначале учащиеся измеряют длину отрезка, изображённого в тетради, затем – на линованной бумаге. Следующим этапом является перенос работы по этому плану на измерение длины отдельных объектов: полоски, карандаша, ручки, указки и т.п. Затем учащиеся находят длины сторон геометрических фигур (прямоугольника, треугольника, квадрата), измеряют длины отрезков ломаной линии для нахождения её длины, измеряют длины сторон предметов: тетради, книги, крышки стола, классной комнаты.

В итоге учащиеся должны уяснить: какой бы объект они ни измеряли, плоский или объёмный, на уроках математики или в столярной мастерской, с помощью линейки, рулетки или сантиметровой ленты, измерение длины отрезка осуществляется по одному и тому же алгоритмическому предписанию.

Работая по алгоритмическим предписаниям систематически, учитель экономит время. Ещё более важной является эта деятельность для развития речи. Учащиеся, которые постоянно слышат одинаково произносимые стандартизованные фразы, быстрее их запоминают и начинают их воспроизводить, приучаясь к строгому и четкому выражению своих мыслей. В речи учащихся не допускаются лишние, ненужные слова, выражения, имеющие несколько смыслов, тем более слова-паразиты, речь обогащается специальными терминами.

Процесс составления плана при практических действиях в старших классах происходит при совместной деятельности учителя и учащихся и включает в себя следующую последовательность действий.

1.   Учитель решает конкретную задачу, учащиеся наблюдают за выполняемыми действиями.

2.    В процессе решения выделяются и фиксируются отдельные действия (шаги), им даются названия, устанавливается их последовательность.

3.      Выполняется краткая запись плана, сопровождаемая демонстрацией каждого шага на  данном конкретном примере.

Учащиеся, пользуясь записанным планом, вначале выполняют последовательно указанные операции под руководством учителя, а затем самостоятельно работают по плану, проговаривая каждый его пункт, сначала вслух, а затем мысленно.

Значительные трудности испытывают учащиеся при измерении величины угла и построении треугольников с помощью транспортира. При выполнении этой работы учащиеся испытывают трудности при совмещении центра транспортира с вершиной угла и точным совмещением линейки транспортира со стороной угла. Если у детей отработаны действия по измерению длины отрезка, то эти трудности минимальны.

При построении треугольника с помощью транспортира учащиеся испытывают трудности в запоминании последовательности выполнения действий. Для запоминания этих действий мы предлагаем графические схемы, в которых поэтапно показана последовательность построения треугольника по длинам двух сторон и величине угла между ними и построение треугольника по длине стороны и величинам двух прилежащих к ней углов.

Визуальное восприятие последовательности выполняемых действий помогает учащимся выбрать начальный элемент построения (отрезок или угол) и постоянно сравнивать результаты своей деятельности с образцом, вносить коррективы или просить помощи учителя при несовпадении результатов.

При изучении темы “Площадь прямоугольника” для развития мышления и обобщения понятия площади, хорошо успевающим учащимся мы предлагаем задания на вычисление площадей фигур, которые не являются прямоугольниками, но легко разбиваются на несколько прямоугольников. Эти фигуры по размерам, заданным учителем, могут быть изготовлены на уроках труда самими учащимися.

При составлении плана действий рассматриваются несколько вариантов разбиения фигуры, анализируется каждое разбиение и выбирается наиболее короткий путь решения задания.

Отметим ещё раз особое влияние работы по плану на развитие информационной и коммуникационной функций речи (то есть речь выступает и как инструмент общения людей и как средство передачи информации).

При выполнении практических работ дети с интеллектуальной недостаточностью учатся:

1)   планировать свою деятельность,

2)     работать по составленному плану, комментировать свои действия, давая полный словесный отчет о выполняемой работе,

3)   оценивать свои действия, замечать допущенные ошибки и пытаться их исправлять,

4)   доводить начатую работу до конца или точно знать, на каком этапе остановился.

Эти умения развивают рефлексию, большую осознанность своей деятельности, действия детей приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для социализации школьников, так как в будущей жизни им придется сталкиваться с выполнением действий по инструкции, технологической карте, схеме. Выработанные на уроках математики навыки позволяют даже детям с интеллектуальной недостаточностью продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования.