Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНЫХ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АДЪЮНКТУРЕ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

В работе представлены нормативные правовые документы, обеспечивающие качественную разработку и реализацию образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров. Определены особенности образовательных программ и стандартов.

Ключевые слова: высшее образование, образовательный стандарт, образовательная программа, научно- педагогические кадры, адъюнктура.

На сегодняшний день в России реформа высшего образования обрела статус государственной политики, учитывая, что уровень высшего образования в стране определяет ее будущее развитие.

Закон Российской Федерации «Об образовании» впервые был принят 10 июля 1992 г. № 3266-1. С тех пор в него неоднократно вносились изменения и коррекции. В Законе впервые дано базовое определение понятия «образование». Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ») [3], вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., регламентирует существенное нововведение в системе высшего образования страны, определяя программы подготовки кадров высшей квалификации в качестве программ третьего уровня высшего образования.

Что изменилось в реализации программ подготовки кадров высшей квалификации, на которые был осуществлен набор обучающихся после 1 сентября  2013 г., то есть с момента вступления в силу  ФЗ «Об Образовании в РФ»? В силу профессиональных интересов, остановимся на этом вопросе детальнее относительно адъюнктуры.

Система высшего  военного образования в нашей стране,  не утрачивая своих системных признаков и свойств, в то же время претерпевает определенные изменения. В русле модернизации высшего образования выстраивается и деятельность научно-исследовательских организаций и военных образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации в области подготовки научно-педагогических кадров. При этом понятие «основная образовательная программа высшего образования - программа подготовки научно- педагогических кадров в адъюнктуре» (далее – программа адъюнктуры) является одним из ключевых в новой системе.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что фактически отсутствуют работы, в которых представлена целостная характеристика  концептуальных подходов к разработке  программ адъюнктуры, раскрывающих их содержательное наполнение. В теории и практике высшего образования не осмыслены и не раскрыты содержательно-процессуальные возможности разработки программ адъюнктуры в условиях перехода от послевузовского образования к высшему образованию, прослеживается неразработанность данной проблемы на концептуально-теоретическом, конструктивно-технологическом и методико-прикладном уровнях.

Важнейшей подсистемой высшего образования является содержательно-дидактическая подсистема. Ее основу составляют федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), требования которых реализуются на основе основных образовательных программ высшего образования, отражающих развернутую модель современного специалиста через набор учебных планов, программ, групп учебных дисциплин.

Следует отметить, что государственный образовательный стандарт (далее – ГОС) как документ, регламентирующий формирование образовательных профессиональных программ, введен Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г. (ст. 7). В соответствии с указанным законом, в период с 1994 по 1996 гг. было разработано и введено в действие первое поколение ГОС ВПО, которые в структурном плане включали: обязательный минимум содержания основных образовательных профессиональных программ (далее – ОПП); максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников.

ГОС ВПО первого поколения разрабатывались для программ подготовки бакалавра и специалиста. Если вести речь об адъюнктуре, то на конференции в Берлине (2003 г.) было принято коммюнике, в котором рекомендовалось рассматривать подготовку докторов наук как третью ступень высшего образования.

Еще до вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ» в течение многих десятилетий адъюнктура являлась традиционной формой подготовки кандидатов наук на базе научно-исследовательских организаций и военных образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее - военная образовательная организация или высшее военно-учебное заведение) и относилась к послевузовскому профессиональному образованию. Основным нормативным правовым актом, регулирующим подготовку кандидатов наук, являлось «Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» [4]. Подготовка кандидата наук предусматривала обязательную программу теоретической работы, выполняемой адъюнктом по индивидуальному плану. Объем теоретической подготовки составлял примерно 20% общего объема программы. Остальная часть программы отводилась на проведение самостоятельного научного исследования.

В 2002 году были введены Временные требования к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук, играющие роль государственных образовательных стандартов адъюнктуры, а к освоению образовательных программ допускались обладатели дипломов «бакалавр», «магистр» и «специалист».

В соответствии с федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [1], осуществлявшим функции системного регулирования отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, а также отношений, в которые вступают специалисты в процессе обучения в адъюнктуре, в 2000 году были введены в действие ГОС ВПО второго поколения, разрабатываемые для всех ступеней ВПО, включая магистратуру.

Несмотря на то, что ГОС ВПО как первого, так и второго поколений значительно расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ (с 10 % в 1988 г. до 30-40% в 2000 г.), они существенно не изменили культуру проектирования содержания высшего образования, поскольку сохранили ориентацию на знаниевую модель высшего профессионального образования, в которой основной акцент делался на формирование перечня дисциплин, их объемов и содержания, а не на требования к уровню освоения учебного материала.

Переход к уровневой системе высшего образования подтвердил необходимость формирования федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) ВПО третьего поколения. Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает три основные группы требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ [2].

На сегодняшний день, как отмечалось выше, адъюнктура представляет собой третий уровень высшего образования и к освоению программ подготовки научно-педагогических кадров допускаются обладатели дипломов «специалист» и «магистр». Кроме того, в 2014 году введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО) по соответствующим направлениям подготовки кадров высшей квалификации, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации программ адъюнктуры.

Начало ХХI века ознаменовано активной интеграцией России в мировое образовательное пространство, прежде всего, в Болонский процесс. Посредством ФГОС ВО российская высшая школа вписывается в мировое культурно-образовательное пространство, получает необходимые правовые средства для вхождения в Болонский процесс, международные механизмы признания документов об образовании, для организации международных научно-педагогических обменов и связей.

Предполагалось, что роль Болонского процесса будет заключаться в сближении и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования [20]. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на берлинской встрече министров образования европейских стран и тем самым обязалась выполнить к 2010 году требования Болонской Декларации, содержащей десять ключевых направлений (10 Bologna Action Lines):

1.   Принятие системы взаимно признаваемых и сравнимых степеней.

2. Внедрение системы, базирующейся в основном на двух уровнях.

3. Внедрение системы зачётных единиц (академических кредитов).

4.    Развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала.

5. Развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования.

6. Усиление европейской составляющей в системе высшего образования Европы.

7. Обучение в течение всей жизни (система непрерывного образования).

8. Активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса.

9. Повышение привлекательности Европейского пространства высшего образования.

10.      Введение докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня); объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований.

До вступления в силу ФЗ «Об Образовании в РФ» программы адъюнктуры относились к программам «послевузовского образования», лицензировались и реализовывались по конкретным специальностям научных работников, определенных Номенклатурой специальностей научных работников. В 2011 году приказом Минобрнауки России были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (далее - федеральные государственные требования) [6]. Начиная с 2011/2012 учебного года, военные образовательные организации проходили экспертизу соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников адъюнктур высших военно-учебных заведений федеральным государственным требованиям и получили свидетельства о государственной аккредитации по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей профессионального образования [15]. В силу того что федеральные государственные требования не включали процедуру итоговой государственной аттестации, освоение данных программ не приводило к присвоению квалификаций или образовательных степеней и не завершалось выдачей документов об образовании. Отечественная практика подготовки кадров высшей квалификации состояла из двух систем: системы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре (адъюнктуре); системы аттестации научных кадров высшей квалификации.

Установив новый статус программ адъюнктуры, новый ФЗ «Об образовании в РФ» не включает в содержание этих программ процедуру защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. В рамках освоения имеющей государственную аккредитацию программы адъюнктуры лицо, завершающее освоение этой программы, будет сдавать государственный экзамен, представлять научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации [12]. По окончании обучения выпускник адъюнктуры получит «диплом об окончании адъюнктуры», в котором будет указана образовательная квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь», а не ученая степень.

Важно отметить, что на основании части 9 статьи 108 ФЗ «Об образовании в РФ» [3] ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности переоформлялись до 1 января 2016 года [16], [17].

На сегодняшний день, в соответствии с частью 11 статьи 13 указанного закона [3], Министерством образования и науки  РФ (далее - Минобрнауки  России) утвержден Порядок  организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) [9], определяющий правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам адъюнктуры. На основании данного нормативного правового акта, регулирующего подготовку научно-педагогических кадров, военная образовательная организация, в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ, самостоятельно разрабатывает и утверждает  программу подготовки научно- педагогических кадров в адъюнктуре, которая является центральным звеном организации учебного процесса.

При этом шифр и наименование направления подготовки регламентируется Приказом Минобрнауки России «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» [8], а направленность образовательной программы определяется с учетом направленностей образовательных программ, соответствующих научным специальностям [5], отнесенных Приказом Минобрнауки России от 2 сентября 2014 г. №1192 к указанному направлению подготовки [10].

Кроме того, программы адъюнктуры как программы третьего уровня высшего образования разрабатываются и реализуются военными образовательными организациями на основе норм, установленных следующими документами, утвержденными приказами Минобрнауки России, таких как:

-    Порядок приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) [11];

-      Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) [19];

-     Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные  образовательные программы высшего образования [14].

Примерные основные образовательные программы должны обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения программ адъюнктуры с учетом направления подготовки и направленности образовательной программы, предлагая всем высшим военно-учебным заведениям возможный инвариант проекта вузовской программы адъюнктуры, от которой зависит конечный результат деятельности военной образовательной организации, кафедры, а именно – подготовка кадров высшей квалификации Министерства обороны Российской Федерации. А для того чтобы достичь этого результата, необходима глубоко продуманная, целеустремленная деятельность всех субъектов образовательного процесса по выстраиванию учебного процесса, отбору его дидактического содержания, методического и научного сопровождения деятельности военной образовательной организации, кафедры. Решение этих задач во многом определятся научно обоснованным подходом к структурно-содержательному построению и порядку реализации программ адъюнктуры в условиях перехода от послевузовского образования к высшему образованию – подготовке кадров высшей квалификации.

На этапе проектирования программы адъюнктуры формулируется главная цель программы и определяются задачи образовательной программы в области обучения и в области формирования социально-личностных качеств адъюнктов. Основанием для этого являются социальные ожидания общества к личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника адъюнктуры, его готовности к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности.

Задачи профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу адъюнктуры, определяются видами будущей профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, конкретизированными в ФГОС, направленностью рабочих программ учебных дисциплин (модулей). Кроме того, задачи конкретизируются и дополняются, исходя из того, чем должен овладеть выпускник адъюнктуры в соответствии с описанием трудовых функций, входящих в профессиональные стандарты: научный работник (научная (научно- исследовательская) деятельность) [18]; педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования [13].

Таким образом, характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу адъюнктуры, на наш взгляд, должна иметь следующую структуру:

1.     Область профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС (повторяется из ФГОС, при необходимости уточняется).

2.   Примерные области научных исследований выпускника в соответствии с направленностью программы подготовки (повторяются из Паспорта Номенклатуры специальностей научных работников, при необходимости уточняются).

3.     Объекты профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС (повторяются из ФГОС, при необходимости уточняются).

4. Виды профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС (повторяются из ФГОС).

5.   Обобщенные трудовые функции и (или) трудовые функции выпускников (заполняются в соответствии с профессиональными стандартами: Научный работник (научная (научно-исследовательская) деятельность); Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Следует отметить, что в соответствии с Профессиональным стандартом научного работника (научная (научно-исследовательская) деятельность), к основной трудовой функции выпускника адъюнктуры следует отнести ведение сложных научных исследований в рамках реализуемых проектов. Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования основной трудовой функцией выпускника адъюнктуры определяет разработку научно- методического обеспечения реализации курируемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

На наш взгляд, главной причиной повышенного внимания к разработке и реализации программ адъюнктуры в условиях перехода от послевузовского образования к высшему образованию - подготовке кадров высшей квалификации является наличие противоречий, как в самой системе высшего образования, так и между высшим образованием и другими общественными сферами, в частности наукой и профессиональной деятельностью, сдерживающими его развитие. ФГОС, требования которого реализуются на основе программ адъюнктуры, в определенной мере помогают устанавливать границы единого образовательного пространства Российской Федерации, определяют специфические требования к содержанию подготовки кадров высшей квалификации. При этом программа подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации программ военными образовательными организациями, и выступает в качестве общего регулирующего начала, учитывая ведомственную и вузовскую специфику и гарантируя необходимый уровень и качество образования.

В заключение хотелось бы обратить внимание военных образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, реализующих программы адъюнктуры, на необходимость ответственного и тщательного подхода к осмыслению и формированию единых подходов к разработке и реализации программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

2.     Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ

3.     Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

4.     Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации» от 27 марта 1998 г. № 814.

5.     Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников» от 25 февраля 2009 г. № 59.

6.     Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)» от 16 марта 2011 г. № 1365.

7.     Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Номенклатуру специальностей научных работников, утвержденную приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59» от 10 января 2012 г. № 5.

8.     Приказ Минобрнауки России «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 12 сентября 2013 г. № 1061.

9.     Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» от 19 ноября 2013 г. № 1259.

10. Приказ Минобрнауки России «Соответствие направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1060 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный № 30160), и направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный № 30163), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. № 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный № 31448), научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, утвержденной приказом Министерства образования  и  науки Российской Федерации от 25 февраля 2009 г. № 59 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2009 г., регистрационный № 13561), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2009 г. № 294 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный № 14958), от 16 ноября 2009 г. № 603 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2009 г., регистрационный № 15408) и от 10 января 2012 г. № 5 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2012 г., регистрационный № 23091)» от 2 сентября 2014 г. № 1192.

11. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров  в  аспирантуре (адъюнктуре) (включая особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья, перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по результатам вступительных испытаний)» от 26 марта 2014 г. № 233.

12. Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» от 30 апреля 2015 г.№ 446.

13. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» от 08 сентября 2015 г. № 608н.

14. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» от 27 ноября 2015 года№ 1383.

15. Письмо Минобрнауки России «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования» от 22 июня 2011 г. № ИБ-733/12.

16. Письмо Минобрнауки России «О подготовке кадров высшей квалификации» от 27 августа 2013 г. № АК-1807.

17. Письмо Минобрнауки России  «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях специальностей и направлений подготовки» от 18 марта 2015 г. № АК-666/05.

18. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об  утверждении профессионального стандарта научного работника (научная (научно-исследовательская) деятельность)»

19. Проект Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки (определение форм государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам)».

20. Гретченко А. И. Болонский процесс : интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. – М. : КНОРУС, 2009.