Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА. ПОДБОР ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВ К СЛОВАМ С ДВУМЯ БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Авторы:
Город:
п.г.т. Белый Яр
ВУЗ:
Дата:
23 апреля 2016г.

Предмет: русский язык

Тип урока: урок освоения нового материала Класс: 3

УМК: Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,

О.В. Пронина. - Москва: «Баласс», 2009г.

 

 

Цель урока

Формировать умение подбирать два проверочных слова к словам с двумя

безударными гласными в корне

Задачи урока

Образовательные: научить самостоятельно открывать новые знания; уметь

правильно писать корень слова с двумя безударными гласными, подбирать два проверочных слова.

Развивающие: научить навыкам самопроверки; развить орфографическую зоркость, память, речь, внимание, аналитическое мышление.

Воспитательные: научить адекватной самооценки своего труда; любви к своему языку, культуры учебного труда

Планируемые

образовательные результаты

Осознание учащимися значимости приобретаемых знаний, умений и навыков,

мотивация к дальнейшему изучению русского языка, мотивация к творчеству

Межпредметные связи

Литературное чтение

Методы и формы

обучения

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый; индивидуальная,

фронтальная, групповая

Педагогические

технологии обучения

Информационно-коммуникативная,    здоровьесберегающая

Образовательные ресурсы

Мультимедийный проектор; компьютер; интерактивная доска; карточки для

индивидуальной работы

 

Организационная структура урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Этап 1.

Организационный момент

А сейчас, проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»

Этап 2. Актуализация

знаний учащихся о безударных гласных

Чистописание

- Откройте тетради, запишите число, месяц и «Классная работа»;

- Отгадайте загадку (А. Кочергина):

С золотым листом приходит, Грязью-слякотью уходит, Крики птиц, летящих вдаль это время угадай (осень)

- Какие осенние явления природы вы знаете? (ветер, дождь, листопад и др);

 

-Несколько листьев к нам прилетели на урок. Но это необычные листья (к

листьям приклеены гласные буквы);

- Что вы заметили? Какие буквы записаны?

- Что вы можете о них сказать?

-   Давайте эти гласные свяжем одной ниточкой и составим узор из букв и соединений:

Аа, Оо, Ии, Уу, Ее, ы, Ээ, Яя, Юю, Ёё

- Какие бывают гласные? (ударные и безударные);

-   Подчеркните те гласные, которые требуют проверки в безударном положении в корне слова (на доске оставим те листики, на которых гласные, требующие проверки: а, о, е, и, я);

-   Так, скажите тему сегодняшнего урока. Над чем сегодня будем работать, чему будем учиться? (Будем работать над безударными гласными в корне слова, правильно писать слова с данной орфограммой)

Работа над темой

 

 

 

 

Учитель вывешивает на доску поэтапно алгоритм работы над безударной гласной в корне

 

 

 

Учитель добавляет следующие пункты

Построение алгоритма

-   Если мы будем сегодня работать над безударной гласной вкорне, то в данных словах какую работу выполним первой? Прочитайте слова. Запишите их в тетрадь, выделите корень (звезда, блестит, травинки, веселит, холода, сторожит). (1. Прочитать; 2. Корень);

- Какой следующий этап работы? (поставим ударение, определим место безударной гласной). Учитель добавляет следующие пункты (1. Прочитать; 2. Корень; 3. Ударение; 4. Безударная гласная);

Звезда, блестит, травинки, веселит, холода, сторожит

-   Если безударная гласная находится в корне, какие наши следующие действия? (подобрать проверочные слова). (1. Прочитать; 2. Корень; 3. Ударение; 4. Безударная гласная; 5. Проверочное слово);

Звезда - звездный, блестит - блеск, травинки - травы, веселит - весело, веселье, холода - холод, холодный, сторожит - сторож, сторожка

- Что необычного, интересного вы заметили при работе над словами? Выполняли ли мы такую работу раньше? (в некоторых словах в корне слова два безударных гласных, значит, подбираем два проверочных слова)

Физкультминутка

Мы листики осенние на дереве сидим.

Дунул ветер – полетели. Мы летели и летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал

И листочки все поднял. Закружились, полетели

И на землю тихо сели

Закрепление нового

материала

Работа по алгоритму

- А теперь, используя алгоритм проверки безударной гласной, поработаем над словом зеленеет.

Прочитай: [зеленеет] Выдели корень: зелен Поставь ударение: ударение падает на третью букву е.

Есть ли в корне безударные гласные? Да.

Ваши действия: изменю слово и подберу однокоренные слова, чтобы безударные гласные звуки стали ударными. Сравню проверяемое и проверочные слова. Скажу, какую гласную букву надо писать.

- Все ли гласные можно проверить, применяя это правило? (Нет)

-   Как называют слова, в которых нельзя проверить безударную гласную? (Слова с непроверяемой безударной гласной или словарными)

-   Как поступить в этом случае? (Написание таких слов нужно запомнить или

посмотреть в словаре)

- Работа с учебником. Страница 76, упр. 102

Прочитай слова. В каких словах есть орфограмма - безударная гласная в корне?

-   Спиши. Сначала запиши проверочные слова, затем слово с орфограммой.

 

1)        Головы, голова, головка (головы, головка, голова).

 

 

 

 

2)   Лошадёнка, лошадка, лошадь (лошадь, лошадка, лошадёнка).

 

3)   Колос, колосок, колосья (колос, колосья, колосок)

Проверка знаний

учащихся

Работа с сигнальными карточками с подбором проверочных слов

-Покажи первую безударную гласную, устно подобрав проверочное слово.

-Покажи вторую безударную гласную, устно подобрав проверочное слово.

На доске: Б.р.да, д.р.вянный, ст.р.на, к.р.шок, м.л.дой, ст.б.лёк, з.л.той (борода - бороды, бородушка, деревянный - дерево, деревья, сторона - стороны, сторонушка, корешок - корень, коренья, молодой - молод, моложе, стебелек -

стебель, стебельчатый, золотой - золото, позолота).

-Какое слово из устного диктанта подходит ко всем именам существительным: характер, руки, кольцо, сердце, осень.

Запиши пары слов: золотой характер, золотые руки, золотое кольцо, золотое сердце, золотая осень.

Когда так говорим: золотые руки, золотое сердце, золотая осень. Составь предложения с данными словосочетаниями

Итог урока

·                                                                                                                                                            Работа над

вопросами, которые помогают сделать вывод по учебнику: стр. 76. 1.Если в корне слова два безударных гласных звука, как проверить, какие буквы

надо писать? Можно ли пользоваться уже знакомым тебе правилом? 2.Обязательно ли проверочные слова должны быть однокоренными? Почему? Объясни.

3.Как ты думаешь действовать, чтобы правильно обозначить на письме безударные гласные звуки в корне слова? Какой « шаг» будет первым? Что ты сделаешь затем? Сколько всего «шагов»?                                                  ВЫВОД: Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами

Домашнее задание

Учебник для 3 класса, 1часть Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. Москва

«БАЛАСС», 2009г. Страница 76.Упр.101.

Прочитай слова 1-го столбика. Сколько слогов в каждом слове? Поставь ударение. Сколько безударных слогов в каждом слове? Подчеркни простым карандашом орфограммы - безударные гласные. Прочитай слова 2-го и 3-го столбиков. Поставь в них ударение. Будут ли они проверочными? Почему? Объясни.

говорит                                говор                                              разговор

молоток                                               молот                                   молотит

зеленеть                                               зелень                                   зеленый

корешок                                               корень                                  коренья

Выставление оценок

- за активное участие на уроке

- за правильное выделение корня

- за правильную постановку ударения

- за правильное определение безударных гласных

- за правильное определение темы урока

- за работу по алгоритму (зеленеет)

- за правильные ответы в устном диктанте

- за нахождение правильного слова к существительным (пара)

- за содержательные предложения

- за правильный вывод

Рефлексия

Самооценка собственного эмоционального состояния на уроке

1)   Я все понял, но у меня остались вопросы  

2)   Я все понял, могу работать по алгоритму  



3) Я все понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому

 

Список литературы

1.     Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135уроков здоровья, или школа докторов природы.Москва «ВАКО». 2007.

2.     Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Журкина Ш., Москва «Просвещение». 1995.

3.     Шукейло В.А. Сборник проверочных и контрольных работ. Русский язык. 1-4классы. Москва. «Вентана- Граф».2007.

4.     Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. Москва «Баласс».2009.

5.     Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3класс. Методические рекомендации для учителя. Москва.«Баласс». 2007.

6.     Милосердов И., Ульянов В. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. Санкт-Петербург.«Мигус». 1994

7.     Нефёдова Е., Узорова О. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. 2 класс. Москва.«Аквариум».1997