Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ И БАЛЛЬНО- РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКЕ УСПЕВАЕМОСТИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
08 февраля 2016г.

Проблема адаптации весьма актуальна для студентов младших курсов, в частности, первого курса. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе будет более успешной, если организовать адаптацию как системный, двусторонний, поэтапный процесс формирования и развития когнитивных, мотивационно- волевых, социально-коммуникативных связей. В связи с этим, одной из важнейших задач вуза является работа со студентами младших курсов, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новым условиям обучения [1]. Целью балльно-рейтинговой системы является повышение объективности оценки качества знаний студентов [2,6]. При этом важна роль не только преподавателей, куратора, но и освоение самим студентом новых для него особенностей учебы в ВУЗе, что стимулирует дальнейшую успешную учебу, построение отношений с преподавателями и однокурсниками, а также профессиональную компетентность будущего специалиста [6].

Материалы и методы

Было проведено анонимное анкетирование студентов 1 и 2 курсов медицинского института по вопросам адаптации обучения в вузе и БРС. Общая выборка письменного опроса - 100 человек.

Результаты и обсуждение

По данным анкетирования студентов первого курса выявлено, что 60% опрошенных к системе обучения в вузе привыкали постепенно, 36% быстро адаптировались и лишь 4% так и не смогли привыкнуть к новым условиям. К практическим занятиям систематически готовятся половина опрошенных, при этом мотивацией у 64% первокурсников являются получение новой информации и расширение знаний. При этом студенты отметили, что с большим интересом посещали все изучаемые дисциплины.

Было выявлено, что большинство студентов (54%) во второй половине дня занимаются подготовкой к занятиям, в связи с этим, указали на отсутствие свободного времени, но, тем не менее, 16% студентов свободное время посвящают отдыху, 30% занимаются любимым делом (спортом, хобби). Ранее проводимые исследования в университете выявили наиболее типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство студентов: недостаток времени – 7,8%, не хватает силы воли – 28,9%, отсутствие необходимых условий – 22,7%, финансовые затруднения – 10,5 % и т.д. [6]. Также было выявлено, что балльно-рейтинговая система контроля знаний сохраняет психосоматическое здоровье студентов, занимающихся систематически и получивших итоговую оценку без сдачи экзамена, снижая уровень психоэмоционального напряжения в период экзаменационной сессии [3].

При успешной адаптации к условиям обучения в вузе немаловажная роль отводится куратору студенческой группы, что подтверждают 68% опрошенных первокурсников. Студенты-первокурсники отмечают, что кураторы в студенческой группе нужны, так как они оказывают помощь и поддержку при адаптации к вузовской системе обучения, при проведении разъяснительной работы, своевременном информирования и являются связующим звеном с преподавателями, учебной частью, деканатом.

Представления о студенческой жизни и учебе в институте после поступления у 65% опрошенных не изменились, в лучшую сторону – 25%, разочарованы 10% первокурсников. Трудности, с которыми столкнулись в институте – неумение распределять время, неумение выступать перед публикой, неуверенность в себе, страх перед экзаменами.

26 % второкурсников утверждают, что балльно-рейтинговая система повышает объективность оценки качества знаний студентов (на 1 курсе – 24%), 44% опрошенных-первокурсников затруднились с ответом (на 2 курсе – 52%), и 17% первокурсников отрицают данный факт (на 2 курсе – 22%). Суть балльно-рейтинговой системы оказалась понятна  60% студентам, 24% респондентов затруднились с ответом.  По  мнению 32 % опрошенных данная система стимулирует их познавательную активность, стимулирует их лучше учиться. На данный вопрос отрицательный ответ дали 30% студентов, затруднились с ответом - 38%.

Большая часть респондентов отдают предпочтение традиционной пятибалльной системе, которая, позволяет адекватно оценить качество работы студента и создать дополнительные стимулы к учѐбе и 32% против традиционной системы оценок, поскольку, по их мнению, оценки зачастую необъективно отражают знания. Большинство студентов отмечают присутствие страха перед сессией. 69% опрошенных студентов подчеркнули проделанную работу по разъяснению сути балльно-рейтинговой системы кураторами, деканатом и преподавателями.

На вопрос эффективности БРС были получены следующие ответы: по мнению большинства опрошенных студентов-первокурсников (79%) не всегда эффективна, так же считают 72% студентов 2 курса, 8% студентов 1 курса и 16% студентов 2 курса отметили эффективность данной системы. Так как в первом семестре первокурсники не сдавали экзамены, возникли затруднения у большинства при ответе на вопрос о сложности сдачи экзаменов при введении БРС. 16% студентов 2 курса сдача экзаменов по системе БРС отметили, что им было легче сдать все экзамены, 22% опрошенных было легче сдавать отдельные экзамены (например, биохимию), тем не менее, 28% студентам ощутили сложность сдачи экзаменов. Также наиболее актуальными оказались вопросы о сдаче зачетов: 44% студентов-первокурсников ответили, что все зачеты получили по сумме накопленных в течение семестра «баллов» «автоматом», не испытав никаких сложностей, 32% опрошенных получили «автоматом» большую часть зачетов и 20% первокурсников (20% студентов 2 курса) было сложно получить «автомат». По сравнению с первокурсниками, среди студентов 2 курса всего 22% опрошенных смогли получить все зачеты «автоматом», 44% - большую часть зачетов.

Большинство студентов обеих курсов ощутили увеличение нагрузки, 72% опрошенных-первокурсников указали, что по отдельным дисциплинам удается контролировать «текущий балл»; 12% ответили, что скорее не удается; 4% отмечают, что им совершенно не удается по всем дисциплинам.

54% студентов-первокурсников считают, что посещаемость занятий должна оцениваться большим количеством баллов, 18% - существующих баллов достаточно; остальные респонденты затруднились с ответом. Примерно такие же ответы получены у студентов-второкурсников. По мнению, студентов 1 курса, на вопрос о распределении премиальных баллов - 60% опрошенных ответили, что всем студентам, выполнившим минимум их надо начислять. Только 18% респондентов считают, что начислять премиальные баллы надо только лучшим студентам, для их поощрения. Среди первокурсников 28% студентов набрать баллы (минимум) по текущему и рубежному контролю не составило сложности, при этом важным условием является систематическое занятие учебой; лишь по отдельным предметам сложным оказалось для 18% первокурсников. Если в начале семестра преподаватели проинформировали студентов-первокурсников о критериях получения оценок по отдельным дисциплинам, то на 2 курсе студенты были проинформированы по всем предметам.

На 2 курсе экзаменационную сессию на «отлично» и «хорошо», при этом 48% студентов стали хорошистами и 12% отличниками; 22% студентов учатся на «удовлетворительно», остальные 18% студентов имеют смешанные оценки.

Таким образом, по полученным результатам можно сделать следующие выводы:

1)    Подавляющее большинство студентов привыкали к системе обучения постепенно и лишь 4% так и не сумели привыкнуть. Это говорит не только о большом количестве студентов способных адаптивно приспосабливаться, но и о роли вуза в адаптации студентов. Такие мероприятия как профилактические беседы, конференции первокурсников и другие разнообразные мероприятия так же вносят вклад в адаптацию.

2)     Для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в вузе и системе балльно- рейтинговой оценки успеваемости необходимо увеличить количество часов лекционных и практических занятий.

3)    Суть балльно-рейтинговой системы не только в систематизированной работе студента и его стимуляции, но и в сохранении психосоматического здоровья. Многие первокурсники и второкурсники воспользовались этой стороной системы, получив все зачеты или некоторые «автоматом», но, тем не менее, студенты отмечают значительное увеличение нагрузки и испытывают некоторые волнения и страх на экзаменах.

4)        Студенты предложили внести изменения в рейтинговую систему, связанные с начислением премиальных баллов всем, набравшим минимум и об увеличении баллов за посещения занятий.

Таким образом, по результатам анкетирования выявлена тенденция к активной учебной деятельности, наличие у студентов увлечений, которым они уделяют время. Выявлены дисциплины, которые они с интересом посещают, взгляды на балльно-рейтинговую систему и пожелания в увеличении количества часов лекционных и практических занятий.




Список литературы

1.      Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 37-48.

2.      Ракитина Е.А., Ведешкина Л.А., Денисова А.Л. Отношение студентов к балльно-рейтинговой системе оценке образовательных результатов /Е.А. Ракитина, Л.А. Ведешкина, А.Л. Денисова // Университет им. В.И. Вернадского. - 2012. - №2 (40). - С. 145-148.

3.      Саввина Л.Э., Сыромятников Н.Н., Нусугуров С.Д. Уровень тревожности и биоэлектрическая активность мозга у студентов в условиях балльно-рейтингового контроля знаний / Л.Э. Саввина. Н.Н. Сыромятников, С.Д. Нусугуров // Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». – 2013.

4.      Сазонов, Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обучения качества учебного процесса / Б.А. Сазонов // Высшее образование в России. – 2012. - № 6. – С.28-39.

5.      Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89.

6.      Скрябина С.Н., Гольдерова А.С. Оценка уровня физического состояния студентов университета / С.Н. Скрябина, А.С. Гольдерова// Якутский медицинский журнал. - 2010. - №3-31. - С. 55-58.