22 марта 2018г.
Образовательный туризм – туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением. Современное понимание образовательного туризма по своему содержанию достаточно широко и включает в себя образовательные учреждения, сектор проживания, транспортный сектор, сектор питания, сектор развлечений, в том числе музеи, сферу искусства и культурное наследие, досуговые услуги.
Современный образовательный туризм включает высшее образование, профессионально- техническое, школьное образование, зимние и летние школы, языковые курсы, продолжающиеся взрослые образовательные программы, короткие курсы, практика развития обучения, интернатуры, семинары и конференции. Таким образом, можно констатировать, что современный образовательный туризм рассматривается наукой как интегративный продукт, включающий образовательную основу в контексте туристской инфраструктуры и, собственно туристскую составляющую.
Идея инноватики туристического образования влечет за собой модернизацию организационной, экономической и финансовой деятельности университета, создавая эффективную многоканальную систему привлечения финансовых средств из различных источников. Они обеспечивают обоснованное использование этих средств для финансирования всех видов деятельности вуза: укрепление материально- технической базы университета, обновление средств образовательной и научной деятельности преподавателей вуза, оптимизация условий труда, быта и отдыха сотрудников, преподавателей и студентов [8].
В настоящее время наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:
– учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
– ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;
– научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
– участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
– экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам.
Сегодня образовательныйтуризм представлен в совершенно разных формах, которые имеют общие черты. Главной остается идея о том, что путешествие – это, прежде всего, самореализация, релаксация, веселое обучение и образование для людей всех возрастов.
Можно выделить три направления, или три рынка образовательного туризма:
– языково-обучающие туры;
– спортивно-обучающие туры;
– профессиональное обучение.
Как часть образовательного туризма можно отдельно выделить литературный туризм. Литературный туризм – это разновидность туризма, целью которого является посещение местностей, связанных с всемирным литературным творчеством. Обращаясь к определению понятия «литературный туризм», можно заметить, что он является неотъемлемой частью как образовательного, так и культурного туризма, так как это вид туризма, связанный с местами и событиями, описываемыми в литературных произведениях, а также с жизнью авторов этих произведений. [3]
Главная цель литературного туризма – возрождение интереса к истории, культуре и литературе своего края, поднятие престижа чтения. В его основе – литературная экскурсия, отличающаяся от традиционной экскурсии акцентом на книге, ее авторе, исторических личностях, которые стали прототипами художественного произведения, истории создания книги.
Данный вид туризма может включать следующие маршруты:
– следование по местам вымышленного героя произведения;
– посещение места действия произведения;
– следование по местам жизненного пути автора.
Литературные туристы в первую очередь интересуются тем, как мир оказывал влияние на создание того или иного произведения, так же как и само произведение создавало ту окружающую среду. Помимо посещений мест жизни и творчества писателя, как и следования по местам произведений, литературные туристы занимаются книжным туризмом, посещая местные книжные магазины.
Для того чтобы стать литературным туристом, необходимо лишь желание и любовь к литературе. Также литературный турист принимает участие в семинарах, чтениях, слушает лекции литературоведов. В странах, которые практикуют литературный туризм, существуют специальные литературные гиды, литературные карты, литературные туры. [6]
Литературный туризм на родину любимого автора или вымышленного персонажа, захватывает многих людей со всего мира. Только мысль о том, что турист может пройти дорогой, по которой ходил любимый герой, и увидеть то, что видел он, вызывает чувство невыразимого восторга. Иногда книголюбы преодолевают любые расстояния, чтобы пройти по следам любимого персонажа.
В России пока данный вид туризма ещё не вошёл в язык туроператоров, хотя встречаются отдельные туры. Россия имеет огромный потенциал для развития данного вида туризма, поскольку обладает богатым культурным, в частности литературным, наследием.
Решение одной из ключевых задач развития отечественного литературного туризма требует осуществления масштабных инвестиций. Однако в этом отношении российский литературный туризм оказался в своеобразном замкнутом круге: низкий уровень производства услуг, обусловленный слабыми инвестициями в памятники истории и культуры, ведет к слабому спросу и небольшому доходу, получаемому в результате оказания этих услуг. Выходит своего рода дилемма: вышеперечисленные факторы ведут к слабым инвестициям в индустрию литературного туризма, а доход от литературного туризма мог бы компенсировать все траты на его развитие.
Деятельность в области литературного туризма, которая является интеграционной составной частью национальной экономической системы, должна планироваться, направляться и координироваться комплексно, затрагивать все аспекты его развития – правовые, экономические, организационные, социальные, историко-культурные, научно-образовательные, экологические. [9]
Несмотря на технический прогресс, ничто не сможет сравниться с ролью литературного наследия в социально-культурном сервисе и туризме. А в нашей стране для его развития имеются огромные перспективы.
Таким образом, образовательный туризм во всем своем многообразии – прекрасный инструмент образования, воспитания и просвещения, досуга.
Список литературы
1. Александрова А.Ю. Международный туризм. [Текст]: М.: БГЭУ, 2016. – 230 с.
2. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития. [Текст]: М.: ЮНИТИ, 2015. – 159 с.
3. Горлова И.И. Образовательный туризм в современной России: сущность и специфика [Текст]: М.:БГЭУ, 2016. – 232 с.
4. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства. [Текст]: М.: ЮНИТИ, 2016. – 168 с.
5. Печерица Е. В. Основные виды туров [Текст]: М.: Приор, 2015. – 937 с.
6. Пономарева Т. В. Основы туризма [Текст]: М.: Логос, 2016. – 341 с.
7. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов [Текст]: М.: Гардарики, 2014. – 411с.
8. Хуранов А.Б., Хачемизов Р.А. Инновации в туристическом образовании // Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубежом» / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции.№ 4. г. Новосибирск, 2017. 160 с. – С. 153-154.
9. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство [Текст]: М.: Дашков и Ко, 2014. – 294 с.