Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
19 апреля 2016г.

Текущий этап экономического развития характеризуется рядом особенностей, важнейшей из которых является нестабильность. Под нестабильной экономикой понимается такое состояние существующей экономической системы, при котором ее развитие является неустойчивым, а будущее состояние ее элементов трудно предсказать. Особенностями экономики этого типа является формирование особых условий функционирования предприятий, важнейшими из которых являются наличие множества вариантов дальнейшего хода событий и хаотичность процессов, определяющих функционирование экономической системы.

Можно выделить  две группы  факторов экономической нестабильности,  оказывающих влияние  на конкурентоспособность компаний: внутренние (безработица, инфляция, дефицит государственного бюджета, развитие новых технологий и их внедрение в отрасли экономики и др.) и внешние (политические события в мире, мировой экономический кризис, мировые интеграционные процессы и др.).

Одним из условий нестабильности российской экономики является вынужденный отказ от высокотехнологичных зарубежных продуктов вследствие введения санкций по отношению к России, вследствие чего возникает потребность в их импортозамещении. С переходом к полной или частичной замене импортных товаров аналогичными продуктами отечественного производства на российском рынке появились новые возможности для развития отечественных предприятий. В условиях экономической и политической нестабильности важным фактором влияния на их успешное функционирование становится повышение конкурентоспособности на отечественном рынке.

Под конкурентоспособностью фирмы в классической экономической теории понимается реальная и потенциальная возможности в существующих для нее условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары их конкурентов [1]. Ведущие отечественные экономисты под конкурентоспособностью понимают многоплановую экономическую категорию, которую следует рассматривать в следующих аспектах: конкурентоспособность товаров, предприятий, хозяйственных систем (отраслей, комплексов, интегрированных структур, регионов, кластеров и стран) [4]. Основой конкурентоспособности в условиях экономической нестабильности  является инновационная конкуренция, главной задачей которой является не вытеснение конкурента с уже занятых им позиций, а попытка опередить его в новом, более перспективном. В качестве конкурентных преимуществ компании на современном этапе к традиционным добавляются особые, отражающие современные экономические реалии: техническое лидерство, лидерство в открытии новых рынков и преобразовании старых, стремление точно угадать направление изменений в потребительских вкусах и воплотить их в своих продуктах и др. Таким образом, конкурентоспособность формируется под действием факторов макро- и микроуровня [5].

Рассмотрим проблемы конкурентоспособности компаний, деятельность которых связана с оказанием услуг страхования. Данная отрасль, имея большие потенциальные возможности, не получила должного развития в отечественной экономике. Кроме того, рынок страхования имеет специфические особенности, которые оказывают значительное влияние на конкурентоспособность страховых компаний. Дополнительным фактором влияния на нее являются происходящие процессы концентрации страхового капитала российских страховщиков. К факторам, также усиливающим уровень конкуренции на российском страховом рынке, относятся иностранные инвестиции в уже созданные и вновь создаваемые на территории России страховые компании. К факторам, сдерживающим развитие страховых компаний, относятся: неразвитость инфраструктуры страхового рынка; низкое качество корпоративного управления; неразвитость рынка перестрахования; дефицит высококвалифицированных специалистов и др. Ведущее значение в повышении конкурентоспособности российских страховых компаний приобретают активные действия самих компаний, помощь со стороны государства проявляется создании условий их эффективного развития.

Для повышения конкурентоспособности страховым компаниям необходимо обеспечить эффективное системное управление конкурентоспособностью. Системное управление заключается в  формировании специализированных внутрифирменных управленческих структур координационного типа, разработке и реализации долгосрочных и среднесрочных стратегий, программ и планов по повышению конкурентоспособности, а также целенаправленного использования региональных возможностей и факторов повышения конкурентоспособности.

Основываясь на возможности применения в данном случае метода аналогий, мы считаем целесообразным использование системного управления конкурентоспособностью в страховых компаниях. Системный подход к управлению конкурентоспособностью страховых компаний позволяет рассмотреть совокупность всех внешних и внутренних факторов, влияющих на их деятельность.

Другим способом повышения конкурентоспособности российских страховых организаций является разработка ими программ по страхованию объектов государственно-частного партнерства. В современных экономических условиях важно выстроить диалог бизнеса и власти, для которого наиболее эффективной формой взаимодействия указанных экономических субъектов является государственно-частное партнерство [6].

Под государственно-частным партнерством (ГЧП) понимается юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, … в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [2]. В соответствии с вновь принятым Федеральным законом, проекты ГЧП относятся к инвестиционным проектам, характерной чертой которых является высокий уровень риска. Выделяют следующие группы рисков проектов ГЧП: политические риски (законодательное  изменение; изменение в экономической политике и др.); экономические риски (риски неплатежей, завышение стоимости строительства, завышение стоимости эксплуатации, кредитные и валютные риски и др.); инновационные риски (вероятность потерь ресурсов и средств и др.); экологические риски (негативное воздействие на окружающую среду; нанесение вреда здоровью человека) [3].

Типичным и наиболее часто используемым методом в практике управления рисками проектов ГЧП является страхование. Страхование проектов ГЧП приносит реальные финансовые выгоды для сторон-партнеров, а также оказывает влияние на желание бизнеса вкладывать деньги в модернизацию российской инфраструктуры. Важную роль при этом играет государство, формулируя определенные требования к страхованию и определяя минимальный пакет рисков. По состоянию на 20 марта 2015 г. в России на стадии реализации находились 595 проектов ГЧП, число которых выросло в 4,4 раза  по сравнению  с 2014 г. Данная статистика подтверждает значительный рост потребности участников ГЧП в страховой защите.

В заключение отметим, что применение системного управления конкурентоспособностью и использование системного подхода при разработке стратегий развития в страховых компаниях способно оказать влияние на повышение их конкурентоспособности на рынке. Повышение конкурентоспособности также возможно за счет инноваций, в частности – разработки и внедрении новых страховых продуктов. В качестве примера подобной инновации предложены программы по страхованию проектов государственно-частного партнерства.

 

Список литературы

1.     Курс экономической теории: учебник / Московский государственный институт международных отношений (МГИМО-Университет) МИД РФ; под ред. М.Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. — 7-е изд., доп. и перераб. — Киров: Аса, 2013. — 880 с.

2.     Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191406.

3.     Матвеев, Т.М. Риски в сфере государственно-частного партнерства. Электронный ресурс: http://www.m- economy.ru/articles_pdf/50/PSE_50_180.pdf.

4.     Управление стратегической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе развития его потенциала / В.Е. Рохчин, Е.Н. Ветрова, А.В. Полянский; под редакцией д-ра экон. наук, профессора А.Е. Карлика. – СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 262 с.

5.     Угольникова О.Д. Стимулирование инновационной деятельности и конкурентоспособности: макро- и микроуровень / Научные труды SWorld. – 2012, Т.23, №2. – С.35-38.

6.     Угольникова О.Д., Петров А.П., Угольников В.В. Государственно-частное партнерство как условие конкурентного развития экономики. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. – 163 с.