Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Авторы:
Город:
Нальчик
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   На современном этапе построение экономической стратегии на предприятиях невозможно без внедрения эффективного управленческого учета финансово-хозяйственной деятельности.

   В первую очередь, предприятию необходим учет, дающий возможность понять, каковы текущее состояние компании и динамика ее развития. Возможность в любой момент получить ответы на эти вопросы позволит улучшить оперативное управление предприятием. По этой причине параллельно с бухгалтерским учетом необходимо совершенствовать и управленческий учет.

   В настоящее время построение управленческого  учета на предприятиях КБР, на наш взгляд, ведется недостаточно обоснованно и не обеспечивает выполнения всех возложенных на него функций.

   В ходе анализа нами были обобщены некоторые проблемы, искажающие данные управленческого учета, характерные для большинства предприятий, которые делают всю работу по ведению такого учета неэффективной, а порой даже бессмысленной. На наш взгляд, к таковым можно отнести следующие проблемы:

-   ключевые показатели для оценки эффективности и мониторинга финансово-хозяйственной деятельности каждого центра управленческого учета определены неполно и нечетко;

-   слабо проработаны схема и механизм принятия бюджетов на следующий период;

-     не определены методика анализа финансово-хозяйственной деятельности и лица, ответственные за предоставление информации и ее анализ;

-      существуют разногласия в формах и сроках предоставления управленческой отчетности, что не удовлетворяет требованиям различных пользователей (руководство, акционеры, аналитики);

-    отсутствуют принципы и правила распределения доходов и затрат между различными субъектами в составе предприятия;

-   неэффективная организация документооборота на предприятии.

   Возникновению проблемы неполного и нечеткого определения ключевых показателей для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом, его подразделений и видов деятельности способствует ряд организационных недочетов:

-   отсутствие четких стратегических целей предприятия;

-   неверное определение задач;

-   отсутствие в настоящее время на комбинатах единой нормативной базы и единой классификации затрат;

-          отсутствие четкого взаимодействия между структурными подразделениями, финансовой ответственности;

-   отсутствие механизма получения точной и своевременной информации;

-   фальсификация данных.

    Основной проблемой предприятий на современном этапе является отсутствие долгосрочного планирования и постановки стратегических задач на длительную перспективу. Этому способствует, в первую очередь, нестабильная экономическая ситуация во всем АПК.

   Неэффективному подходу к работе способствует и несогласованность в формах и сроках предоставления управленческой отчетности, удовлетворяющей требования различных пользователей. В итоге работники переносят одну и ту же информацию по несколько раз в разные формы отчетности, отвлекаясь при этом от выполнения своих прямых обязанностей.

   Эту проблему решить наиболее просто. На общем совещании необходимо разработать единую унифицированную форму управленческой отчетности и внедрить ее на предприятии.

   Необходимо подчеркнуть, что правильная организация документооборота на предприятии является важным инструментом управленческого учета, поскольку формализует и упорядочивает информационные потоки между службами и подразделениями.

   Неэффективная организация движения и хранения документов может привести к ошибкам в учете, несвоевременному отражению данных и, как следствие, негативно отразиться на принимаемых управленческих решениях, а также создать условия для нарушения коммерческой тайны предприятия.

   Не менее важной проблемой для предприятий при построении современной экономической стратегии является отсутствие принципов и правил распределения доходов и затрат между различными субъектами предприятия.

   Можно выделить три основных метода, используемые при распределении  доходов и затрат: прямой, пошаговый, перекрестный (взаимного распределения).

   Наибольшее распространение на предприятиях при ведении управленческого учета получил метод прямого распределения. При использовании этого метода не учитываются услуги вспомогательных подразделений, оказываемые друг другу, затраты этих подразделений разделяются непосредственно между основными подразделениями по выбранной базе распределения.

   Достоинством данного метода является его простота, к недостаткам нужно отнести искажение доли косвенных затрат, относимых на центры прибыли. Например, не учитываются затраты хозяйственной службы, затраты на управление и др.

   Если же на предприятии существует несколько видов производственной деятельности, например, первичная переработка сельскохозяйственной продукции (производство концентратов, муки, забой скота и т.д.) и вторичная (производство соков, хлебобулочных изделий, колбасных изделий), то затраты могут распределяться между этими производствами или в соответствии с количественным выпуском изделий, или в соответствии со стоимостным выпуском.

   Более точным, чем прямой, является пошаговый метод распределения затрат. В этом случае распределение затрат начинается с обслуживающего подразделения, оказывающего максимальное количество услуг другим подразделениям и потребляющего минимальное количество услуг. В качестве возможного показателя, определяющего последовательность разнесения, можно взять число, равное разнице между объемом услуг, оказанных другим (подразделениям, и объемом услуг, получаемых от других вспомогательных подразделений. Однако на практике достаточно сложно определить соотношение этих показателей для большого числа вспомогательных подразделений и, как правило, очередность разнесения услуг вспомогательных подразделений выбирается на основе экспертных оценок.

   Наиболее точным и адекватным является перекрестный метод распределения затрат. Данный метод реализуется в два этапа.

   На первом этапе учитываются внутренние услуги, которые вспомогательные подразделения оказывают друг другу. В результате калькулируются полные затраты по каждому из вспомогательных подразделений, то есть прямые затраты плюс затраты, оказываемые данному вспомогательному подразделению другими центрами затрат. Как правило, на предприятиях переработки это происходит путем составления карты рабочего дня работников. Экономисты делают оценку: какое количество рабочего времени тот или иной работник тратит на решение того или иного задания. После этого идет распределение затрат по подразделениям предприятия.

   На втором этапе совокупные затраты структурных подразделений разносятся по видам производственно- хозяйственной деятельности предприятия. Критерии распределения затрат могут быть выбраны разные: объемы произведенной продукции, отработанные человеко-часы, количество работающих или стоимость произведенного товара.

   Применение для учета затрат перекрестного метода для большинства переработчиков в настоящее время, к сожалению, невозможно из-за трудностей, связанных с распределением затрат и неточностью учета.

   Следует все же отметить, что оптимальной базой распределения являются объемы произведенной продукции. При выборе данной базы, как показывает практика, затраты распределяются более точно и планомерно, при этом плановый расчет редко имеет отклонение от фактического результата более чем на 5%, что находится в пределах нормы и может гарантировать эффективность управленческого учета.

    Таким образом, нами обобщены основные проблемы построения управленческого учета и внесены предложения по их устранению, что позволит повысить его эффективность.



Список литературы

1.     Мурынов А. А., Романенко А. В., Баринова И. Л. Постановка и реструктуризация управленческого учета в организации. URL: http://www. cfin. га/ management/practice/ alt2002/ upr-5.shtml.

2.     Попова Т.Д., Генкина В.А., Ребедаев А.Н., Черная А.А. Отчетность, контроль и система управленческого учета: история, современное состояние и перспективы развития. М.: Омега-Л, 2011