Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

Авторы:
Город:
Гатчина, Ленинградская область
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2017г.

Аннотация: Данная  статья посвящена  основным принципам создания предприятия на инновационной основе. В статье рассмотрены основные аспекты, которыми должен руководствоваться предприниматель для успешного старта, развития и продвижения своей деятельности. Основными рассматриваемыми вопросами являются: создание бизнеса, привлечение инвестиций, формирование основных средств, маркетинг, планирование, кадровая политика, страхование и рентное регулирование. Создание инновационного бизнеса, в конечном счете, направлено на поддержание региональной инновационной устойчивости и стабилизации инновационного процесса на территории России.

Ключевые слова: Инновации, бизнес, инновационный потенциал, региональная инновационная устойчивость.

Создание предприятия начинается, прежде всего, с идеи. Идеей в данном случае является

инновационный продукт или услуга, слабо развитая на современном рынке в данной территориальной экономической структуре. Инновационный продукт, производимый на основе данной идеи, должен иметь потенциальных потребителей и интересовать общество. Идея должна быть оригинальна и проста, к примеру - упрощать некоторые аспекты жизнедеятельности людей, создавая экономию времени, средств или сил.

Прежде всего, руководителю следует создать грамотный бизнес-план по реализации своего проекта. Бизнес-план представляет собой документ, отражающий всю сущность и концепцию создания инновационного бизнеса, этапы развития идеи, основные аспекты ее продвижения, выхода на рынки. Бизнес-план также учитывает расходы и доходы от инновационной деятельности (продажи продукта или оказания услуг). Идея должна быть рациональной, обоснованной, иметь четкие экономические рамки своего функционирования и приблизительную целевую аудиторию [по 1].

Руководитель должен оценить объем потребителей (клиентов), изучить рыночную нишу данного товара или услуги, проанализировать покупательную способность населения, конкурентов и товаров- заменителей своего продукта. Развитие бизнеса - дело дорогостоящее, поэтому, предприниматель должен рационально оценивать шансы на стабильное получение прибыли и рассчитать сроки окупаемости бизнеса.

Наиболее актуальными сферами для создания инновационного бизнеса, на современном этапе, являются следующие:

1.        IT-технологии;

2.        медицина и фармацевтика;

3.        робототехника;

4.        био-инжерения, и другие.

Однако, перечисленные сферы являются наиболее затратными. Инновации могут присутствовать в любой сфере, соответственно, бизнес-идея может заключаться в любом аспекте жизнедеятельности общества. Говоря о бизнес-идеи, руководитель может заимствовать ее из иностранных ресурсов, используя примеры ведения бизнеса за рубежом. В Европе и США имеется достаточно ярких и актуальных примеров инновационных старт-апов и гениальных решений для начала бизнеса.

Составляя бизнес-план, руководитель должен здраво оценивать источники формирования средств для развития своего дела. Источники могут быть как собственные, так и внешние, заемные или привлеченные. На сегодняшний день, для инновационных видов бизнеса, можно выделить следующие актуальные направления формирования источников капитала, помимо собственных средств:

1)   Привлечение партнеров. Ведение бизнеса с партнерами так или иначе несет в себе определенные затраты, однако, эти риски так же распределяются равномерно между всеми участниками общества, равно как и чистая прибыль.

2)    Привлечение инвестиций, в том числе иностранных. Инновационные проекты довольно сильно привлекают внимание инвесторов, а выше перечисленные сферы - особенно. Данный факт также подчеркивает возможность привлечения иностранных инвесторов, к примеру, стратегических партнеров России - Китая, Германии. Конечно, в условиях экономической блокады достаточно трудно привлечь большое количество инвестиций с хорошим сроком окупаемости. Однако, при нынешнем курсе рубля относительно доллара США, инвестирование в отечественные проекты является достаточно дешевым. К тому же, федеральный закон об иностранных инвестициях предоставляет широкие права и полномочия иностранным инвестором. Заручившись, хотя бы, частичной  поддержкой иностранного инвестора, организация существенно понизит долю налоговых выплат в бюджет, что будет дополнительно стимулировать ее развитие [по 5].

3)     Дотации государства. Современная политика государства сильно нацелена на формирование инновационного потенциала в регионах и городах. Таким образом, существуют различные льготы (инновационный налоговый кредит, гранты и дотации) на развитие подобной деятельности. Заручившись поддержкой государства в данной области, можно сэкономить приличную сумму денежных средств и получить поддержку для развития новой и перспективной деятельности [7].

4)    Для формирования основных средств будет крайне эффективен такой инструмент как лизинг. Лизинг подразумевает собой некоторую форму аренды оборудования с последующим ее выкупом. Это более прогрессивная форма аренды средств, нежели кредитные отношения. Таким образом, предприниматель получает возможность использовать оборудование и не переплачивать лишние проценты. Оборудование поступает в использование сразу после первых платежей, минимизируя время простоя производства.

5)    Применительно к организациям, имеющим возможность вступить или развиваться в составе кластерных объединений, стоит отметить, что данный подход является актуальным и современным направлением. Кластерные объединения сегодня являются основополагающим вектором развития различных инновационных процессов, так как совмещают в себе производственные, научные, технические и маркетинговые структуры. Данные процессы являются взаимовыгодными и симбиотическими, так как выигрывают все стороны. Территориальные кластеры это объединения, функционирующие под эгидой ведущей организации. Научные структуры в составе кластеров (НИИ, учебные заведения и т.д.) поставляют необходимую исследовательскую информацию для производства инновационных товаров, работ и услуг. Маркетинговые структуры в кластерах стимулируют продвижение продукции. Таким образом, формируя свой бизнес на основе кластерной политики, инвестор, а также предприниматель выигрывают, экономя средства на транспортные, исследовательские и другие расходы, поддерживая сотрудничество и развивая отечественную научную и техническую инновационную структуры [по 3, с.139].

Формируя целостную систему на предприятии, руководитель также должен контролировать весь процесс целиком. Особое внимание в современных условиях стоит уделить следующим критериям:

1)     Кадры и кадровая политика. В данной ситуации следует предложить более тщательный отбор персонала для найма в новые инновационные структуры. Согласно мнению ученых [4, с.47], в кадровой политике современных организаций имеется достаточно много аспектов, которые необходимы для реформирования. Ярким примером является система целей и мотивации сотрудников. В целях более тщательного отбора персонала, можно предложить мониторинг различных конкурсов и проектов, с целью выявления талантливых и потенциальных кадров в России. Такие проекты как “Законотворческая инициатива”, различные бизнес-игры (Global Management Challenge) и другие - являются сигналами, на основе которых можно выявить потенциальных личностей, способных к руководству, креативности и разработке перспективных идей. Таким образом, модификация кадрового состава и потенциала организации является одним из важнейших направлений по стабилизации деятельности всех отечественных организаций и формировании региональной инновационной устойчивости [6, с 140].

2)      Формирование четкой ICT-инфраструктуры и информационных потоков в организации. Как известно, любая организация имеет информационные потоки, и грамотное их управление - прямая задача менеджеров и руководства компании. Система связи должна предполагать минимизацию риска потери информации, систему резервного копирования, обеспечивать бесперебойную работу и защиту информации на серверах.

3)   Правильность и адекватность принятия управленческих решений. Данные решения зависят целиком и полностью от руководящего персонала, таким образом, минимизация рисков и ответственность лежит целиком и полностью на руководителе. Снизить коммерческие и операционные риски, риски потери прибыли можно путем повышения квалификации, поиска необходимых знаний для управления в кратчайшие сроки. В данном случае многое зависит от личности руководителя, но именно такой подход является основополагающим для построения инновационной основы в отечественной экономике, и выстраивания факторов инновационной устойчивости в регионах и территориях [5,с.141].

4)        Планирование и прогнозирование. С использованием современных технических средств, руководитель просто обязан осуществлять регулярный мониторинг своей инновационной деятельности. Авторы отмечают, что многие фирмы на сегодняшний день игнорируют данный процесс, считают его нецелесообразным, или используют устаревшие методы.

5)    Страхование деятельности. В общем и целом, процесс страхования коммерческих рисков в России развит достаточно слабо. Организации редко пользуются данными услугами у страховых компаний. Однако, есть более надежный способ - хеджирование. Этот процесс подразумевает  покупку производных финансовых инструментов (опционов, фьючерсов) на определенные товары или условия. Эти инструменты используются через банки и биржи как страховочные ценные бумаги. Зачастую, они минимизируют риски потери части прибыли ввиду изменения рыночной конъюнктуры, каких-либо внешних или внутренних экономических факторов. Такие инструменты, также, распространены при международных расчетах организаций, в целях предотвращения потерь при колебании цен на иностранную валюту (валютные опционы).

Продолжая идею, стоит сказать, что современной организации крайне желательно выполнять функцию импортозамещения. Импортозамещение является активно востребованным, современным процессом, необходимым к развитию в России. Государство активно стремится развивать связанные с ним отрасли, всячески поощряет таковую деятельность. Упоминая импортозамещение, стоит также сказать, что спрос на подобные товары существенно вырос за последние годы, в связи с экономической блокадой. В большинстве своем, это относится к инновационным товарам. Разработка аналогов импортной техники и автомобилей стало бы существенным прорывом в отечественной экономике.

При создании ориентированного на инновации предприятия, стоит также учитывать основные принципы рентного регулирования. Выбирая территориальную позицию, руководителю стоит учитывать следующие аспекты:

1)        Административную или правовую ренту;

2)        Ресурсную ренту;

3)        Информационную ренту.

Таким образом, формируя бизнес, руководитель должен расположить его в соответствии с внешними условиями - удаленностью от ключевых административных точек, информационных каналов, ресурсных баз, которые, в свою очередь, могут существенно сократить его затраты по сравнению с другими, более удаленными организациями [по 2].

Заключительным моментом, который хотелось бы упомянуть в статье, являются современные методы пиара и маркетинговые шаги. С развитием сети Интернет появилась возможность использовать данный ресурс в своих целях, абсолютно бесплатно. Каким образом должен бизнесмен использовать это? В современном обществе необходимо порекомендовать осуществление маркетинговых шагов через социальные сети – Instagram, Vkontakte и др. Не секрет, что большинство современных организаций и пиар- менеджеров давно используют данные системы.

Развивая бизнес инновационного характера, предприниматель в обязательном порядке должен иметь несколько Интернет-страниц, развивать их, привлекая все новых подписчиков. Развитие социальной сети для организации стоит относительно не дорого, при этом, это современный способ работать с целевой аудиторией, рекламировать продукт, а так же собирать информацию о предпочтении пользователей (проводить опросы, конкурсы). Данный метод, конечно, зависит от аудитории клиентов (к примеру, пенсионеры не используют социальные сети). Однако, при работе с молодой  и широкой аудиторией, предлагая инновационный продукт, социальные сети начинают работать как снежный ком – самореклама. Так же можно порекомендовать использовать методы «партизанского маркетинга» - маркетинга без вложений. К примеру, попадая в экран чужого объектива, или устраивая флеш-моб, привлекая местные СМИ, можно добиться колоссальных результатов без каких-либо вложений. Данный подход является современным и развивающимся, и характерен не только для инновационных старт-апов, но так же для многих производителей классической продукции.

Подводя итоги данной статьи, стоит сказать, что использование современных мер по старту и развитию бизнеса играет одну из ключевых ролей для формирования инновационной модели экономики, перспективного и эффективного развития, а следовательно – формирования инновационной устойчивости на базе городов и регионов, в которых данные меры будут внедрены и апробированы.

Список литературы

 

1)      Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса / Ронда Абрамс; Пер. с англ. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. - 486 с.

2)        Зайцев А.А. Рентный профиль управления устойчивостью аграрных отношений // Известия Санкт-Петебургского государственного аграрного университета. №28. 2012 г. C. 140-144.

3)     Зайцев А.А., Талерчик С.М. Кластерная политика региона как основа его инновационной устойчивости // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир. VI междунар. науч.-практ. конф.: сб. ст.. / под общ. ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Н.М. Космачева. – СПБ.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2016 – с. 138-142.

4)   Комаров Е. И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего»: Уч. пос. / Е.И. Комаров. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 136 с.

5)     Стецюнич Ю.Н., Гретченко И.И. Способы налоговой экономии в свете новаций налогового законодательства // Новая наука: Стратегии и векторы развития. №1-2 (58) – 2016 г. – С.3-5.

6)      Талерчик С. М. Сущность региональной инновационной устойчивости как совокупности экономических параметров и условий в Ленинградской области // Журнал правовых и экономических исследований, №4 – 2015 г. – с. 139-142.

7)       Концепция социально-экономического развития Ленинградской Области до 2020 года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://econ.lenobl.ru/Document/1375361169.pdf.