Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Система реализации конституционных прав граждан Российской Федерации в части вопросов, затрагивающих трудовые взаимоотношения и аспекты обеспечения безопасности труда, опирается на систему мониторинга и фактической оценки условий труда.

   Подход к оценке фактического состояния условий труда на рабочих местах предложен Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и реализован через Федеральный закон от 28.12.2013 № 426- ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О специальной оценке условий труда». Данный закон ввел методику проведения специальной оценки условий труда, и классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, что создает значительное количество проблем, как для участников трудовых отношений, так и для органов государственного управления. Фактически, на данный момент, искусственно, путем редуцирования и упрощения, использующейся для целей производственного контроля и ранее применявшейся для целей аттестации рабочих мест методики, изложенной в Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», создана правовая коллизия, когда одно и тоже рабочее место, с одними и теми же условиями труда может быть оценено с различным результатом. Методика, предложенная для Проведения специальной оценки условий труда, искусственно занижает классы условий труда, что крайне выгодно работодателю, который, не проводя никаких мероприятий по улучшению условий труда, только за счет изменения подходов в нормативной базе избегает необходимости инвестировать в производство, снижает объемы обязательных выплат, и фактически перекладывает ответственность за причиненный работнику вред с себя на государство.

   Одна из наибольших проблем в предложенной методике заключается в неадекватном методе идентификации и искусственном ограничении перечня факторов, подлежащих оценке. Так устранение большей части показателей напряженности трудового процесса из системы оценки, фактически полностью исключают возможность получения льгот и компенсаций представителя бюджетной сферы. В первую очередь это касается преподавателей и врачей, когда удаление ряда позиций связанных с показателями освещенности исключает необходимость со стороны работодателей, приводить данные показатели к нормативным величинам и усугубляет и без того значимую проблему заболеваний органов зрения среди офисного персонала; жесткое ограничение по идентификации вредного биологического фактора в предложенной методике привело к тому, что лица профессионально связанные с обслуживанием канализационных систем, фактически теряют любую возможность на защиту своих прав в части реализации социальных гарантий и т.д.

   Отдельной проблемой является закрепление в системе специальной оценки условий труда явления трудовой дискриминации, (15 ст. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»). Создан прецедент, при котором вновь принятый на работу сотрудник, ранее не работавший на данном рабочем месте, условия труда на котором по итогам оценки на основе ранее использованных методик, признавались неудовлетворительными, в случае проведения процедуры специальной оценки условий труда, лишается льгот и гарантий в отличие от работника, который осуществляет свою деятельность на этом же рабочем месте, но был принят на работу до проведения данной процедуры.

    С позиций государственного управления остро стоит вопрос достоверности и репрезентативности тех данных, которые будут получены по итогам специальной оценки условий труда. Так, например, во-первых, будут существовать два независимых потока информации, об условиях труда с разными итогами – данные производственного контроля будут говорить о значительно большем количестве рабочих мест, не отвечающим нормативным требованиями, по сравнению с данными Специальной оценки условий руда, по нашей оценке разница может достигать 10 и более раз. Во-вторых, в предложенном механизме государственного контроля за качеством проведенной специальной оценки условий оплаты труда, заявлен орган (государственные инспекции труда), которые в отличии органов Роспотребнадзора не имеют своей лабораторной базы и не могут объективно проверить качество проведенных работ по оценке условии труда.

Итогом деятельности данной системы станет:

1.     резкое ухудшение социального обеспечения граждан и рост социальной напряженности;

2.     снижение объема выплат в адрес Фонда социального страхования РФ со стороны работодателей, рост финансовой нагрузки, за счет прямых и косвенных трат, на бюджеты всех уровней;

3.     снижение мотивации работодателей на улучшение условий труда и модернизации основных фондов и внедрению новых технологий;

4.     ухудшение ситуации в  части государственного управления, планирования,  в  том числе, снижения адекватности бюджетного процесса.

   В связи с этим необходима безотлагательная унификация систем специальной оценки условий труда и производственного контроля, в части процедур и методик: последовательный пересмотр, как Руководства 2.2.2006-05, так и Методики проведения специальной оценки условии труда, закрепленной приказом Минтруда России № 33 от 24 января 2014 года. Существующая коллизия между двумя методиками, ухудшает положение трудящихся и создает скрытый конфликт интересов в системе мониторинга условий труда. Корректировка методики с учетом отраслевых особенностей должна проводиться коллегиально с привлечением всех заинтересованных сторон. Подготовка предложений по корректировке методики может осуществляться центрами медицины труда на основании изучения фактического состояния здоровья работников отрасли, поскольку управление профессиональными рисками только на основе исследования фактических условий труда на базе сравнения числовых показателей с государственными нормативами не эффективно.

   В дальнейшем необходимо создание единой унифицированной методики оценки профессиональных рисков состоящей из двух частей, включающих: оценку профессиональных рисков с позиций здоровья работника (гигиена труда) и вопросов травмобезопасности (охрана труда) – точкой соприкосновения будет являться финансовая компонента, и унификация систем оценки (индексов, коэффициентов). Допускается наличие нескольких независимых систем сбора информации (специальная оценка условий труда, производственный контроль и прочее).

    С позиций функционирования самого закона необходимо провести в рамках расширенного заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, с привлечением, представителей, Министерства труда и социальной защиты, Министерства здравоохранения, Министерства экономики и Роспотребнадзора, анализ полученных итогов деятельности данной системы за прошедший период и полученных предложений с мест и выработать план действий по модификации данной системы.

 

Список литературы

1.     Проект Приказа Минтруда России «О внесении изменений в Методику проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форму отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкцию по ее заполнению, утвержденные приказом Министерства труда  и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г.  № 33н» (по состоянию на 03.02.2015). http://regulation.gov.ru/.

2.     «Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».// «Бюллетень нормативных и методических документов госсанэпиднадзора», 2005. № 3.

3.     Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О специальной оценке условий труда».