Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕТА СЕВЕРНОГО ФАКТОРА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Сыктывкар
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Понятие «Север» как регион, характеризующийся особыми природно-климатическими и географическими условиями, национальной спецификой был законодательно оформлен в 1931-1932 гг. Важнейшим признаком при определении границ Крайнего Севера являлся этнический признак. Поэтому к Северу были отнесены административные национальные образования различного уровня (округа и республики) [1, С.119]. Помимо суровых природно-климатических условий, Северные регионы России характеризуются богатым природно- ресурсным потенциалом и периферийностью [5, С.134].

   В 1945 г. введены два понятия: «Крайний Север» и «местности, приравненные к Крайнему Северу». В настоящее время действует Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Исходя из современного административного устройства России можно выделить четыре крупные региональные структуры: Европейский Север занимающий около 80% площади Северо-Западного федерального округа (Мурманская область, Архангельская область, в том числа ненецкий автономный округ, Республика Коми, Республика Карелия), Уральский Север – 74,5% площади УРФО (Тюменская область, в том числе Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Сибирский Север – 66,5% площади Сибирского ФО (Республика Алтай, Алтайский край, Республика Бурятия, Иркутская область, Красноярский край, Республика Тыва, Томская область, читинская область) и Дальневосточный Север – 93,4% площади Дальневосточного ФО (Амурская область, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Сахалинская область, Приморский край, Магаданская область, Камчатский край). В целом, Северные районы в рамках законодательно установленных границ составляют более 11,8 млн.км2, или около 70% территории страны. В силу экстремальности природно-климатических условий северные районы страны остаются слабо заселенными. Это приводит к дефициту трудовых ресурсов. Для устранения дефицита в трудовых ресурсах, государство оказывает поддержу населению, проживающим на данных территориях. Наиболее распространенным инструментом государственной поддержки населения, проживающего на Севере, является система гарантий и компенсаций, закрепленная в главе 50 «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» Трудового кодекса. Гарантии и компенсации были установлены с целью привлечения трудовых ресурсов на Север, выравнивания уровня жизни населения по сравнению со средним показателем по стране. Основным видом компенсации экстремальных природно-климатических условий проживания населения являются районные коэффициенты и так называемые «северные надбавки», служащие средством повышения уровня оплаты труда. В реальности уровень оплаты платы без учета районных коэффициентов и северных надбавок в коммерческих организациях на Севере ниже среднего уровня по стране. Следует отметить, что претендовать на льготы, связанные с оплатой проезда к месту отпуска и обратно, могут лишь работники организаций, финансируемых за счет средств бюджета, а работники негосударственного сектора экономики – только при соответствующем их закреплении в коллективном договоре, в ином случае они не предоставляются [5, с.136].

   Сформированная система гарантий и компенсаций для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ориентирована на их предоставление в условиях централизованно регулируемой экономики. В рыночных условиях она оказалась малоэффективной, что обусловлено наличием различных форм собственности,  расширением договорных форм  регулирования трудовых отношений, изменением в системе отношений работодателей и наемных работников. В результате вертикально- интегрированные компании, функционирующие в северных регионах, экономя на затратах, льготы не предоставляют. Основные причины низкой эффективности сложившейся системы гарантий и компенсаций имеют институциональный характер.

   Для регионов Севера характерно отставание в социально-экономическом развитии от других регионов страны. Это объясняется их освоением на базе моноотраслевой специализации хозяйства при минимальном инфраструктурном и социальном обеспечении территории. Активная разработка теории комплексного социально- экономического развития регионов Севера началась в первой половине 1960-х гг. (А.Г. Гранберг, В.В. Кистанов, Н.Н. Некрасов, С.В. Славин и др.). Однако ни страна, ни сами регионы даже в условиях высоко уровня централизации бюджета не смогли реализовать такую модель на практике [1, С.124]. В Советский период при доминировании многоотраслевой специализации происходила незначительная диверсификация хозяйства региона за счет не всегда экономически обоснованного развития вспомогательных и обслуживающих производств. В рыночных условиях вектор диверсификации направлен в сторону переработки сырья и расширения круга вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов. Следствием моноотраслевой структуры экономики является высокая зависимость экономического положения северных районов от функционирования одного-двух градообразующих предприятий. На их долю приходится до 80-90% производимой на территории товарной продукции и более 70% налоговых поступлений, значительная часть которых перераспределяется в пользу Центра. Моноотраслевая структура хозяйства является одной из причин появления депрессивных природно- ресурсных районов, цикличности развития регионов Севера.

   Для северных регионов присущ дотационный характер экономики, что делает их непривлекательными для иностранного и отечественного инвестора. Дотационный характер экономики объясняется современной налоговой политикой, характеризующейся высокой централизацией налогов, следствием чего является отсутствие возможности формирования бюджетов регионов и их муниципальных образований в полной мере за счет собственных финансовых источников.

   В рыночных условиях для стабилизации социально-экономического положения северных районов государством оказывается поддержка населению региона, организация региона, предпринимаются определённые шаги по диверсификации хозяйства, основанной как на невоспроизводимых, так и на воспроизводимых факторах роста. Особое внимание в данном случае уделяется развитию малому и среднему бизнесу. Одним из способов диверсификации экономики выступает создание кластеров на территории северного региона.

   По мнению К.В. Трегубова [4, с.18], создание кластеров способствует динамичному развитию региона благодаря снижению транзакционных издержек государства, сокращению затрат на экологические программы. Это обеспечивает дополнительный приток инвестиций в регион. Законодательным подтверждением высказанного тезиса выступает программа «О предложениях по мерам государственной поддержки развития инновационных территориальных кластеров», разработанная Министерством экономического развития Российской Федерации, в которой показано, что формирование кластеров в регионе позволит увеличить количество частных инвестиций, нарастить объем выручки предприятий, сосредоточенных в кластере и увеличить объем расходов на НИОКР, способствуя тем самым инновационности производства. Таким образом, создание кластеров, особенно инновационных, позволит обеспечить инновационное развитие не только производства, но и экономики сереного региона в целом.

    Создание кластеров связано с серьезными вложениями, поэтому необходимо создать условия для привлечения инвестиционных ресурсов в кластер, который располагается на территории северного региона, обеспечить инвестиционную активность потенциальных резидентов, которая зависит от инвестиционной привлекательности региона. Потому целесообразнее прописать мероприятии по созданию условий для привлечения инвестиционных ресурсов в кластер в инвестиционной политике региона. Она, в свою очередь, определяется влиянием различных факторов и связана с комплексом параметров, отражающих типичные мотивации большинства потенциальных инвесторов.

    Кластер, как и регион, обладает инвестиционной привлекательностью, которая определяется как взаимосвязь инвестиционного потенциала (совокупность условий, факторов, привлекающих или отталкивающих инвесторов) и инвестиционных рисков. Однако в отличие от главных целей частных инвесторов (получение максимальной прибыли, повышение стоимости бизнеса, минимизация рисков) важнейшей стратегической задачей регионов является построение социально ориентированной рыночной экономики инновационного типа, способствующей диверсификации экономики. На Рисунке 1 показаны внешние условия и факторы привлекательности кластеров для потенциальных инвесторов.

    Таким образом, северным территориям присущ ряд признаков, основными из которых являются – дефицит трудовых ресурсов, отставание в социально-экономическом развитии, дотационный характер экономики и монопрофильный характер экономики регионов севера. Диверсифицировать экономику северного региона возможно через создания кластеров, в том числе инновационных, которые позволят обеспечить инновационное развитие экономики. Для создания кластеров необходимы ресурсы, в первую очередь, инвестиционные. Создание условий для их привлечения должны найти свое отражение в инвестиционной политике региона.




Рис.1. Внешние условия и факторы инвестиционной привлекательности кластеров

 

Список литературы

1.     Логинов В.Г. Природно-ресурсные району Севера: проблемы освоения и развития // Журнал экономической теории. – 2010. – № 3 – С.119-131.

2.     О предложениях по мерам государственной поддержки инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120907_03 (дата обращения 24.02.2015)

3.     Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера [Электронный ресурс]: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 г. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».

4.     Трегубов К.В. Инвестиционная политика в условиях формирования рыночной экономики в России: автореф. дис. … канд. эконом. – М., 2010. – 26 с.

5.     Чужмарова С.И. Методология формирования и реализации налоговой политики в северных регионах России: диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. – Екатеринбург, 2014. – 432 с.