Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2017г.

Состояние современной экономики, конъюнктура рынка постоянно меняются под воздействием научно-технических, экономических, демографических, социально-культурных, географических, политических и других факторов. Среди таких факторов особое значение имеют неустойчивость производственных связей, инфляция, процентные ставки по кредитам, снижение покупательной способности населения и др. Кризисные явления современной российской экономики, ужесточение конкуренции, усиление факторов неопределенности ведут к необходимости более четкого определения перспектив и направлений развития предпринимательской деятельности, поиска новых подходов к повышению конкурентоспособности и формированию стратегии развития экономического субъекта [1].

Конкурентоспособность того или иного хозяйствующего субъекта экономики – это фактическая и потенциальная способность экономического субъекта с учетом имеющихся у него для этого возможностей осуществлять проектирование, изготовление и реализацию в конкретных условиях товары (работы, услуги), которые по своим потребительским и ценовым индикаторам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары (работы, услуги) конкурентов [2, с.29].

Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта экономики, как и всякого товаропроизводителя, характеризует возможности и динамику приспособления товаропроизводителя к изменяющимся условиям рыночной конкуренции. В виде индикаторов эффективности финансово-хозяйственной деятельности того или иного хозяйствующего субъекта экономики могут применяться такие критерии, как рентабельность, объем продаж, устойчивость развития и их модификации.

Конкурентоспособность – это многомерное свойство, что определяется наличием многоаспектности самого явления  конкуренции. Это означает, что управление экономическим субъектом не может осуществлять сосредоточение усилий исключительно на одном из факторов конкуренции – они должны учитываться одновременно, с учетом взаимозависимости и времени. Многоаспектность конкуренции также проявляется в способности хозяйствующих субъектов экономики предвидеть поведение конкурентов, а также реагировать на одинаковую ситуацию на рынке разным образом. Из-за этого усложняется возможность в осуществлении прогнозирования ситуаций и долгосрочного планирования.

Конкурентоспособность – это важный интегральный критерий финансово-хозяйственной деятельности того или иного хозяйствующего субъекта экономики, но рост его уровня не должен становиться в качестве самоцели. Нужно ориентироваться на достаточность конкурентоспособности предложения, располагаемых ресурсов и управления экономического субъекта для практической реализации выбранной конкурентной стратегии для достижения желаемых итогов деятельности.

Но для победы в конкурентной борьбе, необходимо иметь определенное рыночное преимущество. Уровень конкурентоспособности экономического субъекта не определяется каким-либо одним единственным индикатором, а представляет собой итог взаимодействия большого числа факторов, уникальных в каждой конкретной ситуации. В перечне случаев любой фактор может иметь определяющее значение, но это не должно являться базисом для возведения его в ранг общезначимых, т.к. данное определяющее значение часто может быть достигнуто исключительно при этом сочетании всех иных факторов и индикаторов.

Наиболее современной и актуальной авторам представляется позиция, что конкурентоспособность экономического субъекта – это мера эффективности его финансово-хозяйственной деятельности [3, с. 39].

Экономический анализ эффективности деятельности организации, качество его проведения влияет в конечном итоге на конкурентоспособность экономического субъекта, формирование его имиджа и дальнейшее развитие бизнеса. С помощью аналитических процедур выявляют недостатки и приоритеты в деятельности, на основании  которых строят кратко-, средне- и долгосрочные стратегии развития организации [4, с. 126].

Вопрос выработки стратегии развития организации в первую очередь связан с определением финансовой стратегии как фактора устойчивого развития экономического субъекта в целом и повышения его конкурентоспособности в частности.

Финансовая стратегия организации, как неотъемлемая составная часть её стратегии развития, по- своему специфично отражает жизненный цикл организации и специфические особенности её функционирования.

Финансовая стратегия является частью общей стратегии развития организации, носит по отношению к последней подчиненный характер и должна быть согласована с её целями и направленностями. Вместе с тем, финансовая стратегия сама оказывает существенное влияние на формирование общей стратегии развития организации.

Сущностные и принципиальные подходы, а также последовательность основных этапов процесса разработки финансовой стратегии организации, как правило, имеют достаточно общий характер и позволяют дополнять их новациями, отражающими общемировые и российские тенденции во взглядах на характер общественного развития.

Разработка финансовой стратегии играет большую роль в обеспечении конкурентоспособности организации и ее эффективного развития. Эта роль заключается в следующем.

1.                        Разработанная финансовая стратегия обеспечивает механизм реализации долгосрочных общих и финансовых целей предстоящего экономического и социального развития организации в целом и отдельных её структурных единиц.

2.                        Она позволяет  реально оценить финансовые возможности  организации, обеспечить максимальное использование её внутреннего финансового потенциала и возможность активного маневрирования финансовыми ресурсами.

3.                        Она обеспечивает возможность быстрой реализации новых перспективных инвестиционных возможностей, возникающих в процессе динамических изменений факторов внешней среды.

4.                        Разработка финансовой стратегии учитывает заранее возможные варианты развития неконтролируемых организацией факторов внешней среды и позволяет свести к минимуму их негативные последствия для деятельности организации.

5.                        Она отражает сравнительные преимущества организации в финансовой деятельности  в сопоставлении с её конкурентами.

6.                        Наличие финансовой стратегии обеспечивает чёткую взаимосвязь стратегического, текущего и оперативного управления финансовой деятельностью организации.

7.                        Она обеспечивает реализацию соответствующего менталитета финансового поведения в наиболее важных стратегических финансовых решениях организации.

8.                        В системе финансовой стратегии формируется значение основных критериальных оценок выбора важнейших финансовых управленческих решений.

9.                        Разработанная финансовая стратегия является одной из базисных предпосылок стратегических изменений общей организационной структуры управления и организационной культуры организации.

Финансовая стратегия также оказывает существенное влияние на формирование стратегии развития деятельности организации. Очевидно объективное совпадение одной из основных их целей (помимо обеспечения высоких темпов реализации продукции, роста прибыли и др.) – это повышение конкурентной позиции организации на рынке.

Вопросы оценки влияния финансовой стратегии организации на повышение ее конкурентоспособности имеют большой потенциал для теоретической и методологической проработки.

 

Список литературы

 

1.    Акатьева М.Д. Репутационный риск: оценка современного теоретико-понятийного аппарата // Международный бухгалтерский учет. – 2015. - № 20. – С. 16-29.

2. Стратегическое управление: учебник/под ред. И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2014. – 235 с.

3.    Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 5-e изд., стер. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 576 с.

4.   Акатьева М.Д., Бирюков В.А. Бухгалтерский учет и анализ: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 252 с.