Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Авторы:
Город:
Гатчина, Ленинградская область
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Многочисленные исследования и наблюдения свидетельствуют, что систематические занятии физической культурой и спортом (ФКС) оказывают позитивное воздействие на многие аспекты человеческого капитала – такие, как трудоспособность, коммуникативность, устойчивость к болезням, интеллектуальная и физическая активность, продолжительность жизни, частичный или полный отказ от вредных привычек [6, 7, 8, 12, 14]. Поэтому для  отечественной науки стало свойственным осмысление роли ФКС в  достижении государством социально-экономических целей, как наиболее действенного и наименее затратного средства [10, 11].

   По данным Министерства спорта РФ численность систематически занимающихся ФКС составляет 27,5 процента от всего населения страны, что недостаточно для эффективной реализации социальной, экономической и оздоровительной функций ФКС [13]. Дальнейший рост числа занимающихся осложняется тем, что услуги ФКС конкурируют за потребителя с большим количеством разнообразных развлекательных и досуговых услуг (услуги кинотеатров, театров, ночных клубов и дискотек, музеев, концертов и т.д.). Поэтому необходимо увеличение привлекательности физкультурно-спортивных услуг, в том числи и за счет повышения их качества. В этой связи актуально изучение управления качеством услуг ФКС.

   Управление качеством физкультурно-спортивных услуг осуществляется на национальном (национальная политика России в области качества услуг ФКС), региональном (политика в области качества услуг ФКС федеральных округов и субъектов РФ) и организационном (политика в области качества физкультурно- спортивных организаций и учреждений и их функциональных подразделений) уровнях. Достичь существенных изменений качества услуг ФКС и в полной мере удовлетворить потребность населения в двигательной активности возможно только при согласованном управлении качеством на всех уровнях.

   В рамках исследования рассмотрим региональный уровень, который обеспечивает согласование интересов национального и организационного уровней, и при этом проводит собственную политику в области качества физкультурно-спортивных услуг. Именно от региональной политики зависит дальнейшее развитие сферы ФКС.

   За субъектами РФ закреплены обширные права и полномочия по разработке и реализации мероприятий экономического и социального развития регионов на основе повышения качества предоставляемых услуг. Многие субъекты РФ уже сформулировали и реализуют свою политику в области качества услуг ФКС. Так политика в области качества физкультурно-спортивных услуг Красноярского края была утверждена постановлением совета администрации от 26 июня 2007 г.[5].Отражена она также в постановлениях Белгородской [2], Кировской [1], Томской областей [3], Чеченской [4] республики и др.

   Основу политики в области качества услуг ФКС составляет решение таких задач, как доступность услуг ФКС (расположение объектов спортивной инфраструктуры и стоимость услуг); обеспечение обратной связи (получение оценки качества услуг потребителями); ориентация поставщиков в вопросах качества услуг на требования потребителей (возможность влияния клиентов на качество услуг); способствование пропаганде здорового образа жизни, развитию сферы ФКС; содействие в повышении конкурентоспособности услуг (непрерывное повышение качества услуг). Решение данных задач необходимо для увеличения числа граждан региона занимающихся физической культурой и спортом, создания благоприятных условий для организаций (учреждений)в получение государственных заказов, льготного кредитования и страхования.

   Успешная реализация региональной политики в области управления качеством услуг ФКС основано на применении ряда принципов, основными из которых являются следующие: целенаправленности; приоритета качества; адаптивности; партнерства; ответственности и компетентности; реальности; комплексности; результативности; четкости, доступности и понятности политики региона в области качества услуг ФКС[9, с. 332].

   Принцип целенаправленности (адресности) подразумевает формулирование четких целевых установок политики региона в области качества услуг ФКС. Причем центром данной политики должен быть человек. Достижение целевых установок невозможно без решения задач по созданию национального самосознания и формирования у населения понимания важности занятий ФКС, как одного из главных факторов социального и экономического благополучия региона и как следствие —благополучие страны.

   Приоритет качества основан на определение качества услуг ФКС как одного из основных направлений развития социальной сферы региона.

   Принцип адаптивность предполагает постоянное развитие и реагирование на изменчивость внутренней и внешней социально-экономической ситуации региона.

   Принцип партнерства означает необходимость привлечения к процессу разработки и реализации политики качества услуг ФКС представителей федеральных органов власти, министерств и ведомств, органов управления ФКС муниципальных образований субъекта, подведомственных организаций, физкультурно-спортивных объединений и иных общественных объединений, организаций и учреждений смежных отраслей и сфер деятельности.

   Под комплексностью следует понимать взаимосвязь политики региона в области качества услуг ФКС с другими направлениями его социальной и экономической политики.

   Принцип ответственности и компетентности связан с необходимостью четкого определения ответственных за разработку и реализацию политики качества услуг ФКС, а также за разграничение обязанностей и полномочий среди компетентных лиц.

   Реальность характеризует необходимость разработки политики качества услуг ФКС исходя из сложившейся социально-экономической ситуации в регионе, перспектив ее развития, имеющихся возможностей и ограничений.

   Принцип результативности означает, что возможна и необходима качественная и количественная оценка происходящих изменений в рамках реализации политики качества физкультурно-спортивных услуг региона.

   Четкость, доступность и  понятность заключается в том, что  политика региона в области  управления качеством услуг ФКС оформляется в виде программы, которая содержит однозначные и понятные для населения положения. Программа должна быть доступна для всех, что также подразумевает право и возможность каждого гражданина участвовать в ее разработке.

   Программа определяет основные направления деятельности и цели региона в данной области с учетом региональной специфики (инвестиционного, инновационного, ресурсного, духовного и других потенциалов развития), положительного опыта в области управления качеством услуг ФКС российских и зарубежных регионов, и при обязательном согласовании с национальной политикой в области качества услуг ФКС. При разработке и реализации программы следует учитывать следующие факторы: роль органов государственной власти как лидера в решении проблем, связанных с качеством; необходимость вовлечения в реализацию политики всех организаций (учреждений) региона; ориентация на человека как личность и как потребителя физкультурно-спортивных услуг; необходимость постоянного улучшения всех сфер деятельности.

   Следует отметить, что важнейшей составляющей успеха является заинтересованность руководства региона в формировании и реализации политики управления качеством услуг ФКС. Региональным органам власти следует исходить из того, что управление качеством услуг ФКС является неотъемлемой частью социально- экономической политики и залогом социально-экономического ростарегиона.

 

Список литературы

1.     Постановление Правительства Кировской области от 07.06.2005 № 35/126 (ред. от 11.09.2007) "Об утверждении стандартов качества предоставления бюджетных услуг" // Вести. Киров, 28.06.2005, № 45 (809).

2.     Постановление правительства Белгородской обл. от 09.06.2006 № 135-пп (ред. от 27.10.2014) "Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг" // Белгородские известия, 9.05.2006,№ 131.

3.     Постановление Администрации Томской области от 4.06.2008 № 108а "Об утверждении стандартов качества бюджетных услуг в области молодежной политики, физической культуры и спорта" // Собрание Законодательства Томской области, 30.06.2008,№ 6 (35).

4.     Постановление Правительства Чеченской Республики от 22.06.2010 № 102 "Об утверждении перечня бюджетных услуг, стандартов качества предоставления бюджетных услуг в области физической культуры, спорта и туризма за счет средств бюджета Чеченской Республики и правил оценки соответствия фактически предоставляемых бюджетных услуг в области физической культуры, спорта и туризма стандартам бюджетных услуг в области физической культуры, спорта и туризма" // Вести Республики, 08.07.2010, № 129.

5.     Постановление Совета администрации Красноярского края от 26.06.2007 № 249-п (ред. от 24.01.2011) "Об утверждении стандарта качества оказания государственных услуг в области физической культуры и спорта" // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края,28.06.2007, № 30 (182).

6.     Борисенкова Е.С., Найн А.Я. Занятия физической культурой как фактор преодоления асоциальных отклонений в поведении подростков // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014 г. Том 5. № 4. С. 38- 44

7.     Войтик Е.А. Концепции раскрытия темы "Спорт как элемент здорового образа жизни" в современных российских СМИ // Вестник АГУ. Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2013. №4 (128). С. 184-190.

8.     Закирьянов К.К. Здоровье нации: роль и место физической культуры и спорта // Наука и спорт: современные тенденции.- 2013 г. № 1 с. 8

9.     Салимова Т.А. Управление качеством. М: Омега-Л, 2007. 414 с.

10. Солнцев И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.- 2012.№ 6 (24).С. 164-165.

11. ТитовП.А. Влияниефизическойкультурыиспортанасоциальноэкономическоеразвитие. // Вестник МГТУ. - 2010. Том 13. № 1. С. 215-217.

12. Официальный   сайт Всемирной организации   здравоохранения[сайт].  URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs385/ru/ (дата обращения: 20.02.2015)

13. Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации [сайт]. URL: http://www.minsport.gov.ru/ (датаобращения: 20.02.2015)

14. Monteiro-Peluso M. A., Guerra L H. Physical activity and mental health: the association between exercise and mood // Clinics, 2005. Vol. 60, № 1. P. 61-70.