Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОМПЛЕКСА ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 апреля 2016г.

В настоящее время изучение инвестиционной привлекательности Российской Федерациии отдельных ее регионов становится все более актуальным. На сегодняшний момент регион выступает в качестве основного административно-структурного звена реализации национальной политики государства, которая призвана обеспечивать создание надлежащих условий для жизни определенной территориальной общности людей, эффективного использования местных хозяйственных ресурсов и развития взаимовыгодных межрегиональных производственных отношений [1]. Исторически сложилось, что регионы России обладают высоким уровнем неоднородности, что оказывает значительное влияние на эффективность социально-экономической политики государства в целом. Главным фактором, определяющим место региона в комплексной оценке субъектов РФ, является уровень его экономического развития. А одним из основных факторов, определяющих уровень экономического развития региона, являются инвестиции, способствующие созданию конкурентоспособной продукции и обеспечивающие экономический рост, повышающие эффективность производства, гарантирующие социальную стабильность и многое другое[4]. Как утверждал Дж. Кейнс, «не объем сбережений населения, а значительные колебания объема инвестиций являются основной движущей силой экономики» [8]. Экономика государства или региона во многом зависит от верности принятого инвестиционного решения, основу которого составляет оценка инвестиционной привлекательности территории. В современных экономических условиях данная оценка приобретает особое значение, так как резкое ограничение инвестиционных ресурсов в период кризиса  заставляет  инвесторов  принимать  решения,  основываясь  на  результатах  экспертной  оценки инвестиционного климата. Важным вопросом в период экономического кризиса является вопрос об источниках инвестиций. Текущий кризис отличается от кризисов 1998-1999 и 2008-2009 годов тем, что Россия лишилась нормальной коммуникации с мировыми финансовыми рынками. В связи с этим главными источниками инвестиций становятся средства предприятий и государства, поэтому государственная экономическая политика должна быть продуманной в вопросах выделения средств на цели инвестирования, а также на эффективное их использование.

Инвестиционная привлекательность региона складывается из двух относительно самостоятельных характеристик: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски, которые чаще всего выражаются в искажении информации, ее неточности как в самих условиях реализации программы, так и всего проекта или отдельной работы, которые, в свою очередь, могут привести к возникновению неблагоприятных последствий [2]. Инвестиционный потенциал представляет собой совокупность факторов производства и сфер приложения капитала в регионе и складывается из девяти отдельных потенциалов, одним из которых является инфраструктурный. Он включает экономико-географическое положение региона и его инфраструктурную обеспеченность (дорожно-транспортную систему, связь, показатели туристской инфраструктуры и т.д.)[9].Инфраструктурный потенциал является одним из основополагающих компонентов инвестиционного потенциала (который, в свою очередь, определяет инвестиционную привлекательность территории) региона, так как все виды хозяйственной деятельности для эффективного функционирования должны быть обеспечены инфраструктурой. Поэтому вопрос о развитии и совершенствовании инфраструктурного комплекса всегда является актуальным для любой национальной экономики, особенно в кризисный период.

Так как инфраструктурный потенциал является одной из составляющих инвестиционного климата, он требует постоянного совершенствования механизмов для его развития. Однако в нашей стране всегда (а особенно в период кризиса) остро стоит проблема нерационального распределения бюджетных средств на реализацию различных мероприятий, касающихся именно эффективного развития инфраструктурного комплекса. При этом возникает риск того, что многие запланированные инфраструктурные проекты так и не будут осуществлены, либо будут из-за недофинансирования затянуты на длительный срок, тем самым потеряют актуальность вложений. Таким образом, основной задачей государства является не только привлечение средств на развитие комплекса инфраструктуры, но и проведение тщательного отбора таких проектов, а также формирование и совершенствование механизмов для повышения эффективности в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Данный подход в тяжелые для экономики страны годы позволит привлечь в регион дополнительные инвестиции и сгладить негативные последствия кризиса.

Проблема нерационального расходования средств и выбора неэффективных инфраструктурных мероприятий не обошла и Воронежскую область. Чтобы продемонстрировать данную проблему, обратимся к динамике инвестиционного потенциала области с 2005 по 2015 гг. и рассмотрим его инфраструктурную составляющую (Табл.1).

Таблица 1  

Инвестиционный потенциал Воронежской области с 2005 по 2015 гг. [9].


 

 

Год

 

Ранг потенциала

 

 

Доля в общероссийском потенциале (%)

 

 

 

 

 

Ранги составляющих инвестиционного потенциала

 

 

трудовой

 

 

потребительский

 

 

инфраструктурный

 

 

производственный

 

 

инновационный

 

 

финансовый

 

 

институциональный

 

 

природно-ресурсный

 

 

туристический

2005

25

1,025

19

23

18

31

15

32

25

55

32

2006

29

1,021

19

24

15

32

13

33

26

48

33

2007

29

1,024

19

25

12

37

13

31

27

53

34

2008

25

1,056

19

23

14

35

13

27

25

56

37

2009

26

1,077

20

24

23

34

14

34

23

51

45

2010

23

1,098

18

21

13

29

16

30

23

51

35

2011

28

1,05

22

23

19

32

17

30

24

52

34

2012

23

1,116

22

19

21

30

16

28

22

52

35

2013

21

1,140

21

18

21

25

19

23

23

51

31

2014

19

1,281

20

18

15

26

12

22

21

51

31

2015

19

1,274

19

17

15

26

14

18

23

53

29

 

Как видно из Табл.1, в целом рейтинг Воронежской области среди субъектов РФ по инвестиционному потенциалу вырос с 2005 по 2015 год на 6пунктов; в 2015 году область заняла 19 место из 85, что говорит о возрастающем уровне привлекательности региона для инвесторов. Инфраструктурный потенциал является одним из главных компонентов, формирующих инвестиционный потенциал Воронежской области (второй по значимости после инновационного в 2015 году), поэтому его развитию следует уделять особое внимание.

Воронежская область, обладая природными черноземами, на протяжении многих десятилетий являлась и до сих пор является крупным производителем сельскохозяйственной продукции. Это подтверждается официальной статистикой, представленной в Табл.2.


Таблица 2  

Производство продукции сельского хозяйства (млн. рублей) [12].


 

 

 

2005

 

 

 

2010

 

 

 

2011

 

 

 

2012

 

 

 

2013

 

 

 

2014

Место,

зани-мае- мое в РФ в 2014

году

 

 

РФ

 

1380961

 

2587751

 

3261695

 

3339159

 

3687075

 

4319047

 

-

 

 

ЦФО

 

292952

 

579935

 

764563

 

839370

 

916014

 

1096654

 

1

 

Воронежская область

 

 

 

 

31669

 

 

 

 

68195

 

 

 

 

101470

 

 

 

 

125547

 

 

 

 

143854

 

 

 

 

158945

 

 

 

 

5

 

Доля Воронежской области в ЦФО (%)

 

 

 

 

 

 

10,8

 

 

 

 

 

 

11,8

 

 

 

 

 

 

13,3

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

15,7

 

 

 

 

 

 

14,5

 

 

 

 

 

 

-

 

Как видно из приведенных данных, Воронежская область в 2014 году вошла в пятерку крупнейших субъектов РФ по производству сельскохозяйственной продукции и ее доля в производстве продукции сельского хозяйства Центрального федерального округа с 2005 года устойчиво превышает 10%. В регионе функционирует крупнейший молочный кластер, за счет которого область в 2014 году заняла первое место по производству молока в ЦФО (788,5 тыс. тонн). За счет создания мясного кластера регион в 2014 году также вышел на первое место среди субъектов ЦФО по поголовью крупного рогатого скота (451,1 тыс. голов) [11]. С развитием сельского хозяйства в Воронежской области развивалась и инфраструктура, необходимая для производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Вплоть до 2008 года активно реализовывались инфраструктурные проекты в области агропромышленного комплекса: развивались транспортная (автомобильное, электро-, газо-, водоснабжение), социальная (социальное обеспечение, здравоохранение, образование) и производственная (строительство оптово-распределительных и производственно-логистических центров для сбыта сельскохозяйственной продукции) инфраструктуры. Благодаря эффективной реализации программ по совершенствованию комплекса инфраструктуры сельского хозяйства область до 2008 года повышала свой ранг по показателю инфраструктурного потенциала (таб.1).К 2007 году в области функционировали три новых технопарка:

«Космос-Нефть-Газ», «Содружество», «МИТЭМ», со строительством которых развивалась так называемая

«инновационная» инфраструктура. После кризиса 2008-2009 гг. развитию инфраструктуры в регионе стали уделять меньше внимания, что отразилось на показателях инфраструктурного потенциала (в кризисный 2009 год область потеряла 9 пунктов по показателю инфраструктурного потенциала по сравнению с 2008 годом). В 2012 году Воронежская область заняла 21 место по потенциалу развития инфраструктуры, что, несомненно, негативно сказалось на инвестиционной привлекательности территории. Для решения проблем недостаточной плотности дорожной сети Воронежской области и высокой степени ее изношенности, препятствующей развитию экономических связей с другими регионами, была разработана ведомственная целевая программа "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010 - 2012 годы" [7]. В программе был представлен комплексный подход к решению проблемы развития сети автодорог, обеспечивающих транспортные потребности населения и предприятий региона. Однако из-за недостаточного финансирования проект не был реализован в полной мере, поэтому в 2012 году область и заняла лишь 21 место. Для повышения ранга инфраструктурного потенциала региона необходимо было выбрать наиболее эффективные проекты в сфере развития инфраструктуры. Как и в 2007 году, ими стали проекты по развитию инновационной инфраструктуры. В 2014 году был построен «Воронежский авиационный технопарк» с развитой сетью транспорта и инфраструктурных сооружений, а также на территории области начали функционировать новые кластеры в высокотехнологичных отраслях промышленности, обеспеченные развитой инфраструктурой. Это позволило Воронежской области в 2014-2015 годах подняться в рейтинге инфраструктурного потенциала с 21 до 15 позиции, благодаря чему в 2014-2015 годах Воронежская область стала одним из лидеров Центрального Федерального округа по темпам роста инвестиций [10]

На данный момент в Воронежской области реализуется несколько крупных инфраструктурных проектов:

строительство объектов Нововоронежской АЭС-2, индустриального парка «Масловский» и реконструкция трассы М-4 «Дон» [3]. Помимо них существует еще множество региональных программ Воронежской области по развитию транспортной системы (в соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1188 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие транспортной системы»)[6], созданию инфраструктуры продовольственного рынка (в соответствии с Постановлением Правительства Воронежской области от 13.12.2013 № 1088 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка»)[5] и другие.

В связи с большим разнообразием предполагаемых к реализации в будущем инфраструктурных проектов возникает проблема выбора приоритетных на данный период и наиболее эффективных из них. Немаловажной (особенно в кризисный период) также остается проблема недофинансирования эффективных инфраструктурных проектов, ведущая к их заморозке и возможно даже к ликвидации. Судя по опыту прошлых лет, наиболее эффективными стали проекты в сфере инноваций и транспорта, поэтому приоритетными на ближайшие годы все- таки должны остаться крупные инфраструктурные проекты строительства АЭС, индустриального парка и реконструкции М-4. Их полное финансирование и скорейшая реализация позволят Воронежской области выйти на более высокий ранг инфраструктурного потенциала, повысив тем самым инвестиционную привлекательность региона.

Проведенный анализ, позволяет автору предложить проведение ряда административных мероприятий для привлечения инвестиций в Воронежскую область и повышения эффективности реализации инвестиционных проектов (Табл.3).

Таблица 3 Предложения по привлечению инвестиций и повышению эффективности реализации инвестиционных проектов в Воронежской области.

 

Мероприятие

 

Суть мероприятия

 

Цель мероприятия

Предполагаемый эффект от проведения

мероприятия

 

 

 

 

 

 

Создание специальной комиссии, занимающейся анализом и выбором наиболее эффективных проектов по развитию инфраструктуры

 

 

Все предлагаемые к реализации инфраструктурные проекты будут направляться на проверку в эту комиссию, которая будет определять рациональность проведения мероприятий, предложенных в проекте, и сумму, необходимую для их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качественный отбор эффективных проектов по созданию и развитию комплекса инфраструктуры

Создание данной комиссии позволит

избежать проблемы реализации неэффективных проектов и нерационального расходования средств (не только со стороны государства, но и со стороны инвесторов) и повысить рейтинг инфраструктурного

потенциала Воронежской области хотя бы до уровня 2007 года (12ое место). Данная мера будет способствовать эффективному развитию комплекса инфраструктуры области, что позволит к концу года повысить суммарные инвестиции в регион примерно на 10%, за счет чего вырастут индексы промышленного и сельскохозяйственного производства, и, в конечном счете, объем ВРП за год увеличится на 5-7%.

Создание новых

механизмов привлечения частного капитала - государственно- частное партнерство

На федеральном уровне

отсутствует единый подход к регулированию механизмов ГЧП, в связи с чем основной задачей для

Рациональное

расходование средств федерального и регионального бюджета на инфраструктурные

Реализация новых механизмов по

созданию проектов развития инфраструктурного комплекса с применением механизмов ГЧП позволит снять «пиковые» нагрузки на бюджет по капиталовложениям, расширить перечень и ускорить сроки 

 

государства является

создание качественной нормативно-правовой базы для создания проектов ГЧП, на основе которой будут создаваться новые механизмы:

-Привлечение к проектам ГЧП кредитных учреждений

-Проведение отраслевых семинаров для обмена опытом

-Формирование специальных рабочих групп и создание регионального центра ГЧП, что позволит облегчить процесс взаимодействия государственного и частного капиталов и повысить качество контроля над выполнением инфраструктурных проектов ГЧП.

проекты.

ввода в эксплуатацию объектов

инфраструктуры, создать больше возможностей для нового строительства и реконструкции

объектов инфраструктуры, оборудовать инфраструктурой новые промышленные площадки, применяя при этом инновационные технологии и решения. Вкупе с первой мерой (создание комиссии) данное мероприятие создаст возможность Воронежской области уже в этом году войти в десятку регионов-лидеров по уровню инфраструктурного развития, сократить расходную часть бюджета предположительно на 5-10%, а вырученные средства направить на приоритетные в кризисный период направления, например, на дальнейшее развитие комплекса АПК как одной из главных составляющих импортозамещения.

 

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие и совершенствование механизмов привлечения инвестиций в инфраструктурный комплекс может коренным образом изменить инвестиционный климат региона в лучшую сторону. Развитая инфраструктура привлекает дополнительные инвестиции в регион, что влечет за собой создание дополнительных рабочих мест, существенное пополнение бюджета, повышение уровня жизни населения, что, соответственно, отражается не только на экономике региона, но и вносит существенный вклад в развитие всей национальной экономики.

 

Список литературы

1.     Безпалов В.В. Реструктуризация региональной системы управления: характеристика процесса, проблемы и угрозы // Научно-практический межотраслевой журнал "Интеграл". –2014.–№1. – с. 84-85.

2.     Безпалов В.В. Роль мониторинга и контроля в управлении экономическими рисками при проведении реструктуризации системы управления промышленного предприятия // Журнал "Экономика образования". – 2014. – №6 (85). – с.95-107.

3.     Закон Воронежской области от 30.06.2010 № 65-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года» (в ред. от 02.03.2015 № 33-ОЗ).

4.     Касьяненко Т.Г., Маховикова Г.А. Экономическая оценка инвестиций. - М.: Юрайт, 2014.

5.     Постановление Правительства Воронежской области от 13.12.2013 № 1088 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка».

6.     Постановление Правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1188 «Об утверждении государственной программы Воронежской области «Развитие транспортной системы».

7.     Приказ Воронежской области от 06.10.2009 №  71 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2010-2012 годы».

8.     Соколова Е. Н. Актуальные проблемы существующей российской практики учета / Печ. материалы Международной научно-практической конференции «Евразийское пространство: приоритеты социально- экономического развития». – Москва, 2011.

9.     http://www.raexpert.ru/ (Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА»).

10. http://ria.ru (Официальный сайт РИА Новости).

11. http://voronezhstat.gks.ru/ (Территориальный орган Федеральной службы  государственной статистики по Воронежской области).

12. http://www.gks.ru/ (Федеральная служба государственной статистики).