23 марта 2017г.
На сегодняшний день Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития коренных малочисленных народов, а также по уровню нормативного правового регулирования в области развития коренных малочисленных народов.
Основные гарантии прав коренных малочисленных народов закреплены в Уставе (Основном законе) автономного округа[1]. В целях поддержки их жизнедеятельности в автономном округе принято более 50 нормативных правовых актов, в том числе более 10 «именных» законов коренных малочисленных народов.
В бюджете автономного округа ежегодно предусматриваются финансовые средства на поддержку коренных малочисленных народов в соответствии с действующими программами, привлекаются дополнительные средства из федерального бюджета. Осуществляется поддержка учреждений культуры, системы дополнительного образования, а также физических лиц, занимающихся развитием традиционных промыслов, популяризирующих декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов.
Созданы бюджетные учреждения автономного округа: «Этнографический музей под открытым небом «ТорумМаа», «Театр обско-угорских народов – «Солнце». Осуществляется выпуск газет на хантыйском и мансийском языках, которые поступают в библиотеки небольших национальных поселков, учебных заведений, отправляются на стойбища.
В автономном округе учреждены общественные организации коренных малочисленных народо в: «Спасение Югры», «Союз оленеводов», «Союз мастеров традиционных народных промыслов коренных малочисленных народов «СорниЕш», «Молодежная организация обско-угорских народов», «Союз общин коренных малочисленных народов», «Совет старейшин коренных малочисленных народов».
Обеспечено представительство интересов коренных малочисленных народов в органах государственной власти автономного округа (Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера Думы автономного округа)[2].
Правительство автономного округа при заключении соглашений с крупными ресурсными организациями учитывает вопросы развития и поддержки коренных малочисленных народов.
Основной показатель, характеризующий социальное положение коренных малочисленных народов, заключается в положительной динамике демографических процессов.Общая численность коренного населения, проживающего на территории автономного округа, увеличилась за последние годы с 30268 человек (2006 год) до 33807 человек (2014 год).
В 2015-2016 годах в автономном округе принимались меры направленные на формирование организационных, правовых, финансовых условий способствующих социально-экономическому и этнокультурному развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа:
· по координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера;
· по совершенствованию законодательства автономного округа в области экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера.
Основным инструментом реализации государственной политики в сфере социально-экономическое развития коренных малочисленных народов Севера в автономном округе являлась государственная программа автономного округа «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы»[3].
В 2016 году на создание условий для повышения качества жизни коренных малочисленных народов Севера направлено 803,5 млн. рублей (2015 год – 198,5 млн. рублей), в том числе по государственной программе автономного округа «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы» – 217,7 млн. рублей, по государственной программе автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в 2014-2020» – 570,0 млн. рублей.
В результате принятых мер сохранена положительная динамика развития коренных малочисленных народов Севера (см. таблицу 1).
В целях сохранения и развития территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера и видов традиционной хозяйственной деятельности Правительством автономного округа в 2016 году:
· компенсирована стоимость приобретения материально-технических средств 150 физическим лицам;
· предоставлены субсидии на обустройство территорий традиционного природопользования 55 физическим и 6 юридическим лицам;
· предоставлены субсидии за заготовленную продукцию традиционной хозяйственной деятельности – 13 организациям;
· предоставлена государственная поддержка на обустройство быта в местах традиционного проживания и традиционной деятельности 32 молодым специалистам.
Таблица 1 – Динамика показателей развития коренных малочисленных народов Севера в ХМАО-Югре [4]
Показатель
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Количество предприятий, осуществляющих традиционную
хозяйственную деятельность, единиц
|
90
|
92
|
96
|
100
|
Численность работающих на предприятиях, осуществляющих
традиционную хозяйственную деятельность, человек
|
1535
|
1539
|
1588
|
1633
|
Количество трудоустроенных граждан из числа коренных
малочисленных народов Севера (на конец периода), человек
|
1068
|
1071
|
866
|
1125
|
Продолжена практика предоставления государственной поддержки проектов в сфере этнографического туризма и традиционной хозяйственной деятельности через предоставление грантов. Победителям предусмотрены меры финансовой поддержки в объеме 37,0 млн. рублей.
Обеспечено участие представителей коренных и малочисленных народов Севера в общественно- политических мероприятиях: XII Международном конгрессе финно-угроведов, организован визит представителей общественных организаций коренных малочисленных народов Севера ХМАО – Югры в гг. Будапешт, Залаэгерсег (Венгрия).
Оказаны меры государственной поддержки студентам, учащимся, слушателям подготовительных отделений из числа коренных малочисленных народов Севера: число получателей поддержки – 450 человек[4].
Одним из значимых событий 2016 года для представителей коренных малочисленных народов является окончание в декабре 2016 года работ по проведению функционального зонирования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения.
Результаты функционального зонирования территорий традиционного природопользования (далее ТТП) позволят:
· оценить природный потенциал ТТП и проводимую хозяйственную деятельность КМНС с целью учета данной информации на стадии проектирования, при размещении производственных объектов недропользования и минимизации ущерба исконной среде обитания;
· определить границы зон строгого охранного режима, зон охранного режима, зон ограниченного хозяйственного использования, с целью 53 использования данной информации при проведении проектирования и строительства инфраструктурных объектов, лесохозяйственных и природоохранных мероприятий;
· оптимизировать процедуру согласования размещения промышленных объектов организаций- недропользователей с участием представителей КМНС;
· в дальнейшем выработать объективные критерии оценки возмещения вреда нанесенного традиционным отраслям хозяйствования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС.
В 2017-2018 годах в соответствии с государственными программами будет продолжена реализация мероприятий по совершенствованию материально- технической базы учреждений социальной сферы, дорожному строительству и стимулированию жилищного строительства, обеспечению благоприятного инвестиционного климата, содействию инновационного развития, развитию института государственно- частного партнерства, по обеспечению гармоничного развития коренных малочисленных народов Севера, по поддержке малого бизнеса, реального сектора экономики и других мероприятий, направленных на развитие[3].
Среди новых направлений деятельности Правительства автономного округа ставка делается на вовлечение коренных малочисленных народов в создание и развитие рекреационной деятельности, модернизацию видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. В настоящее время необходимо осуществлять более активное вовлечение традиционных форм хозяйствования коренных малочисленных народов в экономику автономного округа, не нарушая при этом самобытности коренных малочисленных народов.
Список литературы
1. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Принят Думой ХМАО-Югры 26 апреля 1995 года, с изменениями в редакции от 30 января 2016 года)
2. Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об общинах коренных малочисленных народов вХанты-Мансийском автономном округе» от 19 ноября 2001 года № 73-оз (с изменениями в редакции от 12.10.2009)
3. Государственная программа автономного округа «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы» (Утверждена Постановлением Правительства ХМАО-Югры № 398-п от 03.10.2013 г. (в редакции от 13.01.2017)
4. Отчет Губернатора Ханты-Мансийского автономногоокруга – Югры о результатах деятельности ПравительстваХанты-Мансийского автономного округа – Югры за 2016 год,в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Утвержден Распоряжением Правительства ХМАО-Югры № 17-рп от 15.01.2017)