Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРУКТУРА И ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА АУТСОРСИНГА УСЛУГ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

В ближайшем будущем в российской экономике прогнозируется появление значительного количества поставщиков услуг, которые будут либо занимать небольшие ниши, либо ориентироваться на самый широкий круг задач [1, c.72]. Очевидные преимущества аутсорсинга, позволяют предположить резкий рост подобных договорных отношений. При этом важно отметить, что хозяйствующие субъекты в России обладают значительным потенциалом для взаимодействия не только на внутренних рынках, но и для выхода на уровень партнерских отношений с международными корпорациями. Для этого они нуждаются в освоении современных форм внешнеэкономических связей, прежде всего механизмов аутсорсинговых отношений [2].

По мнению специалистов, реструктуризация предприятий при переходе на аутсорсинг должна начинаться с определения типа планируемого аутсорсинга: минимального, эффективного, радикального [3, с. 99]. К минимальному аутсорсингу относят вывод из состава предприятия вспомогательных и обслуживающих подразделений, то есть отказ от непрофильных видов деятельности. Существующий в России рынок аутсорсинговых услуг делает процесс перехода к минимальному аутсорсингу достаточно быстрым. Существуют специализированные фирмы готовые взять на себя обслуживание и уборку территории и помещений, обеспечение питанием сотрудников, транспортное обслуживание, профессиональное управление объектами недвижимости, ремонтные и строительные работы и т.д. Подразделения, не имеющие прямого отношения к основному виду деятельности, становятся или юридически самостоятельными или переходят в штат специализированных сервисных фирм.

Практика подобных решений позволяет сказать о существенном росте совокупной выручки и снижении затрат предприятия уже в краткосрочном периоде. Происходит рост выработки на одного работающего в силу деления стоимости готовой продукции на меньшее количество работников основного производства. Происходит сохранение или даже рост объёмов производства при сокращении численности. В ряде случаев, численность может сократиться в 2-3 раза (в выпускающих цехах на машиностроительном предприятии занято зачастую лишь 30–40% от общей численности работающих на заводе) [1, с. 74]. Таким образом, «минимальный» аутсорсинг использует самые очевидные резервы и позволяет получить результаты в короткие сроки.

Эффективный аутсорсинг – это отказ от неосновного производства и выполнение новых функций. Многие крупные отечественные предприятия до настоящего времени имеют оставшуюся от плановой экономики функциональную структуру. Они ориентируются на производство продукции, но не умеют решать задачи изучения рынка, формирования рыночных ниш, эффективного ценообразования, работы на финансовых рынках, коммерческого использования своих активов. Таким предприятиям трудно конкурировать с современными рыночными компаниями, они остро нуждаются в развитии рыночные функции для повышения эффективности своей работы. Для этого им необходимо развивать процессы маркетинга и управления капиталом, бизнес- планирование, механизмы современных информационных технологий.

Радикальный аутсорсинг представляет собой процесс создания в результате реструктуризации «виртуальной фирмы». При радикальном аутсорсинге предприятие оставляет себе лишь интеллектуальную собственность, а его основной деятельностью будет являться разработка и модификация существующих продуктов (инжиниринг), управление размещением заказов, контроль качества, поиск финансовых ресурсов, изучение и формирование рыночных ниш, создание брендов и т.д.

В настоящее время, в России рынок аутсорсинга находится в стадии развития. Важным моментом для формирования предпосылок аутсорсинга в странах с развитой рыночной экономикой, является, наличие устойчивых взаимосвязей между малым и крупным бизнесом. В России отношения между крупным и малым бизнесом находятся в стадии формирования. Особенностью российской индустриальной структуры является развитие крупных предприятий на фоне слабого развития и снижения численности малого и среднего предпринимательства. Малый бизнес в основном занимается торговлей и посреднической деятельностью. Сотрудничество малых и крупных предприятий на принципах аутсорсинга представляет особый интерес для изучения. Использование аутсорсинга позволяет предприятиям с небольшим числом сотрудников выполнять большой объем работ. Пользуясь услугами аутсорсера, малый бизнес повышает эффективность своей работы. Например, широко применяется аутсорсинг в области бухгалтерского учета и отчетности.

Одной из причин низкого развития аутсорсинга в России является отсутствие достаточной нормативной базы. Понятие «аутсорсинг» отсутствует в  российском законодательстве  и употребляется лишь в  отдельных нормативных актах. Как следствие этот термин не употребляется в договорах и контрактах, хотя по сути является договором возмездного оказания услуг предусмотренным Гражданским кодексом. Еще одной причиной можно считать поверхностное изучение руководством организаций этой бизнес-технологии и недостаточной проработке предложений об аутсорсинге. Отказаться, руководствуясь одними только доводами «не нравится» или «не доверяю», всегда легче, чем скрупулезно – с цифрами и консультациями профильных специалистов – проанализировать все плюсы и минусы внешнего управления [4, с. 121-122]. Собственник или руководство компании традиционно не желают терять контроль над бизнес-процессами считая, что это ослабляет влияние на деятельность предприятия (организации) в целом. Существуют также определенные сомнения, часто обоснованные, в квалификации аутсорсера. Также существуют риски утечки конфиденциальной информации.

В целом, проблемы развития аутсорсинга в России вызваны неготовностью экономики к аутсорсингу (для проведения масштабных модернизаций крупным компаниям требуются значительные дополнительные инвестиции), отсутствием четкой нормативно-правовой базы и неготовностью и низким уровнем знаний об аутсорсинге субъектов рынка. По мнению специалистов для России наиболее предпочтительным представляется эволюция аутсорсинга на основе модели научно-производственной кооперации. Преимуществами данной модели являются:

-   создание новых и модернизация действующих производств;

-     увеличение выпуска конечной продукции предприятий и её успешную реализацию, как следствие стимулирование экономического роста;

-   рост технического уровня производства;

-   совершенствование организации и управления производством;

-   возможность для российских компаний принимать участие в международной кооперации.

Для обеспечения дальнейшего развития аутсорсинга в России специалисты выделяют комплекс мер, направленных на создание соответствующих условий [5, с. 19]:

1.     разработка законопроектов, регламентирующих аутсорсинг.

2.     развитие отечественных организаций по примеру международных Института аутсорсинга и Ассоциации профессионалов в области аутсорсинга, в том числе для принятия российскими компаниями международных стандартов аутсорсинга, например, стандартов этики и практики бизнеса.

3.     предоставление налоговых льгот в области аутсорсинга НИОКР.

4.     подготовка специалистов по управлению проектами аутсорсинга.

5.     создание эффективных и актуальных информационных баз данных и единого информационного пространства в сфере аутсорсинга.

6.     развитие государственно-частного партнерства в проведении фундаментальных и отраслевых разработок по перспективным направлениям научно-технического прогресса.

7.     создание сети мелких и средних инновационных предприятий.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что на российском рынке у аутсорсинга есть большой потенциал роста, обусловленный низким уровнем проникновения аутсорсинга в систему межфирменной кооперации [6, с. 246]. В России потенциально эффективным направлением развития аутсорсинга может стать вхождение в качестве аутсорсера в мировые производственные цепочки. Низкая развитость рынка аутсорсинга до сих пор препятствует максимальному получению преимуществ от его использования, но можно предположить, что данная проблема будет разрешена за счет естественного роста рынка аутсорсинга и расширения деятельности компаний аутсорсеров. При  этом до внедрения аутсорсинга в компании  должен быть проведен анализ всех возможных рисков и недостатков аутсорсинга каждого конкретного процесса.



Список литературы

1.     Курбанов А.Х., Плотников В.А. Аутсорсинг: история, методология, практика. М.: ИНФРА-М, 2013. 112 с.

2.     Черемисин Д.В. Аутсорсинг как элемент современного хозяйственного механизма: теоретический аспект. Дисс. канд. экон. наук. – М.: ФА, 2005.

3.     Кузнецов В.М. Аутсорсинг: новое слово в управлении // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. № 6. 2005

4.     Прокофьева В.Ю. Аутсоринг: понятие, роль и тенденции его развития // Международная научно- практическая конференция: Основные направления экономического, правового, гуманитарного и информационного развития современного общества - М.: МЭПИ, 2010. - 119-122

5.     Широкова А.В. Развитие социально-экономических отношений в аутсорсинге в условиях глобализации: автореф. канд. экон. наук. Москва, 2009.

6.     Курбанов А. Х. Передача функций организации на удаленное администрирование // Экономика и экологический менеджмент (электронный научный журнал). – 2012. - № 2. – С. 241-246.