Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ ЦФО

Авторы:
Город:
Белгород
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2017г.

В настоящее время происходят серьезные изменения связанные с мировой геополитической ситуацией, все чаще возникают новые очаги напряженности в самой непосредственной близости от территориальных границ Российской Федерации. Данные факторы, вкупе с растущим охлаждением и ухудшением отношений с главными игроками на мировой политической арене ставят во главу угла проблему обеспечения национальной безопасности страны. Национальная безопасность напрямую зависит от безопасности  и  развитости национальной  экономики. В свою очередь для ее развития необходимо повышать ее защищенность, независимость от других стран, а так же конкурентоспособность российских компаний.

Одним из самых приоритетных и эффективных вариантов развития национальной экономики является использование стратегии импортозамещения. Для эффективной реализации данной стратегии необходима разработка нормативных актов как на уровне федерации, так и на уровне отдельного субъекта.

Основными документами для создания и внедрения программ по развитию импортозамещения на региональном уровне являются следующие документы федерального уровня [1]:

1)                   Федеральный закон о промышленной политики РФ;

2)                   План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2016 г;

3)                   Отраслевые планы по содействию импортозамещения

В настоящий момент во всех 18 субъектах Центрального федерального округа действуют планы мероприятий по импортозамещению. Так, например, в Белгородской области действует «План мероприятий по импортозамещению в Белгородской области на 2016-2018 годы».

В Курской области реализуется «Региональный план по импортозамещению в Курской области на 2016-2020 годы».

В Московской, Брянской областях в дополнение к планам по имортозамещению созданы специальные Советы по импортозамещению, целью которых является обеспечение транспарентности реализуемых мероприятий, проведения технологической экспертизы, а также эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, по вопросам реализации государственной политики в сфере импортозамещения.

Каждая из представленных региональных Программ по импортозамещению разрабатывается в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ, который включает в себя следующий алгоритм: цель и задачи; целевые индикаторы; приоритетные виды деятельности (в том числе инвестиционные проекты); бюджет; механизмы реализации Программы; оценка эффективности и т.д.

Несмотря на то что, каждый регион реализует собственную программу, все они ставят перед собой схожие цели и задачи. Наиболее общей целью всех Программ является [2]:

1)                   снижение  зависимости  территории  от  импорта  продукции  за  счет  удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства;

2)                   формирование условий для расширения масштабов производства конкурентоспособной продукции, создания новой импортозамещающей наукоемкой технологической продукции, обеспечения занятости населения, создания новых рабочих мест, увеличения поступлений в бюджет и изменения структуры регионального рынка с увеличением доли продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями.

Следует отметить, что в рамках Программ развития импортозамещения, осуществляется создание и функционирования особых экономических зон, кластеров, индустриальных и техно-парков.




Таблица 1  

Перечень технопарков, кластеров, ОЭЗ


Субъект ЦФО

Технопарки, кластеры, ОЭЗ

Белгородская оласть

Индустриальные парки «Волоконовский», «Северный»

Владимирская область

Индустриальные парки «Ока», «Ставровский», «Струнино»

Воронежская область

Индустриальные     парки     «Масловский»,      «Перспектива»;

Кластер    производителей    нефтегазового    и     химического оборудования Воронежской области, технопарк «Космос-

 

Нефть-Газ»

Ивановская область

Индустриальные парки «Кинешма», «Родники»

Калужская область

Индустриальные парки «Ворсино», «Грабцево», «Калуга-

ЮГ»,  «Росва»;  ОЭЗ  «Калуга»;  Технопарк  «Обнинск»; Фармацевтический кластер

Костромская область

Ювелирный кластер

Липецкая область

Индустриальный парк «Кузнецкая слобода»; ОЭЗ «Липецк»;

Инновационный территориальный кластер машиностроения и металлообработки Липецкой области «Долина Машиностроения»

Москва

Технопарки      «Калибр»,       «Мосгормаш»,       «Сапфир»,

«Строгино», «Слава», «Москва»; Инновационный территориальный кластер "Зеленоград", Кластер "Медицинская промышленность, новая химия и биотех", Московский композитный кластер

Московская область

Индустриальные       парки       «Бронницы»,        «Ивантеевка»,

«Коледино»,          «Котово»;         технопарки         «Нахабино»,

«Лихачевский»; Промышленный кластер Фрязино

Орловская область

Индустриальные парки «Зеленая роща», «Орел»

Рязанская область

Индустриальный парк «Станкозаводской»

Смоленская область

Смоленский композитный кластер

Тверская область

Индустриальный парк «Две Башни»; Промышленный кластер

метровагоностроения

Ярославская область

Индустриальные парки «Новоселки», «Тутаев»

 

Как мы можем наблюдать из таблицы в 14 из 18 субъектов ЦФО существуют технопарки, кластеры, ОЭЗ, которые способствуют развитию экономики региона, а так же оказывают непосредственное участие в реализации программ импортозамещения.

К иным нормативно-правовым актам, поддерживающим импортозамещение, относятся также программы поддержки малого и среднего предпринимательства, программы, поддерживающие инвестиционную деятельность и инновационное развитие, программы развития промышленности и повышение ее конкурентоспособности.

Таким образом, курс на импортозамещение должен поспособствовать регионам РФ:

1)                   сформировать конкурентоспособный, сбалансированный промышленный комплекс, устойчивый к колебаниям мировой экономической конъюнктуры;

2)                   обеспечить благоприятные организационные и материально- технические условия, необходимые для формирования региональной инновационной системы, стимулирующей как инновационную активность организаций, так и повышение спроса на результаты инновационной деятельности;

3)                   обеспечить условия для реализации мероприятий государственной промышленной политики в соответствии с установленными сроками и задачами;

4)                   обеспечить рост ВВП через увеличение объемов производства и сбыта конкурентоспособной импортозамещающей продукции промышленного комплекса регионов РФ;

5)                   обеспечить условия для подготовки в регионах РФ  квалифицированных работников инженерно-технических     и     рабочих    специальностей    в     количестве     и     с     качеством,     полностью удовлетворяющими текущим и перспективным потребностям экономики страны.

 

Список литературы

 

1.                  Бородкина, В.В. Исследование Программ развития импортозамещения в регионах Российской Федерации [Электронный ресурс] / В.В Бородкина, О.В. Рыжкова, Ю.В. Улас, А.А. Ушалова // Креативная экономика. — 2015. Режим доступа: https://bgscience.ru/lib/9445/

2.                  Мартыненко, И.О. Роль импортозамещения в развитии экономики России [Текст] / И.О. Мартыненко // Научный вестник ЮИМ. – 2014. – №4. – С. 15-18.

3.                  Федоляк, Ф.С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России [Текст] : монография / Ф.С.Федоляк - М.: Изд-во НИЦ Инфра, 2014.-320 с.

4.                  Консультант плюс – информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru