19 марта 2017г.
В настоящее время происходят серьезные изменения связанные с мировой геополитической ситуацией, все чаще возникают новые очаги напряженности в самой непосредственной близости от территориальных границ Российской Федерации. Данные факторы, вкупе с растущим охлаждением и ухудшением отношений с главными игроками на мировой политической арене ставят во главу угла проблему обеспечения национальной безопасности страны. Национальная безопасность напрямую зависит от безопасности и развитости национальной экономики. В свою очередь для ее развития необходимо повышать ее защищенность, независимость от других стран, а так же конкурентоспособность российских компаний.
Одним из самых приоритетных и эффективных вариантов развития национальной экономики является использование стратегии импортозамещения. Для эффективной реализации данной стратегии необходима разработка нормативных актов как на уровне федерации, так и на уровне отдельного субъекта.
Основными документами для создания и внедрения программ по развитию импортозамещения на региональном уровне являются следующие документы федерального уровня [1]:
1) Федеральный закон о промышленной политики РФ;
2) План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2016 г;
3) Отраслевые планы по содействию импортозамещения
В настоящий момент во всех 18 субъектах Центрального федерального округа действуют планы мероприятий по импортозамещению. Так, например, в Белгородской области действует «План мероприятий по импортозамещению в Белгородской области на 2016-2018 годы».
В Курской области реализуется «Региональный план по импортозамещению в Курской области на 2016-2020 годы».
В Московской, Брянской областях в дополнение к планам по имортозамещению созданы специальные Советы по импортозамещению, целью которых является обеспечение транспарентности реализуемых мероприятий, проведения технологической экспертизы, а также эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, по вопросам реализации государственной политики в сфере импортозамещения.
Каждая из представленных региональных Программ по импортозамещению разрабатывается в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ, который включает в себя следующий алгоритм: цель и задачи; целевые индикаторы; приоритетные виды деятельности (в том числе инвестиционные проекты); бюджет; механизмы реализации Программы; оценка эффективности и т.д.
Несмотря на то что, каждый регион реализует собственную программу, все они ставят перед собой схожие цели и задачи. Наиболее общей целью всех Программ является [2]:
1) снижение зависимости территории от импорта продукции за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства;
2) формирование условий для расширения масштабов производства конкурентоспособной продукции, создания новой импортозамещающей наукоемкой технологической продукции, обеспечения занятости населения, создания новых рабочих мест, увеличения поступлений в бюджет и изменения структуры регионального рынка с увеличением доли продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями.
Следует отметить, что в рамках Программ развития импортозамещения, осуществляется создание и функционирования особых экономических зон, кластеров, индустриальных и техно-парков.
Таблица 1
Перечень технопарков, кластеров, ОЭЗ
Субъект ЦФО
|
Технопарки, кластеры, ОЭЗ
|
Белгородская оласть
|
Индустриальные парки «Волоконовский», «Северный»
|
Владимирская область
|
Индустриальные парки «Ока», «Ставровский», «Струнино»
|
Воронежская область
|
Индустриальные парки «Масловский», «Перспектива»;
Кластер производителей нефтегазового и химического оборудования Воронежской области, технопарк «Космос-
|
|
Нефть-Газ»
|
Ивановская область
|
Индустриальные парки «Кинешма», «Родники»
|
Калужская область
|
Индустриальные парки «Ворсино», «Грабцево», «Калуга-
ЮГ», «Росва»; ОЭЗ «Калуга»; Технопарк «Обнинск»; Фармацевтический кластер
|
Костромская область
|
Ювелирный кластер
|
Липецкая область
|
Индустриальный парк «Кузнецкая слобода»; ОЭЗ «Липецк»;
Инновационный территориальный кластер машиностроения и металлообработки Липецкой области «Долина Машиностроения»
|
Москва
|
Технопарки «Калибр», «Мосгормаш», «Сапфир»,
«Строгино», «Слава», «Москва»; Инновационный территориальный кластер "Зеленоград", Кластер "Медицинская промышленность, новая химия и биотех", Московский композитный кластер
|
Московская область
|
Индустриальные парки «Бронницы», «Ивантеевка»,
«Коледино», «Котово»; технопарки «Нахабино»,
«Лихачевский»; Промышленный кластер Фрязино
|
Орловская область
|
Индустриальные парки «Зеленая роща», «Орел»
|
Рязанская область
|
Индустриальный парк «Станкозаводской»
|
Смоленская область
|
Смоленский композитный кластер
|
Тверская область
|
Индустриальный парк «Две Башни»; Промышленный кластер
метровагоностроения
|
Ярославская область
|
Индустриальные парки «Новоселки», «Тутаев»
|
Как мы можем наблюдать из таблицы в 14 из 18 субъектов ЦФО существуют технопарки, кластеры, ОЭЗ, которые способствуют развитию экономики региона, а так же оказывают непосредственное участие в реализации программ импортозамещения.
К иным нормативно-правовым актам, поддерживающим импортозамещение, относятся также программы поддержки малого и среднего предпринимательства, программы, поддерживающие инвестиционную деятельность и инновационное развитие, программы развития промышленности и повышение ее конкурентоспособности.
Таким образом, курс на импортозамещение должен поспособствовать регионам РФ:
1) сформировать конкурентоспособный, сбалансированный промышленный комплекс, устойчивый к колебаниям мировой экономической конъюнктуры;
2) обеспечить благоприятные организационные и материально- технические условия, необходимые для формирования региональной инновационной системы, стимулирующей как инновационную активность организаций, так и повышение спроса на результаты инновационной деятельности;
3) обеспечить условия для реализации мероприятий государственной промышленной политики в соответствии с установленными сроками и задачами;
4) обеспечить рост ВВП через увеличение объемов производства и сбыта конкурентоспособной импортозамещающей продукции промышленного комплекса регионов РФ;
5) обеспечить условия для подготовки в регионах РФ квалифицированных работников инженерно-технических и рабочих специальностей в количестве и с качеством, полностью удовлетворяющими текущим и перспективным потребностям экономики страны.
Список литературы
1. Бородкина, В.В. Исследование Программ развития импортозамещения в регионах Российской Федерации [Электронный ресурс] / В.В Бородкина, О.В. Рыжкова, Ю.В. Улас, А.А. Ушалова // Креативная экономика. — 2015. Режим доступа: https://bgscience.ru/lib/9445/
2. Мартыненко, И.О. Роль импортозамещения в развитии экономики России [Текст] / И.О. Мартыненко // Научный вестник ЮИМ. – 2014. – №4. – С. 15-18.
3. Федоляк, Ф.С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России [Текст] : монография / Ф.С.Федоляк - М.: Изд-во НИЦ Инфра, 2014.-320 с.
4. Консультант плюс – информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru