Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО РИСКА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2017г.

Актуальность учета стратегического инновационного риска определяется тем, что индустрию транспорта во всем мире ожидают большие перемены уже в ближайшие годы. Сама мировая транспортная система устарела морально, а некоторые ее элементы устарели технически уже давно, так как вносимые изменения не затрагивали основ системы. Современные транспортные системы должны создаваться и развиваться на основе совместного развития транспортной инфраструктуры и научного исследования транспортных проблем, содействия  инновациям на транспорте. В связи с этим необходимо  проводить фундаментальные и прикладные научные исследования, выбирать гармонизированные технические параметры инновационного транспортного развития, что позволит снизить операционный инновационный риск и, как следствие, операционный риск конкурентоспособности транспорта.

Для программ инновационного развития железнодорожного транспорта в качестве основных плановых целевых показателей инновационной деятельности установлены контрольные параметры, в частности показатели обновления подвижного состава (таблица 1) [1, с.102].

Таблица 1 - Плановые показатели обновления подвижного состава на 2015 гг*. (*Информационно-статистический бюллетень Транспорт России январь-декабрь 2014 г).

 

Показатель

Значение показателя

Локомотивы, единиц

3850

Грузовые вагоны, тыс. вагонов

347

Пассажирские вагоны, вагонов

3430

 

Для оценки операционных стратегических инновационных рисков транспорта выделяем две основные позиции: «Обновление подвижного состава» (ресурсная составляющая) и «Финансирование НИОКР».

Показатели обновления оборудования в рамках реализации Стратегии 2030 представлены в таблице 2 [1, с.102 - 103].

Таблица 2 – Показатели обновления подвижного состава транспорта России

 

Показатели

2012

2013

2014

Индекс

динамики

(2014 к

2012 гг.)

Железнодорожный транспорт

Тепловозы магистральные, секции

42

66

72

1,714

Электровозы магистральные, шт.

318

389

475

1,494

Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт.

71,7

60,1

65,1

0,908

Вагоны пассажирские, шт.

880

760

853

0,969

Автомобильный транспорт

Автобусы, тыс. шт.

58,6

53,2

43,2

0,737

Автомобили грузовые, тыс. шт.

151

154

207

1,371

Воздушный транспорт

Гражданские самолеты, шт.

60

107

95

1,583

 

На основе изучения практики обновления оборудования в рамках реализации стратегий и специальных программ была предложена шкала для балльной оценки индексов динамики (таблица 3) [1, с.103].

Таблица 3 – Шкала оценки инновационного потенциала хозяйствующих субъектов транспорта России по позиции «Обновление подвижного состава»

Вид транспорта

Оценка лучшего индекса

обновления

Оценка значений индексов

Железнодорожный

(it) ≥ 2 – 25 баллов

За  каждые  0,2  пункта  ухудшения

снимать 5 баллов

показателей

Автомобильный

(it) ≥ 2 – 50 баллов

За  каждые  0,2  пункта  ухудшения

снимать 10 баллов

показателей

Воздушный

(it) ≥ 2 – 100 баллов

За  каждые  0,1  пункта  ухудшения

снимать 10 баллов

показателей

 

В таблице 4 представлена оценка инновационного потенциала транспорта по позиции «Обновление подвижного состава».

Таблица 4 - Оценка инновационного потенциала и инновационного риска транспорта России по позиции «Обновление подвижного состава»

 

Железнодорожный

транспорт

Автомобильный транспорт

Воздушный транспорт

Оборудование

(it)

балл

ы

Оборудование

(it)

баллы

Оборудование

(it)

балл

ы

Тепловозы

магистральные, секции

1,714

17,5

Автобусы, тыс.

шт.

0,737

0

Гражданские

самолеты, шт.

1,583

60

Электровозы

магистральные, шт.

1,494

12,5

Автомобили

грузовые, тыс. шт.

1,371

20

Вагоны       грузовые

магистральные, тыс. шт.

0,908

0,0

Вагоны

пассажирские, шт.

0,969

0

Итого

30

20

60

Риск, баллы

70

80

40



На основе изучения практики финансирования реализации стратегий, программ развития и специальных программ была предложена простая шкала для балльной оценки индексов выполнения плана: 100%-е выполнение плана – 100 баллов. Ухудшение показателя на 10% - снимаем 10 баллов [1, с.104].

В  таблице  5  представлена  оценка  инновационного  потенциала  транспорта  по  позиции «Финансирование НИОКР».

 

 

Таблица 5 - Оценка инновационного потенциала и инновационного риска транспорта России по позиции «Финансирование НИОКР» в 2014 г., млн. руб.

 

 

Виды транспорта

 

План

Кассовые

расходы

 

Выполнение, %

Оценка,

баллы

 

Риск, баллы

Транспорт отраслей

Минтранса России

 

2842,4

 

1567,9

 

55,2

 

55

 

45

Железнодорожный

транспорт

 

1713,6

 

708,8

 

41,4

 

41

 

59

Автомобильный

747,1

484,9

64,9

65

35

Воздушный

102,9

44,6

43,3

43

57

 

Для оценки операционных стратегических инновационных рисков по видам транспорта интегрируем оценки по позиции «Обновление подвижного состава» и по позиции «Финансирование НИОКР», присвоив им уровни значимости соответственно: 0,6 и 0,4. (таблица 6) [1, с.105].

Таблица 6 – Интегральная оценка инновационных рисков транспорта

 

Вид транспорта

Алгоритм расчета

Оценка, балл.

Железнодорожный транспорт

70*0,6 + 59*0,4

66

Автомобильный

80*0,6 + 35*0,4

62

Воздушный

40*0,6 + 57*0,4

47

 

Список литературы

 

1.        Чепига, Ю.В. Оценка стратегических операционных рисков хозяйствующих субъектов транспорта [Текст]: диссертация канд. экон. наук: 08.00.05: защищена 25.12.2015: утв. 23.06.2016/Чепига Юлия Владимировна.- Новосибирск, 2015.- 130 с.