Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ОБРАЩЕНИЯ ТБО

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   По данным ООН в мировых масштабах среда обитания человека подвергается воздействию более трех миллиардов тонн твердо-бытовых отходов (ТБО) ежегодно [3]. В свою очередь замусоривание природной среды вызывает негативные физико-химические и биологические эффекты. Экологические последствия такого опасного явления могут проявляться не только в эстетико-психологическом дискомфорте для жизни человека, но и в формировании условий распространения опасных заболеваний и ухудшении эпидемиологической обстановки. Проблема загрязнения окружающей среды сегодня особенно актуальна именно в городских условиях, где концентрируются большинство экологически опасных факторов. Во многих городах, особенно крупных, задачи утилизации твердо-бытовых отходов переходят в разряд системных, ставя под угрозу жизнь и здоровье людей [3].

   Модель общественного устройства, основанная на государственном регулировании экономики, предполагает решение различных социально-экономических проблем преимущественно с помощью директивного нормативно-правового  механизма.  Основополагающая задача  государственного  регулирования обращения твердо-бытовых отходов хозяйственной деятельности в муниципальных образованиях заключается в защите интересов всех экономических субъектов, прямо или косвенно вовлеченных в данную сферу. Государство должно обеспечить в практике хозяйственной деятельности эффективную реализацию общепризнанного принципа «загрязнитель платит», предполагающего установление обязательной платы для экономических субъектов, являющихся источниками образования отходов.

    Величина подобных экологических платежей должна формироваться с учетом спроса и предложения на рынке обращения отходов. С этой целью к общественным институтам может быть обращен запрос на совместное создание условий развития предпринимательства, товарных рынков и рынков услуг в сфере обращения твердых бытовых отходов хозяйственной деятельности. Субсидирование подобных мероприятий будет способствовать притоку предпринимателей в сферу обращения отходов и позволит им своевременно благоустроить места сбора бытовых отходов, а также повысить эффективность процесса вывоза и переработки отходов. Государство может усилить потенциал разработки программ в сфере обращения отходов и их дополнительного финансирования, а общество получит полезный эффект от внедрения и использования ресурсосберегающих технологий[2].

    Интересы субъектов обращения отходов хозяйственной деятельности в муниципальных образованиях можно структурировать следующим образом:

1.      Государство – осуществляет стратегическое планирование управления обращением отходов на различных территориях, ведет государственный статистический учет, способствует устранению конфликтов в сфере обращения отходов, взимает плату за утилизацию отходов, реализует задачи пополнения бюджета за счет платного отвода земель на строительство полигонов ТБО и мусороперерабатывающих предприятий, за счет пошлин со сделок купли-продажи ресурсов ТБО.

2.     Общество – формирует рынки утилизации отходов хозяйственной деятельности, организует сбор ценных компонентов и использование продукции мусороперерабатывающих предприятий, производит общественно полезные блага за счет использования вторичного сырья, в том числе в промышленности и строительстве, а также за счет экологически безопасного захоронения неиспользованных компонентов отходов, предоставляет обоснованные и достоверные сведения об объемах отходов.

3.   Физических и юридические лица –приобретают юридическое обеспечение гарантий прав на отходы и их утилизацию, выступающее стимулом к инвестициям в технологии переработки мусора и организацию эффективного производства продукции их вторичных ресурсов, получают возможность долгосрочного пользования объектами хранения и переработки твердых отходов, залога отводимой для строительства полигонов отходов земли или права ее аренды, компенсации внешних отрицательных (загрязнение окружающей среды) и положительных (получение доходов от объектов обращения отходов) издержек (экстерналий).

   Существующее законодательство определяют основные требования к физическим и юридическим лицам при обращении с отходами производства и потребления, а также разграничивает полномочия Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления в сфере обращения твердых отходов.

    Схематично действующая в настоящее время структура управления и контроля обращения отходов производства и потребления показана на Рисунке 1.


Рис.1. Действующая структура управления и контроля обращения твердых отходов хозяйственной деятельности в муниципальных образованиях

   
По результатам анализа существующей системы управления обращением твердых бытовых отходов выявлены существенные организационные недостатки. Реформирование существующей системы управления обращением отходов в муниципальных образованиях, по нашему мнению, следует производить с учетом принципов рационального разграничения функций федеральных, региональных и местных органов власти, а также многообразия форм собственности и процессов демонополизации.

   Вместе с тем, даже оптимальное сочетание федеральной, государственной и муниципальной формы собственности в сфере управления обращением отходов хозяйственной деятельности постоянно требует решения организационно-управленческих задач различного уровня  [2]. Своевременность и качество решения данных задач обуславливается формированием специального органа управления, регулирующего условия разграничения прав владения и пользования собственности в сфере обращения отходов [2].

   Во многих развитиях странах Европы сфера обращения, утилизации и переработки твердых отходов хозяйственной деятельности изначально формировалась как самостоятельная сфера экономической деятельности [1]. Например, в Германии в данной сфере занято более 250 тыс. экономических агентов, а годовой оборот превышает 40 млрд. евро [1].

   В настоящее время во многих развитых странах сфера обращения отходов хозяйственной деятельности фактически стала относительно самостоятельной отраслью экономики, объединяющей субъектов образования отходов, предприятия сбора, транспортировки, сортировки, переработки и размещения отходов, а также прочих участников рынка сбора и утилизации твердых бытовых отходов, и экономических субъектов, использующих продукцию мусороперерабатывающих комплексов.

   Мы полагаем, что в нашей стране необходимо провести скорейшую законодательную инициативу по выделению сферы обращения отходов в самостоятельную область деятельности, которая могла бы объединить и укрупнить установленные сейчас разрозненные виды экономической деятельности. В частности, выделение субъектов сбора и утилизации твердых бытовых отходов в самостоятельный рентабельный вид экономической деятельности, независящий от сферы жилищно-коммунального хозяйства, позволит высвободить значительные ресурсы органов управления городского хозяйства и сосредоточить их усилия на решении других жизненно важных проблем. Сфера обращения отходов в этом случае получит значимый импульс развития, основанный на принципах рыночной конкуренции.

   Таким образом, комплекс обозначенных приоритетных задач обуславливает необходимость создания единого целостного механизма государственного регулирования организационно-экономических отношений сферы обращения твердых отходов хозяйственной деятельности для обеспечения экологической безопасности и обеспечения условий социально-экономического развития отдельных территорий и страны в целом.

 

Список литературы

1.     Анопченко Т.Ю., Кирсанов С.А., Чернышев М.А. Зарубежный опыт управления в сфере твердых бытовых отходов // Российский академический журнал. 2014. Т. 27. № 1. С. 8-14.

2.     Коростиев А.В., Чернышев М.А. Совершенствование методов управления ТБО в муниципальных образованиях // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7-3 (14). С. 18-21.

3.     Мурзин А.Д. Система экономических проблем развития урбанизированных территорий // Актуальные вопросы экономических наук. 2011. № 22-2. С. 40-44.