Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРАЛЬНОГО КРИТЕРИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

В современных условиях как никогда раньше возникает объективная необходимость количественного обоснования эффективности управленческих решений, руководителям предприятий нужны объективные методы и методики анализа и оценки эффективности их деятельности. Как показывает анализ литературных источников, в настоящее время нет единого подхода к решению этой задачи. «На практике применяются различные методические рекомендации, разные группы показателей, по-разному рассчитываются величины отдельных показателей, коэффициентов и критериев» ([1], с. 489). К сожалению, до сих пор нет четкого определения понятия «критерий эффективности». Встречаются термины «критерий оптимальности», «критерий качества»,

«критерий принятия решения», «критерий управления» и др. Понятия «критерий эффективности» и «показатель эффективности», как правило, употребляются как синонимы, задачи формирования критериев эффективности сводят к задачам формирования показателей эффективности. Даже наш известнейший теоретик Е.С. Вентцель писала в своей книге: «Чтобы судить об эффективности операции и сравнивать между собой по эффективности различно организованные операции, нужно иметь некоторый числовой критерий оценки или показатель эффективности (в некоторых руководствах показатель эффективности называют «целевой функцией»)» ([2], с. 12). Однако, как показывает практика, отождествление понятий критерия и показателя эффективности внесло существенную путаницу в теорию эффективности и явилось известным тормозом внедрения в практику управления производством количественных методов анализа и оценки эффективности.

Критерий – философская категория, выражающая «предельную меру экономического эффекта принимаемого решения для сравнительной оценки возможных решений (альтернатив) и выбора наилучшего» ([3], с. 663). В настоящее время самыми спорными являются следующие два вопроса: первый – об объективности и субъективности  критериев и второй –  о принципиальной  и  практической возможности  построения интегрального критерия эффективности деятельности.

   Ответ на первый вопрос содержится в трудах по философии и теории принятия решений, где подчеркивается, что, во-первых, критерии оптимальности в сложных системах не носят абсолютного характера, они задаются и формируются всегда в зависимости от конкретных условий, и, во-вторых, в человеческих решениях чаще всего «объективное» невозможно, а качество «субъективного» решения сильно зависит не только от личности лица, принимающего решение (далее ЛПР), но и от методов и процедур разработки и обоснования решений.

    Отвечая на второй вопрос, необходимо отметить, что принципиальная возможность построения единого интегрального критерия эффективности сложной производственной системы, безусловно, объективно существует, поскольку интегральный критерий отражает генеральную цель функционирования и развития системы. Что же касается практической возможности построения математической модели упомянутого критерия, то она зависит от множества объективных и субъективных причин. Еще в плане ГОЭЛРО был сформулирован критерий эффективности производства как «достижение наибольших результатов при наименьших усилиях». Однако впоследствии с переходом к административным методам управления и внедрением затратного механизма планирования объективная необходимость в разработке математических моделей упомянутого критерия отпала. В практике планирования и управления производством предприятий использовался (да и сейчас используется) критерий выполнения плана, задаваемого вышестоящим органом, любой ценой. Этот критерий чрезвычайно прост, и поэтому исследования по построению критериев эффективности производства не проводились. В настоящее время, в условиях рыночных отношений и ужесточения конкуренции проблема критериев эффективности и методов их использования в управлении производством выдвигается в ряд первостепенных. Для ее успешного решения необходимо с позиций методологии системного подхода провести критический анализ достижений в области математической разработки критериев оптимальности и методов многокритериальной оптимизации и отобрать все то, что полезно для практической реализации.

Сформулируем ряд положений теории и практики разработки и применения математических моделей критериев эффективности.

Первое положение. Под критерием эффективности понимается признак, на основании которого производится соизмерение цели, средств и результата функционирования и развития предприятия для оценки и сравнения эффективности принимаемых управленческих решеннй. При этом управленческое решение считается эффективным, если оно обеспечивает «достижение производственной цели с наименьшими затратами средств (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. II, с. 608) или «производство максимума продукта минимумом труда», т.е. «сведение стоимости единицы продукта к ее минимуму» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 48, с. 21).

Второе положение. Критерии эффективности делятся на три группы:

-критерии типа «затраты – эффект» или «эффект – затраты», которые основаны на сравнении затрат средств с результатами того или иного курса действий с учетом не только технико-экономических показателей, но и оценки социальных последствий того или иного курса (достижение производственной цели);

-«элиминирующие» критерии, которые вводятся для того, чтобы установить диапазоны желаемых значений важнейших характеристик деятельности и исключить все варианты, по которым хотя бы одна характеристика не попадает в требуемый диапазон;

-«взвешивающие» критерии, представляющие собой искусственно построенные «коэффициенты важности» вариантов, которые используются для сравнения и классификации последних.

    Третье положение. Критерии эффективности строятся на множестве показателей и измерителей эффективности в соответствии с целями функционирования и развития предприятия по схеме:

где Мц , Мп , Мк - множества целей, показателей и критериев эффективности, соответственно. Эти множества представляются в виде дерева целей, дерева показателей и дерева критериев эффективности, соответственно.

    Четвертое положение. Включаемые в математические модели критериев показатели эффективности представляются в виде функций или функционалов. При этом все возможные факторы, определяющие эффективность, делятся на две группы:

-контролируемые (управляемые) факторы, выбор которых находится в распоряжении ЛПР;

-неконтролируемые (неуправляемые) факторы, на которые ЛПР влиять не может.

   Факторы первой группы детерминированные. Что же касается факторов второй группы, то они могут быть детерминированными, стохастическими или неопределенными. В соответствии с этой классификацией различают три вида моделей критериев эффективности принятия решений: детерминированные, стохастические и эвристические.

   Конспективно изложенные выше положения можно рассматривать как минимально необходимые для предлагаемого автором подхода к формированию математических моделей критериев эффективности деятельности предприятия.

    В дополнение к сказанному следует сделать важное замечание о терминах «критерий эффективности» и «критерий оптимальности». По мнению автора, это не тождественные термины. Критерий оптимальности – количественная форма выражения любого критерия, в то время как критерий эффективности отражает существенные содержательные стороны задачи управления (достижение предприятием цели при наименьших затратах средств). Критерий оптимальности управления, взятый изолированно, может вообще не соответствовать задаче эффективного управления.

   На основе вышеизложенного обобщенную модель критерия эффективности деятельности предприятия можно представить как систему следующих критериев:

где  - интегральный измеритель экономической эффективности, представляющий собой стоимость единицы результата функционирования предприятия за время t:   - результат функционирования

предприятия за время t;  - затраты совокупного (живого и прошлого) труда на получение результата ;  - вектор управляемых факторов (параметров управления);  - вектор неуправляемых факторов (параметров внешней среды); t0


и t1  - начало и конец рассматриваемого периода;  - ограничения на соответствующие векторы;   целевые нормативы-ограничения.



Список литературы

1.     Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник/Под ред. проф. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2008.

2.     Вентцель Е.С. Исследование операций. – М.: Советское радио, 1972.

3.     Советский энциклопедический словарь./Гл. ред. С.М. Ковалев. – М.: Советская энциклопедия, 1979.