Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЗИНГА В ТУРИСТСКОЙ СФЕРЕ

Авторы:
Город:
Сочи
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

Туризм, являясь массовым мировым явлением, объединяет людей разных стран, разных социальных слоев, разного уровня благосостояния. Для удовлетворения потребностей туристов в обслуживании необходимо создание такой инфраструктуры, которая обеспечивала бы уровень сервиса не ниже, а даже выше того, который имеется в месте проживания туриста. Туризм, путешествия воспринимаются туристами как праздник и, соответственно, уровень обслуживания – качество и удобство – должно быть выше, лучше, чем у себя дома. Поэтому материальная база туризма (гостиницы, рестораны, транспорт и другие объекты) должна соответствовать наилучшим мировым стандартам. Развитие материально-технической базы туризма в России (и не только в России) требует закупок наилучшего оборудования в разных странах мира. Источниками инвестирования развития материально- технической базы туризма являются, в основном, собственные средства предприятия, а также заемные [2].

Активизация инвестиционных процессов в стране является основой для проведения реструктуризации экономики. Возможности привлечения больших объемов инвестиций в реальные активы за счет займов, государственных капитальных вложений в современных условиях довольно ограничены, что выводит на первый план лизинг в качестве способа финансирования капитальных вложений в активы любых предприятий.

В современных условиях российские туристские организации испытывают необходимость в специальном технологическом оборудовании, произведенном за границей, при этом контрагентом российской туристской организации, ресторана или гостиницы при осуществлении сделки лизинга является иностранная компания, а, следовательно, к сделке применяется иностранное лизинговое законодательство. При осуществлении инвестиций в оборудование очень важным являются не только технические и экономические характеристики, но и сами финансовые условия сделки. В отличие от сделки купли-продажи лизинг предоставляет возможность использования техники без приобретения на нее юридического права собственности, а оплата за использование оборудования рассредоточена в течение длительного периода, что имеет место при арендных отношениях. Проведение достоверной оценки эффективности любого проекта является необходимым условием не только для аналитиков банков и инвестиционных фондов, которые будут принимать решение о финансировании лизинговых компаний, больше всего в этом заинтересован  сам лизингополучатель, работники которого готовят и потом реализуют инвестиционные проекты. Однако, даже при всех положительных показателях оценки эффективности инвестиционного проекта лизингополучатель не будет способен его осуществить, не доказав эффективность использования оборудования, приобретаемого в лизинг [3].

Благодаря использованию такого механизма финансирования, как лизинг в сфере туризма, становится возможным решение ряда наиболее важных на сегодняшний день задач:

·       проведение перевооружения туристского предприятия на современной основе без привлечения больших по объему капиталовложений, что способствовало бы переходу на выпуск конкурентоспособных туристских услуг (например, внедрение Интернет – технологий по информационному обеспечению туристов, приобретение туристских автобусов с повышенным комфортом и т.д.);

·       обеспечение заказами отечественных предприятий, производящих средства производства туристских услуг, что означало бы начало в ближайшей перспективе экономического подъема в других отраслях отечественной экономики;

·       существенное сокращение импорта предметов потребления путем замены его продукцией отечественного производства (это крайне сложно реализовать в сфере туризма, так как многое оборудование для ресторанов и гостиничных комплексов в России в настоящий момент не производится или не соответствует качеству, которое предъявляет сегодня турист к туристской индустрии);

·       создание в стране дополнительных рабочих мест, что также важно для сокращения уровня безработицы. Туризм, как прямым, так и косвенным образом способствует занятости населения. Говоря о прямом эффекте занятости в туризме, следует иметь в виду то, что население получает дополнительные рабочие места непосредственно в туристских предприятиях. Косвенный эффект занятости проявляется в том, что туризм создает также рабочие места и в других отраслях экономики, например, в местной промышленности по производству сувенирной продукции.

В настоящее время ведущие туристские фирмы России большую часть своего оборудования (более 60%) приобретают, используя лизинг, амортизируя оборудование ускоренными методами, а оставшиеся 40% принадлежат фирмам как собственные. Следовательно, применение лизинга в туристской индустрии, может стать для экономики России неким рычагом, с помощью которого можно обеспечить определенный подъем не только предприятий туристской сферы, но и предприятий других сфер экономики [5].

Развитие рынка лизинговых услуг в современной России началось в 1998 году, когда был принят федеральный закон «О лизинге», предусматривавший следующие виды лизинга: оперативный, финансовый и возвратный. Вследствие недостаточного развития российской экономики в целом, и рассматриваемого сегмента финансового рынка, оперативный лизинг не стал существенно распространен. Поэтому уже в 2002 году были произведены изменения в федеральном законодательстве, и в новом Федеральном законе «О лизинге» № 10-ФЗ от 29.01.2002 г. понятия возвратного и оперативного лизинга были исключены [1].

Перечисленные изменения иллюстрируют процесс естественного эволюционирования и развития рынка лизинга. Неразвитость инфраструктуры и нестабильная экономическая ситуация привели к тому, что понятия оперативного и финансового лизинга оказались ненужными. Для реализации оперативного лизинга требуется стабильная экономическая ситуация в стране, наличие развитого и функционирующего вторичного рынка оборудования, и самое главное, готовности лизинговых компаний брать на себя риск, финансируя оборудование по остаточной стоимости. Компании только сейчас начинают постепенно расширять использование схем возвратного лизинга, когда кредитные ресурсы стали более доступны, а предприятия, в свою очередь, начали основательно подходить к оценке эффективности различных источников, из которых планируется привлечение средств. Заметим, что в 1998 году, когда принимали первую редакцию Федерального закона «О лизинге» такие условия на российском финансовом рынке вообще отсутствовали.

Следовательно, есть все основания утверждать, что рынок лизинга в нашей стране находится в стадии развития, однако на этот процесс очень сильное влияние оказывает неблагоприятная экономическая ситуация.

Проанализируем рынок лизинговых услуг России. После фазы стагнации 2012–2013 годов объем нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировал падение на 13,2% в 2014 году. По оценке «Эксперта РА» (RAEX), номинальный объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил 680 млрд рублей (годом ранее – 783 млрд рублей). Несмотря на переориентацию лизинговых компаний на сделки с МСБ, компенсировать сокращение крупных договоров лизинга им не удалось: сумма новых договоров лизинга за прошедший год упала на 23,1% и составила около 1 трлн рублей. Подобное сокращение (около четверти) суммы новых лизинговых договоров наблюдалось на лизинговом рынке в 2008 году. За 2014 год объем профинансированных средств показал отрицательные темпы прироста (-15,4%), что в последний раз отмечалось также в 2008–2009 годах. Лизинговый портфель на 1 января 2015 года составил 3,2 трлн рублей, темп прироста - 10,3% – наименьший за последние пять лет (таблица 1).

Распределение сделок внутри года стало более равномерным: причина – сокращение крупных сделок на протяжении последних трех лет

Из-за сокращения крупных сделок на протяжении последних трех лет произошло ослабевание сезонности рынка лизинга. Ранее более трети лизинговых договоров заключались в IV квартале года, теперь на три последних месяца года приходится только около четверти заключенных сделок (246 млрд рублей за IV квартал 2014 года). Помимо этого, в прошедшем году сумма новых договоров лизинга распределилась поровну между полугодиями, что раньше было нехарактерно для российского лизингового рынка. [4]



   Таблица 1

Индикаторы развития рынка лизинга


Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд

рублей

 

450.0

 

741.0

 

770.0

 

783.0

 

680.0

Темпы прироста, %

150.0

64.6

3.9

1.7

-13.2

Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей

725.0

1 300.0

1 320.0

1 300.0

1 000.0

Темпы прироста, %

130.2

79.3

1.5

-1.5

-23.1

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

350.0

540.0

560.0

650.0

690.0

Темпы прироста, %

9.4

54.3

3.7

16.1

6.2

Объем профинансированных средств, млрд руб.

450.0

737.0

640.0

780.0

660.0

Темпы прироста, %

192.2

63.8

13.2

21.9

-15.4  

Совокупный лизинговый портфель, млрд руб.

1 180.0

1 860.0

2 530.0

2 900.0

3 200.0

Темпы прироста, %

22.9

57.6

36.0

14.6

10.3

Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным

Росстата)

 

46 321.8

 

55 798.7

 

62 356.9

 

66 689.1

 

70 975.6

Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, %

1.0

1.3

1.2

1.1

1.0

Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых

договоров, %

 

62,4

 

66,5

 

63,0

 

65,0

 

66,4

Индекс розничности [1]

24,0

23,0

28,0

34,7

43,9

[1] Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных»

сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.

Источник: «Эксперт РА» (RAEX), по результатам анкетирования ЛК

 

Сумма новых договоров лизинга, очищенная от сегментов ж/д и авиатехники, за прошедший год сократилась всего на 5% в отличие от суммы лизинговых договоров с учетом всех сегментов (-23,1%). Более сильного падения суммы новых договоров лизинга удалось избежать за счет сохранения объема сделок с автотранспортом (за 2013 год – 323,7 млрд рублей, за 2014 год – 331 млрд рублей).

В структуре финансирования сделок за 2014 год доля кредитов снизилась почти на 10 п. п. по сравнению с 2013 годом. Причина кроется в росте кредитных ставок на протяжении всего 2014 года. Отдельно стоит отметить шоковое повышение ключевой ставки Банком России в середине декабря 2014 года с 10,5% до 17%, последствия которого сегодня все больше ощущает лизинговый рынок. По данным анкетирования, не менее 95% лизинговых компаний столкнулись с пересмотром банками процентных ставок по уже выданным до 17 декабря кредитам. Повышение ставок составило от 2 п. п. до 13 п. п. Не менее 10% опрошенных лизингодателей отмечают, что одними из первых ставки стали повышать крупные государственные банки, несмотря на то, что они имеют доступ к источникам дополнительной ликвидности. Интересным фактом является то, что некоторые кредитные организации пересматривали ставки по действующим договорам даже для своих дочерних лизинговых компаний (повышение в среднем было аналогичным, как и для рыночных компаний) [4].

Несмотря на удорожание средств на долговых рынках, доля облигаций в структуре финансирования сделок за прошедший год выросла на 8,1 п. п. Помимо крупных госкомпаний, облигации размещали и частные российские лизингодатели: так, в IV квартале 2014 года компания «ТрансФин-М» разместила облигации на 3 млрд рублей (срок погашения – 15.12.2017, размер купона – 10,5% годовых).

Однако в источниках финансирования лизингодателей без учета крупных сделок1 доля долговых ценных бумаг снижается (с 4,6% за 2013 год до 1,4% за 2014 год), а доля собственных средств выросла на 5,2 п. п. и составила почти 17%: в условиях дорогих кредитов рыночные лизинговые компании активнее стали использовать собственные средства для финансирования сделок. Пока у лизингодателей существует небольшой запас по капиталу, повышение авансов  происходит гораздо реже  (рост менее 1 п. п.). Стоит  отметить, что в финансировании деятельности лизинговых компаний без учета крупных сделок произошло снижение доли авансов (-2,6 п. п.). По мнению агентства, рыночные компании для сохранения объемов нового бизнеса старались при возможности не повышать размеры авансовых платежей.

Средняя сумма сделки на рынке за 2014 год составила не более 6 млн рублей, годом ранее – 8,6 млн рублей Средняя сумма сделки на рынке за 2014 год составила не более 6 млн рублей, годом ранее – 8,6 млн рублей.

Это было обусловлено ростом общего количества заключенных сделок с малым и средним бизнесом (не менее 10% за 2014 год) по рынку: объем нового бизнеса с МСБ за 2014 составил 321 млрд рублей (годом ранее – 252 млрд рублей).

Лидером рынка, как и годом ранее, стал «ВЭБ-лизинг», второе и третье место занимают ВТБ Лизинг и «Сбербанк Лизинг» соответственно (см. приложение 1). В совокупности доля тройки лидеров составила около 37% всего объема нового бизнеса (за 2013 год – 35%). Стоит отметить, что активное заключение крупных сделок компанией «Сбербанк Лизинг» в IV квартале 2014 года удержало рынок от более сильного падения (около 18%).

«В четвертом квартале 2014 года компания заключила несколько крупных контрактов, – отмечает Кирилл Царев, и. о. генерального директора «Сбербанк Лизинг». – В их числе финансирование компании «УВЗ-Логистик» на 10 тысяч вагонов (общая стоимость лизингового проекта – 40 млрд рублей) и компании «Аэрофлот» на 10 самолетов Sukhoi Superjet 100 (стоимость проекта в каталожных ценах – 354 млн долларов)» [4].

Доля лидера рынка в 2014 году увеличилась на 6,4 п. п. и составила 15% (в 2013 году – 8,6%)

Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров лизинга немного выросла и составила 66,4% по итогам 2014 года против 65% в 2013 году (в 2012 году – 63%, в 2011-м – 66,5%). Доля лидера рынка, «ВЭБ- лизинга», в 2014 году увеличилась на 6,4 п. п. и составила 15% (в 2013 году – 8,6%). Продолжающийся рост концентрации на крупнейших лизингодателях в новом бизнесе и сумме новых договоров лизинга также сказался на увеличении доли топ-10 в совокупном лизинговом портфеле. Так, на 01.01.2015 около трех четвертей лизинговых платежей к получению приходится на десять крупнейших лизингодателей.

В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: без учета крупных сделок доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга выросла на 10 п. п., при этом доля отечественных частных банков сократилась почти на 8 п. п. Заметно выросла доля дочерних компаний иностранных производителей оборудования (почти на 3 п. п.), что объясняется ростом сделок с легковым и грузовым автотранспортом иностранных марок до начала девальвации рубля.

Подводя итоги, отметим, что развитие рынка лизинга в России обусловлено неблагополучным состоянием всего оборудования: довольно существенной является доля оборудования, быстро устаревающего или уже устаревшего морально, эффективность использования этого оборудования очень низкая, отсутствует обеспечение необходимыми запасными запчастями и т.д. Предпочтительным вариантом решения такой проблемы может стать лизинг, объединяющий в себе элементы как инвестиционных, так и кредитных операций.

В современной экономической ситуации многие российские предприятия испытывают недостаток в оборотных средствах, не могут тратить средства на обновление основных фондов и внедрять новейшие достижения НТП, и поэтому вынуждены брать кредиты. Несмотря на существование различных видов кредитования, таких как: ипотечное, кредитование под залог ценных бумаг или партий товара, тем не менее, в случае наличия необходимости обновления основных фондов предприятию более выгодно приобретать или обновлять оборудование, используя лизинг. Последние десять лет были благоприятны для развития лизинга в России. Лизинг снимает ряд противоречий между предприятием и финансово-кредитной организацией, которая не очень желает предоставлять кредит данному предприятию, поскольку не обладает достаточными гарантиями возврата вложенных средств. Лизинговые отношения выгодны всем участникам: один из них получает необходимое оборудование и кредит, оплачиваемый постепенно, другой – гарантированный возврат кредита, поскольку объект  лизинга является собственностью лизинговой компании или финансирующего ее банка до завершения расчетов, то есть до последнего платежа.

 

Список литературы

1.     Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О финансовой аренде (лизинге)» // Консультант Плюс http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=173619;fld=134;from=20780- 6;rnd=189271.7391197890974581;;ts=0189271706 1896 24266699

2.     Левченко Т.П., Янюшкин В.А., Рябцев А.А. Управление инвестиционной привлекательностью в туристско- рекреационной сфере: монография. – М.: Инфра-М, 2014. – (Научная мысль, туризм).

3.     Лещенко М. И. Основы лизинга. М.: Финансы и статистика, 2012. – 298 с.

4.     Лизинг в России [Интернет ресурс] // http://raexpert.ru/ project/leasing/2015/resume

5.     Лизинг как форма финансирования капитальных вложений. Виды лизинга, структура лизинговых операций [Интернет ресурс] // http://volgmfua.ucoz.ru/publ/finansy_i_kredit/lizing_kak_forma_finansirovanija_kapitalnykh_vlozhenij_vidy_lizing a_struktura_lizingovykh_operacij/3-1-0-47