Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРСАЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
18 апреля 2016г.

В условиях нестабильного производства и непрекращающегося кризиса в большинстве отраслей экономики, успешная коммерческая деятельность предприятия во многом зависит от принятия эффективных стратегических решений, разработки и применения новых механизмов и инструментов, направленных на ускорение темпов развития предприятия за счет применения современных технологий управления. Происходит смена приоритетов, поэтому успех любой деятельности хозяйствующих субъектов все больше зависит от инновационного развития и инновационной активности, ориентации на долгосрочных успех, что невозможно без создания конкурентных преимуществ, устойчивого развития. Возникает необходимость использования современных технологий моделирования экономических процессов, применения таких методов стратегического анализа как: SWOT – анализ, PEST и LITL-анализ, метод опционов, сценарный анализ - методологии форсайт, суть которой состоит не только в прогнозировании будущего, но и в согласованной разработке стратегических управленческих решений по выбранной для форсайта сфере.

Характерно, что применение форсайта как определенной методологии позволит осуществить постепенный переход от разового прогнозирования к планомерному предвидению. Это особенно важно для предприятий на которых длительное время отсутствовало не только прогнозирование, но и текущее планирование, внедрение прогрессивных технологических процессов, предвидение социальных последствий и результатов технического прогресса. Отличие прогнозирования от форсайта состоит в том, что прогноз обычно составляется на определенный временной период, тогда как форсайт – это постоянно корректируемый процесс прогнозирования и его результаты пересматриваются в зависимости от изменений во внешней или во внутренней средах предприятия.

Методический инструментарий форсайта включает как традиционные методы прогнозирования, так и креативные, разработанные в процессе реализации мероприятий. Основные методы при проведении форсайта отражают его прогнозные функции: аналитическую (анализ существующей ситуации в рассматриваемых инновациях); прогнозную (по этапам реализации инноваций) и креативную (выработку новых идей). Высокие результаты при использовании форсайта обусловлены тем, что его методология основана на нормативном и эксплоративном (поисковом) подходах. Нормативный подход заключается в ориентации на конкретные результаты, которые заложены в миссии предприятия и характеризуют инновативные изменения. Эксплоративный подход основан на поиске будущих результатов, ориентированных на развитие прогнозируемых процессов. При нормативном подходе обычно используют Делфи-опросы, основанные на достоверной информации. Хорошие результаты можно получить применяя метод экспертных оценок, который, как известно, ориентирован не только на количественную, но и качественную оценку информации, получаемой непосредственно от экспертов. Поисковый подход форсайта базируется на анализе эмпирических данных, в которых предпочтение отдается количественной информации, необходимой для формирования программы инновационного развития предприятия.

Особенностью форсайта является не просто перенос современных тенденций (явлений) на будущее, но и определение новых явлений, которые перейдут в закономерности в будущем и, более того, станут доминантными. Это позволяет обеспечить смену ведущих трендов, установить наиболее значимые изменения и отличия от современных инноваций, наметить меры по их развитию в будущем. Прогнозирование в качестве подметода входит в форсайт, как неотъемлемая часть, в которой преобладает линейное сценарное прогнозирование.

Необходимо отметить, что в настоящее время появилась потребность в других алгоритмах сценарного прогнозирования, когда линейная логика преобразуется в пространственную. Вызвано это тем, что возможны различные векторы инновационного развития и при проектировании инноваций очень важно определить результирующую, возможную суперпозицию этих векторов. Учитывая, что на деятельность предприятия оказывают влияние множество факторов внешней и внутренней среды, важно установить условия их воздействия. Так, когда разрабатывается несколько сценариев инновационного развития такой метод называют пространственным сценарным прогнозированием. Если по линейному сценарному прогнозированию предусматривается директивное планирование, то сначала описываются процессы, которые необходимо выполнять реализуя план инновационного развития[1].

В последние годы наблюдается изменение подходов к планированию, стало более широко применяться бюджетирование. Это связано с пониманием того, что эффективность управления во-многом зависит от его гибкости и приспосабливаемости к изменению ситуации в финансировании и инновационном развитии предприятия. При усложнении экономических, технологических, социальных и других процессов динамика управления ими возрастает. В результате, принимаются более обоснованные управленческие решения, что крайне важно в условиях нестабильного рынка и кризиса в экономике, когда предприниматели, обладая соответствующими инструментами и умением ими пользоваться, становятся центром инновационного развития. Создание нескольких центров увеличивает (при условии делегирования полномочий) скорость принятия управленческих решений, гибкость и динамичность системы управления предприятием в целом.

Необходимо отметить, что многие предприятия пока справиться с кризисом не могут. Причин тому много, но главные – это низкий уровень инноваций и, особенно, прогрессивных технологий, других составляющих: производственной культуры и квалификации персонала. Некоторые примеры успешного функционирования предприятий в результате внедрения инноваций показали, что предприятия, как объекты управления стали намного сложнее, совершенно независимы от многих центров принятия решений. Однако, с учетом того, что векторы влияния факторов, разнонаправлены, динамичны, удержать систему в определенных рамках действий практически невозможно. Поэтому необходим переход от линейного сценария прогнозирования к пространственному.

Для этого, в соответствии с требованиями форсайта, необходимо разработать дорожные карты, содержащие разные маршруты достижения инновационного развития. «Дорожная карта» позволяет постоянно корректировать намеченные мероприятия, маневрировать ресурсами в современном сверхдинамичном и нестабильном рыночном пространстве, при усилении конкуренция и увеличения факторов отрицательного воздействия. При внедрении форсайта, его технология «дорожная карта» согласовывается с участниками конкретного рынка путем применения такого инструмента как «сетевое планирование».

Изучение опыта внедрения форсайта, показывает, что порой оно ограничивается PR целями, создавая только «карту трендов» без ясного представления о дальнейших действиях по достижению цели. По своей сути форсайт «упрощенно» заменяет стратегическое планирование и прогнозирование. Чтобы этого не произошло, необходим следующий этап работы с «картой трендов» - «процедура проецирования» и, следовательно, постановка новых задач для получения общей «дорожной карты». Это, в свою очередь, требует учитывать все взаимосвязанные между собой факторы, влияющие на инновационное развитие предприятия. Поскольку форсайт-технологии – это целый комплекс используемых процедур и отдельных форматов, который позволяет создавать различные сочетания и процедуры сценирования, согласование собственных маршрутов и их вариантов для разработки плана действий.

Как отмечает, Е.М. Литвинова, обязательное условие проведения форсайта – определение «приоритетных направлений развития и путей их реализации, консенсус всех заинтересованных лиц, многогранность экспертов, концентрация их на долговременном периоде, концентрация ресурсов на направлениях, приносящих большую отдачу, системность. В этом и заключается его преимущество перед прогнозированием и планированием[2].

Рассматривая методологию форсайта, можно сделать вывод, что главное – это результат, то есть выработка акторами общего плана действий, оформленного в «дорожную карту», имеющую большую степень вариативности, позволяющую обеспечить инновационное развитие в условиях воздействия факторов внешней среды. Кроме вышеперечисленных методик внедрения форсайта на предприятии возможно использование бенмаркинга, дорожных карт, мониторинга результатов и других методов и приемов, позволяющих генерировать инновационные идеи и поддерживать на постоянном уровне развитие предприятия. Ключевым вопросом для предприятия в условиях кризиса является прогнозирование его конкурентоспособности, поэтому, все большее значение приобретает внедрение новых форм и методов управления, поскольку внешняя среда в условиях все более усложняется. В отличие от других инструментов именно внедрение форсайта позволит на предприятиях создать эффективный стабилизационный потенциал, который включает: современный уровень организации основного и вспомогательного производства; страхование рисков, обеспечение безопасности работы предприятия и, главное, создание условий для внедрения технологий шестого технологического уклада, позволяющего предприятию получить конкурентные преимущества на рынке[3].

 

Список литературы

1.     Разиньков, П.И. Экономическое состояние и конкурентоспособность предприятия. Методы анализа и показатели оценки / П.И. Разиньков, О.П. Разинькова. Тверь, Издательство ТвГТУ. 2013.

2.     Литвинова, Е.М. Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности с использованием метода форсайт: диссертация к.э.н. / Е.М. Литвинова, М.:, 2012.

3.     Разинькова, О.П. Потенциал предприятия: теоретические, методологические и практические аспекты оценки формирования, использования, конкурентоспособности и развития / О.П. Разинькова, Тверь, Издательство ТвГТУ, 2015. в 2-х томах.