Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Авторы:
Город:
Самара
ВУЗ:
Дата:
05 января 2016г.

   Кризис вносит изменения во все сферы человеческой жизни и в особенности - в экономическую. Под влиянием кризиса происходят изменения в структуре работы организации, в том числе в выборе той или иной экономической стратегии.

   Рассматривая экономическую стратегию в отношении предприятия, следует отметить главную ее составляющую – финансовую стратегию. Большинство экономистов сходятся во мнении, что стратегия экономического развития — это совокупность главных целей и основных средств их достижения. Охватывая все формы финансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает формы и способы выживания и развития при новых условиях.

   В процессе разработки финансовой стратегии особое внимание отводится мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и распределению прибыли, эффективному использованию капитала и т. п. Большое значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляционных колебаний, финансового рынка.

   Стратегическое планирование - единый способ прогнозирования будущих возможностей, помогающий уточнить наиболее целесообразные пути действий. Анализ текущих значений параметров и их прогноз дают возможность сформулировать стратегический фокус - приоритетное направление,  на котором необходимо сконцентрировать внимание и ресурсы. Сфера приоритетов предприятия должна быть ограниченной, поскольку одновременная реализация нескольких стратегических целей реально невыполнима.

   Важным принципом стратегического планирования является многовариантность плановых расчетов. Несоответствие между желательной стратегической целью и текущим состоянием определяется большим количеством путей достижения цели. Принимая во внимание факторы риска и неопределенность развития внешней среды, выбрать единую стратегию развития практически невозможно. Большое значение имеет комплексность разработки стратегии, поскольку каждый альтернативный вариант предусматривает анализ всех без исключения вопросов его финансовой, ресурсной и организационной обеспеченности, определения и согласования временных и количественных параметров.  Выделение ресурсов для достижения только конкретной цели гарантирует стабильность реализации стратегии, хотя и ограничивает возможность маневрирования.

   Возникает объективная необходимость выявления тенденций развития финансового состояния и перспективных финансовых возможностей предприятия. Внутри корпоративных финансовых инструментов реализации стратегию развития обеспечивают методы финансового планирования и управления предприятием:

«гибкого  бюджета»,  процента  от  продаж,  анализа  безубыточности,  управления   расходами,  а  также ситуационные планы.

   Практика показывает, что механизмы адаптации планов предприятия к внешним условиям целесообразно строить на основе ситуационных планов. Традиционно ситуационные планы рассматривались, как методический прием обеспечения гибкости общекорпоративной стратегии. 

   Приоритетными являются обоснованный прогноз направлений развития предприятия, выработка конкретных рекомендаций для недопущения возможных ошибок и просчетов и констатирование фактического состояния дел. С точки зрения практической деятельности, финансовую стратегию необходимо определять, как рекомендацию относительного изменения финансово-хозяйственного состояния в долгосрочной перспективе на базе  количественных  характеристик  фактического  финансово-хозяйственного  состояния  в  текущем  и последующих периодах.

   Эффективной стратегией развития для крупных предприятий является стратегия диверсификации. Деятельность разнообразных подразделений предприятия организуется в разных областях, что усиливает его конкурентные позиции. Предприятия, особенно работающие в стратегически важных для экономики страны областях, должны формировать собственные финансовые механизмы и инструменты, исходя из особенностей как каждого контракта, так и конкретных условий рыночной среды: законодательной базы, конъюнктуры рынка и других факторов. Качественно разработанные и реализованные механизмы финансовой стратегии, как правило, обеспечивают синергетический эффект: льготы и преференции для предприятия ведут, в конечном счете, к более крупному суммарному результату для экономики государства в целом (платежи в бюджет на всех уровнях, занятость работников предприятия, развитие потенциала предприятия).

   Обобщая положения формирования финансовой стратегии, следует отметить, что разработка финансовой стратегии предприятия зависит от целей и задач, поставленных собственниками и менеджментом предприятия. Практика показывает, что только у серьезных стратегических инвесторов финансовой стратегией предусматривается постоянное развитие предприятия, инвестирование в обновление его основных фондов и даже переориентация производства – все это качества высокоэффективной финансовой стратегии.

   Причинами ухудшения финансового положения предприятия служат как внутренние (отставание темпов роста выручки от темпов роста себестоимости, неэффективное использование ресурсов организации, снижение объема реализации), так и внешние факторы (падение спроса на продукцию и работы).

   Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке.

   Задачи совершенствования финансовой стратегии, следующие:

-       разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов предприятия и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния предприятия;

-   определение финансовых взаимоотношений с поставщиками и покупателями, бюджетами всех уровней, банками и другими финансовыми институтами;

-   выявление резервов и мобилизация ресурсов предприятия для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств;

-         обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для производственно- хозяйственной деятельности;

-    обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств предприятия с целью получения максимальной прибыли;

-    определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей, всесторонней подготовки кадров предприятия к работе в  рыночных условиях хозяйствования, их организационной структуры и технического оснащения.

   Выбор стратегии для улучшения финансовых результатов деятельности предприятия и эффективность мер по внедрению рыночных механизмов зависит от системы управления финансами на предприятии.

   Компании должны быть в состоянии давать оценку своей управленческой деятельности. На величину финансового результата влияет ряд факторов, которые мы рассмотрели выше. Однако не менее важное влияние оказывает система руководства и управления. Работа менеджера - производственный труд, характерный для условий комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающих связь и единство всего производственного процесса. На предприятии необходима эффективная в условиях рынка система управления: быстрая реакция на изменения; наличие четких целей, стратегии и системы управления развитием; эффективное использование имеющихся ресурсов. Системой управления финансами на предприятии должны использоваться методы принятия выгодных финансовых решений, необходима финансово-экономическая стратегия, система планирования и управления корпоративными финансовыми потоками и инвестициями.

    Поэтому в фазе диагностики основной целью должна являться предварительная оценка и выделение наиболее важных направлений для дополнительной более тщательной проработки. Наиболее приоритетными должны быть мероприятия по повышению эффективности работы предприятия: создание системы стратегического управления, создание системы управления изменениями, создание более эффективной системы маркетинга, способствующей увеличению на этой основе объема продукции или работ, изменение ценовой и сбытовой политики. В области рыночной политики предприятию необходимо перейти на более агрессивный маркетинг в части высокорентабельных услуг, осуществлению более гибкой ценовой политики.

 

Список литературы

1.     Бирман Л.А. Общий менеджмент. - М.: Дело, 2013. – 400 с.

2.     Горицкая Н. Г. Финансовая стратегия // Финансовый директор.- 2005.- № 11.- с. 74-79

3.     Управление по результатам: Пер. с финск. / Общ. ред. и предисл. Я.А. Леймана. – М.: Издательская группа "Прогресс", 2010. – 320 с.

4.     Фетисов  Г.  О  мерах  преодоления  мирового  кризиса  и  формировании  устойчивой  финансово- экономической системы// Вопросы экономики 2009 – вып. 4 -с 15-25.