Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ РОССИИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
19 марта 2017г.

Управление государственным долгом, выбор правильной и эффективной долговой политики всегда являются крайне актуальными для любого государства. За последние годы ситуация на рынке международного ссудного капитала значительно изменилась. С 2014 года рынки капитала США и ЕС стали закрытыми для России, практически потерян доступ к рынкам еврооблигаций, а рынок синдицированного кредитования сузился и теперь доступен только ограниченному кругу наиболее надежных российских заемщиков. Тем самым, остро встал вопрос об управлении внешним государственным долгом России, ведь он является важным показателем экономики страны (особенно в отношении к ВВП), так как в процессе обслуживания долга происходит извлечение средств из федерального бюджета.

В статье 98 Бюджетного  кодекса Российской Федерации говорится о  структуре внешнего  долга России:

«Пункт 5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

1)      номинальная сумма  долга  по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;

2)   объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

3)      объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте».

Государственный внешний долг Российской Федерации состоит из текущих обязательств государства и долгов, которые Россия взяла на себя после распада Советского Союза. Погашение задолженности по внешнему долгу всегда было приоритетным для СССР, но после того как союз распался ситуация изменилась. Россия столкнулась с платежным дефицитом, серьезным экономическим кризисом и вследствие этого не могла выплачивать платежи по долговым обязательствам. Российская Федерация была вынуждена обратиться к своим кредиторам с просьбой об отсрочке платежей, и также заимствовать средства для решения проблем страны.

Быстрый рост объема государственного внешнего долга России и значительное увеличение расходов, связанных с его обслуживанием, остро обозначили вопрос об управлении внешним долгом. Эффективное управление долгом для любой страны является важным фактором для экономического роста, потому как обеспечивает устойчивое положение государства на рынке международного ссудного капитала и позволяет привлекать дополнительные финансовые ресурсы, укрепляя статус государства как заемщика. К тому же кризис внешнего государственного долга страны негативно сказывается не только на ее экономическом положении, но и на политическом.

Внешний государственный долг Российской Федерации на начало 2017 года составляет 17% от ВВП страны, что является низким уровнем госдолга в сравнении с крупнейшими экономиками мира. Однако внешние инвестиции играют важную роль в развитии производства и инфраструктуры, поэтому необходимо научиться грамотно управлять международными кредитами.

Государство может прибегать к иностранным кредитам, с целью привлечения средств в самые разнообразные сферы экономики. Это может быть покрытие дефицита федерального бюджета, проведение реформ в здравоохранении, энергетике, образовании, улучшение инфраструктуры, строительство инвестиционных объектов и многое другое. При этом государственные органы власти решают к кому именно обратиться, с целью получения необходимых средств. Можно прибегнуть к межправительственным займам, когда страна напрямую занимает финансовые ресурсы у другого государства, также существуют международные финансовые организации, такие как Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и многие другие. В таблице №1 рассмотрена динамика изменения структуры государственного внешнего долга Российской Федерации за 2014-2017 гг.

Таблица №1. Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014-2017 гг.

 

 

Категория долга

на

1.01.2014

млн. долларов США

 

 

на

1.01.2015

млн. долларов США

 

 

на

1.01.2016

млн. долларов США

 

 

на

1.01.2017

млн. долларов США

 

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией )

 

 

 

55 794,2

 

 

 

54 355,4

 

 

 

50 002,3

 

 

 

51 211,8

 

Задолженность перед официальными кредиторами -

членами Парижского клуба,

не являвшаяся предметом реструктуризации

 

 

 

156,9

 

 

 

46,1

 

Задолженность перед официальными кредиторами -

не членами Парижского клуба

 

 

1 026,2

 

 

886,5

 

 

805,3

 

 

629,3

 

Задолженность перед официальными кредиторами -

бывшими странами СЭВ

 

 

951,0

 

 

886,5

 

 

418,1

 

 

399,9

Коммерческая задолженность бывшего СССР***

22,4

 

Задолженность перед международными финансовыми организациями

 

 

1 565,3

 

 

1 172,1

 

 

966,2

 

 

822,1

Задолженность по внешним облигационным займам

40 667,8

39 275,3

35 911,2

37 607,0

внешний облигационный заем с погашением в 2015

году

 

2 000,0

 

2 000,0

внешний облигационный заем с погашением в 2017

году

 

2 000,0

 

2 000,0

 

2 000,0

 

2 000,0

внешний облигационный заем с погашением в 2018

году

 

3 466,4

 

3 466,4

 

3 466,4

 

3 466,4

внешний облигационный заем с погашением в 2019

году

 

1 500,0

 

1 500,0

 

1 500,0

 

1 500,0

внешний облигационный заем с погашением в 2020

году

 

3 500,0

 

3 500,0

 

3 500,0

 

3 500,0

внешний облигационный займ с погашением в 2021

году

 

1 030,5

 

911,1

 

820,1

 

789,0

внешний облигационный заем с погашением в 2022

году

 

2 000,0

 

2 000,0

 

2 000,0

 

2 000,0

внешний облигационный заем с погашением в 2023

году

 

3 000,0

 

3 000,0

 

3 000,0

 

3 000,0

внешний облигационный заем с погашением в 2026

году

 

3 000,0

внешний облигационный заем с погашением в 2028

году

 

2 499,9

 

2 499,9

 

2 499,9

 

2 499,9

внешний облигационный заем с погашением в 2030

году

 

15 171,0

 

13 897,9

 

12 624,8

 

11 351,7

внешний облигационный заем с погашением в 2042

году

 

3 000,0

 

3 000,0

 

3 000,0

 

3 000,0

внешний облигационный заем с погашением в 2043

году

 

1 500,0

 

1 500,0

 

1 500,0

 

1 500,0

Задолженность по ОВГВЗ

5,5

5,5

5,4

3,4

 

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

 

 

11 399,1

 

 

12 083,2

 

 

11 875,9

 

 

11 730,5

 

Таким образом, основную часть государственного внешнего долга Российской Федерации составляют внешние облигационные займы, которые занимают около 70% от общей доли внешнего долга. Пусть кредитные рейтинги суверенных еврооблигаций и оцениваются невысоко, однако вероятность их погашения своевременно и полностью является высокой, даже не в самой оптимистичной ситуации развития экономики Российской Федерации.

К тому же, одной из негативных особенностей структуры внешнего государственного долга Российской Федерации является то, что около 90% российских долговых обязательств приходятся на собственность нерезидентов. Внешние кредиторы владеют не только обязательствами Российской Федерации в иностранной валюте, но и большого количества государственных облигаций в рублях, относящихся уже к внутреннему долгу страны.

Российская Федерация совершенствует систему по управлению своей задолженностью перед иностранными кредиторами и для этого при необходимости прибегает к методам по ее управлению. Управление государственным долгом – это совокупность государственных мероприятий, которые осуществляются правительством, центральным банком, министерством финансов и другими экономическими органами, включающих в себя погашение внешних и внутренних займов, организацию выплат доходов, в качестве процентов по ним, изменение условий и сроков ранее выпушенных займов, размещение новых долговых обязательств.

Валютная, денежная, бюджетная и долговая политика страны тесно связаны друг с другом. Тем самым, государственный долг напрямую влияет на экономический рост, денежные потоки, инфляцию, объем инвестиций в экономику государства. От государственных заимствований зависят потоки ресурсов в экономике, воспроизводственные процессы, а также темпы экономического развития.

К основным проблемам управления государственным долгом на современном этапе можно отнести следующие:

1.        система управления государственным долгом не дает возможности в полной мере осуществлять централизованную долгосрочную политику в области государственных заимствований;

2.        принятие дефицитного бюджета влечет за собой увеличение внешних заимствований и ускорение роста государственного внешнего долга;

3.        механизмы по управлению государственным долгом не дают возможности полностью обеспечивать предупреждение возможных финансовых кризисов;

4.        отсутствует законодательное разделение полномочий между ветвями государственных органов власти в области управления государственным долгом;

5.        не разработана система долгосрочной взаимосвязи денежно-кредитной и валютной политики с политикой управления государственным долгом, уровнем денежной массы в обращении.

6.        значительные расходы, связанные с подготовкой и организацией инвестиционных программ;

7.        недостаточный контроль за ходом реализации проектов, что приводит неэффективности использования заимствованных ресурсов.

Всё вышеперечисленное требует внимания органов власти и незамедлительного реагирования на сложившуюся ситуацию. В этих условиях необходимо повысить эффективность управления государственным долгом, проводить регулярный контроль осуществления программ, под которые и были заимствованы средства.

В качестве первоочередных мер по решению проблем с управлением внешним долгом должны быть следующие:

1.        совершенствование правовых основ по управлению государственным долгом;

2.        оптимизация структуры государственного долга;

3.        использование заимствованных средств наиболее оптимально и эффективно;

4.        поиск средств для выплаты долга по внешним заимствованиям (возможно на основе рефинансирования текущих задолженностей);

5.        сохранение величины внешнего государственного долга на уровне безопасном для экономики страны (через механизм реструктуризации, инновации, унификации, конверсии и др.);

6.        нейтрализация нежелательных последствий государственного долга;

7.        разработка общей информационной базы, в состав которой входила бы ежедневная информация обо всех операциях с внешним долгом;

8.        создание единой централизованной системы анализа и управления рисками заимствований, а также стратегического планирования государственного долга.

Эффективное управление государственным долгом – это одна из основ макроэкономической стабильности государства. От него зависит состояние федерального бюджета, золотовалютные резервы страны, темпы инфляции и инвестиционный климат. В современной ситуации на мировом рынке грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики нашей страны.

Список литературы

 

1.        Документы Министерства Финансов Российской Федерации / «Структура государственного внешнего долга Российской Федерации»

2.        Коллективная монография «Актуальные  проблемы  бюджетно-налоговой политики современной России» / Под редакцией Л. В. Перекрестовой. – Волгоград: Радуга, 2015. – 272 с.

3.        Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) 

4.        Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: учебное пособие / Т. В. Никитина, А. В. Репета-Турсунова. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 115 с.