Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛОЖЕНИЕ ФРГ НА РЫНКЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ ЕВРОПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОССИЕЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 апреля 2016г.

В настоящее время на мировом рынке автомобилестроения представлены разнообразные торговые марки, производство осуществляется в целом ряде стран и регионов мира, а рынок автомобильной промышленности является одним из самых крупных и развитых рынков в мире.

На сегодняшний день можно выделить ряд основных тенденций, характерных для мирового рынка автомобилестроения: растет доля развивающихся стран-производителей автомобилей, увеличивается доля производства легковых автомобилей, происходит расширение рынка, ужесточение конкуренции, производство экономичных и, что более важно, экологичных автомобилей.

ФРГ – абсолютный лидер, как по производству, так и по продажам автомобилей в Европе, несмотря на то что в производстве автомобилей Германия занимает 3 место в мире, а по продажам – четвертое. Более 35% автомобилей, производимых в настоящее время в Европе, приходится на долю Германии. Кроме того, в ФРГ сосредоточено наибольшее число автопромышленных предприятий Европы – более 40, что составляет более половины от всех европейских предприятий [8].

В 2014 году в Германии было произведено более 14 млн. автомобилей (5,9 млн. автомобилей внутри страны) включая производство за границей, что составляет 1/5 от общемирового показателя производства автомобилей. При этом в последние годы больший прирост производства как в стоимостном, так и в количественном отношении характерен для зарубежных филиалов немецких концернов по сравнению с внутренними производителями.

Автомобильная промышленность Германии уверенно растет. По экспертным оценкам, в 2015 году ожидалось ускорение роста производства автомобилей с 2 до 4%. Таким образом, немецкие концерны впервые должны были произвести свыше 15 миллионов автомобилей, из них 2/3, т.е. 9,6 миллиона, будут выпущены за пределами страны.

Ближайшие перспективы положения ФРГ на мировом рынке автомобильной промышленности можно оценить оптимистично, так как ожидается рост спроса, прежде всего на американском  и азиатском  рынках, конкретно – в Китае.

На фоне бума на этих рынках динамика продаж в Западной Европе в целом выглядит довольно скромно. Вместе с тем, европейский рынок, на котором немецкие автостроители продают каждую вторую выпущенную машину, в 2014 году впервые за четыре года не сократился, а вырос на 4%.

Германия активно сотрудничает с Россией в области автомобилестроения. Ввиду наличия на российском рынке недорогой и квалифицированной рабочей силы, высокой емкости рынка и государственных льгот для иностранных инвесторов Россия представляет огромный интерес для немецких инвесторов. Россия, в свою очередь, стремится создать необходимые условия, которые способствовали бы притоку иностранного капитала в экономику, что позволило бы стране достичь инновационного развития и встать в один ряд с крупнейшими странами мирового экономического сообщества.

Однако сложности экономической ситуации, связанные, прежде всего, с введением санкций ЕС по отношению к России, привели к тому, что по итогам 2015 года продажи немецких автопроизводителей в России упали на 20-25 процентов, а весь российский рынок новых автомобилей составит, скорее всего, заметно меньше 2,5 миллионов единиц.

Говоря о сотрудничестве России и Германии на автомобильном рынке, следует в первую очередь отметить начало строительства в 2006 году сборочного завода немецкого автомобильного концерна Volkswagen в Калужской области. К середине 2010 года в данное предприятие было инвестировано более 400 млн. евро [9]. Согласно инвестиционному соглашению между Россией и Германией, предусматривающего ряд льгот, завод «Volkswagen» должен в течение нескольких лет перейти на частичное использование российских комплектующих. К этому нужно добавить, что уже появился ряд проектов создания совместных предприятий на этой основе. В стадии рассмотрения находятся проекты в Нижегородской и Ульяновской областях, причем последняя привлекательна для концерна VW ввиду налоговых и финансовых льгот, которые правительство региона предоставляет иностранным инвесторам.

Одной из наиболее приоритетных целей развития инвестиционного сотрудничества между Россией и Германией является создание новых рабочих мест. В настоящее время на российских предприятиях с участием немецкого капитала работают более 120 тысяч сотрудников, при этом с 2010 года произошло увеличение количества новых специалистов почти вдвое [6].

Преимущества двустороннего сотрудничества в области автомобилестроения хорошо видны на примере Калужского региона. В течение 2012 года в экономику Калужского региона были вложены инвестиции в размере более 1 млрд. долл. США, из которых 28% приходится на немецких инвесторов, т.е. более 300 млн. долл. США [9].

В 2014 году был подписан договор между ЗАО «Автотор» и BMW AG о строительстве сборочного завода BMW в Калининградской области. При этом сообщается, что объем инвестиций в данный автомобильный кластер составит свыше 1,5 млрд. евро. Изначально предполагалось, что первоначальные инвестиции в данный проект составят 200 млн.евро, из которых первые 50 млн. – средства компании «Автотор», вторые 50 млн. – BMW, а остальные 100 миллионов будут привлечены за счет возможных кредиторов. Суммарные инвестиции в целый проект оцениваются в 23 млрд. рублей [10].

В настоящее время сотрудничество России и Германии на мировом автомобильном рынке претерпевает некоторые сложности ввиду санкций, объявленных Евросоюзом в отношении России. Анализируя динамику цен на немецкие автомобили, представленные на российском рынке, можно утверждать, что девальвация так или иначе сказалась на всех концернах, и даже на тех, у кого имеется местное производство в России, т.е. в первую очередь на предприятии Volkswagen. Поскольку  большая часть комплектующих  закупается концернами за границей, конечная цена машины резко возрастает.

В конце 2014 года компании Opel и Audi вынуждены были на время приостановить поставки автомобилей российским дилерам в целях пересмотра цен на свои автомобили. Концерн BMW решил в свою очередь отправить автомобили, которые первоначально были предназначены для продажи в России, в другие страны для их последующей продажи. Калужский сборочный завод Volkswagen приостановил на время производство автомобилей.

В первом квартале 2015 года цены на импортные автомобили поднялись в России на 8 – 15%. Таким образом, средняя цена нового автомобиля составила порядка 1 миллиона рублей, что на 9% превышает показатель предыдущего 2014 года. Наиболее заметно, что в России цены выросли у немецкого концерна Daimler AG на автомобили марки Mercedes-Benz, а также у подразделения General Motors Opel. В связи со сложившейся ситуацией ряд производителей зафиксировал огромные убытки из-за отсутствия спроса на их автомобили, поэтому

в настоящее время они рассматривают альтернативные рынки, где существует возможность компенсации убытков от падения продаж в России.

Нам представляется (и экспертные оценки это подтверждают), что менее всего должны пострадать те концерны, имеющие долю автомобильного рынка России, которые выпускают бюджетные автомобили. Во многом из-за экономических санкций основной процент продаж сейчас приходится на низкий и средний ценовой сегмент, а под наибольший удар попадают автомобили премиум-класса и их потребители, так как их производство нецелесообразно на территории нашей страны и поэтому выбор потребителей в ближайшие годы будет сильно ограничен [11]. Вероятнее всего, что спрос переместится в сегмент более дешевых автомобилей, автомобилей с пробегом или аналогичных автомобилей, но произведенных в России. И, в конечном счете, санкции, безусловно, отразятся на выручке автомобильных концернов.

Перспективы дальнейшего развития автомобильной промышленности ФРГ во многом связанные с тем, что Германия по-прежнему видит Российскую Федерацию в качестве важного партнера в этой сфере, поскольку Россия представляет собой потенциально огромный рынок сбыта. И хотя некоторые компании были вынуждены уйти с российского рынка (например Opel, учитывая нынешнюю ситуацию), три ведущих автопроизводителя ФРГ (Volkswagen, BMW и Daimler) намерены увеличивать продажи в России. Кроме того, они заинтересованы в организации производства на территории Российской Федерации (Калужская область), о чем свидетельствует строительство новых сборочных цехов и расширение дилерских сетей по продаже автомобилей данных марок.

 

Список литературы

1.     Воронова Е.Ю. Взаимосвязь динамики затрат и изменений объема производства / Е.Ю. Воронова // Аудиторские ведомости. - 2004. - № 1. - С. 21-32.

2.     Григорук Н.Е. Статистика внешнеэкономических связей и международной торговли / Н.Е. Григорук. - М.: МГИМО-Университет, 2014. - 264 с.

3.     Григорук  Н.Е.  Международная  практика  статистического  учета  услуг  во  внешнеэкономической деятельности/ Н.Е. Григорук// Вопросы статистики. - 2015. - №2. - с.79-88.

4.     Роль и значение учетно-статистической информации в экономическом анализе: сб. науч. статей / под ред. Н.Е. Григорук, О.Б. Лихачева. - М.: МГИМО-Университет, 2012. - 220 с.

5.     Улина Г.В. Стратегический  управленческий  учет в условиях глобализации / Г.В. Улина.  Д.С. Улин // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2015. - № 21. - С 163-166.

6.     Produktion der           deutschen          Automobilindustrie,           Zahlen           und           Fakten          2014           - https://www.vda.de/produktion_der_d_Automobilind/zahlen_und_fakten_2014.pdf

7.     Falk T. Deutsche Firmen in Russland. Anreize und Hindernisse für unternehmerische Aktivitäten. – Marburg. 2006

8.     Germany Trade&Invest   –                      Automobilindustrie                      heutzutage                     - https://www.gtai.de/berichte/automobilindustrie_heutzutage.pdf

9.     Инвестиции в Калужскую область - http:// www.export40.ru/investments

10. «Компания Автотор и BMW построят завод в Калиниграде» - http://www.interfax.ru/russia/372590

11. Как        ситуация        в        России        повлияла        на        иностранные        компании        -        http://www.the- village.ru/village/business/management/173387-international-companies-2014