Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2018г.

Развитие малого бизнеса является залогом роста конкурентоспособности экономики и формирование устойчивой экономической системы. Это объясняется вкладом субъектов малого предпринимательства в решение проблемы создания рабочих мест, рост ВВП, диверсификации экономики и преодоления структурных диспропорций, активизации научно-технического развития, увеличение поступлений в государственный и местный бюджеты и др.

Преимущественно локальный характер обслуживания рынков субъектами малого бизнеса приводит к усилению зависимости последних от политических и социально-экономических процессов, которые происходят в регионе их присутствия, и предопределяет необходимость идентификации и решения проблем, с которыми сталкиваются малые предприниматели на региональном и местном уровнях.

В современном научном мире проблема развития предприятий малого бизнеса, структурных сдвигов в организации производства активно обсуждается видными западными экономистами, такими как Освальд А., Стори Д., Рейнольдс П. и другие. Существенный научный вклад в анализ и оценку вопросов развития предпринимательства, в частности малого бизнеса, преодоления различных видов препятствий осуществили такие ученые, как А. Бутенко, Л. Воротина, З. Варналий, В. Гейць, А. Кужель, В. Ляшенко, Н. Шлафмант и другие.

Отдавая должное научной и практической значимости работ названных авторов, необходимо отметить: тема развития и перспективы малого предпринимательства является недостаточно изученной в макроэкономике.

Целью статьи является выявления проблем и изучение перспектив развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Развитие малого бизнеса должно быть образующим фактором формирования соответствия интересов и цивилизованных рыночных отношений в обществе. Малое предпринимательство делает рыночную экономику более гибкой, мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения, оно является серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов научно-технического прогресса, а также решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. В условиях рыночной трансформации экономики России развитие малого предпринимательства должно стать одним из важнейших факторов социально-экономического роста. Малый бизнес – это создание новых рабочих мест, а также альтернатива наемному труду. Развитие малого бизнеса является очень важной для формирования среднего класса общества.

На рис. 1 представлено количество предпринимателей по федеральным округам, которые зарегистрированы в Едином реестре.




Согласно рис. 1 наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в Централном ФО. Более половины малых предприятий региона находятся в г. Москва. В Москве на долю малых предприятий приходится более 60% оборота соответствующих предприятий округа. Две трети малых предприятий ЦФО заняты в оптовой и розничной торговле, в которых реализуется 82,5% оборота малых предприятий.

На сегодняшний день в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на 2017 год зарегистрировано 5 925 282 субъекта МСП, из которых 5 636 789 единиц составили микропредприятия (95%), 267 558 единиц - малые предприятия (4,5%), 20 935 единиц - средние предприятия (0,4%) (рис. 2).





Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется на основе ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017), в котором отмечается, что целью создания благоприятно возможных организационных и экономических условий для развития малого предпринимательства государство должно предоставить надлежащую поддержку. Но на данном этапе развития малого бизнеса и предпринимательства есть значительные проблемы и одним из путей выхода из кризиса малого предпринимательства является кредитование данной сферы. В результате кризиса у банков возникла проблема ликвидности, выразившаяся в возрастании процентных ставок. Высокие процентные ставки за кредит, обязательное требование залога, стоимость, которой значительно превышает сумму кредита, практически делают невозможным доступность кредитных ресурсов для тех субъектов малого предпринимательства, которые начинают свое дело.

К основным тормозящим факторам развития предприятий малого бизнеса на различных уровнях управления стоит отнести:

-нерегулярное и не всегда гарантировано стимулирование программ поддержки и развития на региональном и государственном уровне;

-отсутствие четких ориентиров развития на инновационном фундаменте;

-отсутствие    эффективной     и     результативной    модели    сотрудничества    малого    и     среднего предпринимательства;

-нецелевое использование средств, которые выделены под проекты для развития, несовершенство системы мониторинга, контроля использования;

-невысокую квалификацию, достаточно низкую компетентность работников предприятий.;

-рост степени различных видов риска,

-в частности, имеющийся чрезмерный риск конкуренции и появления массового банкротства;

-чрезмерную конкуренцию с зарубежными компаниями;

-постоянные изменения, необходимость периодического обновления и модернизации;

-разного рода препятствия, прежде всего бюрократические и административные;

-ограниченность и бешеную нехватку финансирования для развития малого бизнеса;

-необходимость создания и внедрения инновационных технологий, новейших процессов, низкий уровень инновационной культуры и мышления;

Формирование рыночной экономики в России связано с ростом предпринимательской активности во всех отраслях. Развитие именно малого бизнеса является одним из перспективных средств создания конкурентной рыночной системы. Основание собственного предприятия сдерживается главным образом сложностями непосредственно открытия собственного дела.

Первоочередными мерами эффективной поддержки и определения главных перспектив развития малого бизнеса являются:

-государственная           поддержка:            способствовать            формированию            благоприятного

предпринимательского климата (привести действующие нормативно-правовые акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления в соответствие с принципами государственной регуляторной политики);

-разработать механизм частичного возмещения из местных бюджетов процентных ставок по кредитам, привлеченным субъектами малого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов;

-международная помощь (финансовая, техническая, в подготовке кадров): разработать механизмы предоставления материальной помощи малым предприятиям, которые производят экологически чистую продукцию сельского хозяйства, занимающиеся ее переработкой и экспортом;

-способствовать переориентации освобожденной рабочей силы на новые виды деятельности в сельском хозяйстве и в сфере развития «зеленого туризма»;

-способствовать привлечению безработных, зарегистрированных в городах, к трудоустройства на вновь созданных рабочих местах в сельской местности;

-интеграционная поддержка через субподряд, франчайзинг, лизинг и т.д.;

-кооперирование и самоорганизация малого бизнеса на политических и экономических началах;

-профессиональная подготовка и эффективное управление квалифицированными кадрами: местной власти необходимо содействовать самозанятости безработных путем предоставления им единовременной денежной помощи для начинания собственной предпринимательской деятельности;

-при переподготовке и повышении квалификации особое внимание следует уделять профессиям, что не только пользуются спросом на рынке труда, но и дают возможность начать собственное дело.

Для информационного обеспечения малых предприятий и упрощения их доступа к необходимой информации сформировать в регионах базы данных, которые будут накапливать, и упорядочивать информацию относительно норм действующего законодательства; информационно-аналитические материалы относительно развития предпринимательства региона, ценовой ситуации, регуляторной политики имеющихся банковских учреждений и кредитных союзов с перечнем их услуг в сфере кредитования субъектов малого предпринимательства.

Ярким примером для России в этом контексте может выступить Япония. Исследования показали разносторонность, комплексность, системность и действенность базовых программ поддержки функционирования малых предприятий в Японии.

Например, финансовые программы помощи развития бизнеса в Японии охватывают кредитные программы, программы гарантирования возврата кредитов и инвестиционные программы (финансирование акционерного капитала). Кроме вышеупомянутых, важную роль играют управленческие и организационные программы поддержки деятельности малых и средних предприятий. Основными программами помощи в управленческой поддержке частного бизнеса в Японии есть программы развития культуры предпринимательства, совершенствование менеджмента в организациях, проведение тренингов и семинаров, информационные услуги и мероприятия по поддержке и внедрению инноваций, прогнозирования банкротства предприятия и финансовая поддержка в случае его наступления.

Рассматривая опыт развитых стран, можно сказать, что развитие малого бизнеса является одним из эффективных путей реформирования экономики. Именно они являются механизмом наибольшего привлечения ресурсов, в том числе и трудовых. Таким образом, поддержка малого бизнеса может помочь стране решить много вопросов, среди которых социальные: создание новых рабочих мест, повышение уровня обеспеченности населения, а также экономические: привлекательность для иностранного инвестирования, ускорение оборота частного капитала, создание конкурентной среды. В западных странах имеются множество организаций, которые регулируют и поддерживают развитие малого и среднего бизнеса. Со стороны государственной власти ответственность за развитие лежит на нескольких министерствах, или их отделах. Обычно, политика поддержки малого предпринимательства осуществляется двумя-тремя министерствами.

Таким образом, реализация предложенных мероприятий в значительной степени будет способствовать поддержанию конкурентоспособности малого предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках, его укреплению. В конечном итоге это положительно скажется на уровне социально- экономического развития страны и качества жизни населения России. Развитие малого бизнеса имеет важное значение в социально-экономических направлениях развития нашего отечества. Также стоит отметить весьма незначительную эффективность и результативность ведения предпринимательской деятельности, невысокую степень и качество менеджмента, необходимость усиления доступа к финансированию стратегического развития малого бизнеса и, как последствие низкий уровень инвестиционно – инновационной активности из-за отсутствия четкого стратегического ориентира развития малого бизнеса. Существующее состояние их функционирования и развития не находится на должном уровне, что свидетельствует о сложных экономико-политических условиях и среде ведения малого бизнеса в России.

 

Список литературы

 

1.              Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2017)

2.              Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

3.              Осипов Е.М.. Институт социального партнерства как фактор развития малого бизнеса в России. – М.: Издательство МГУ, 2012. – 208 с.

4.              Кузьмина Е.Е., Кузьмина Л.П.. Организация предпринимательской деятельности. – М.: Юрайт, 2012. – 480 с.

5.              Широков Б.М.. Малый бизнес. Финансовая среда предпринимательства. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 496 с.

6.               Ресурсный центр малого предпринимательства [электронный ресурс] – Режим доступа:https://rcsme.ru/ru/statistics.

7.Макроэкономика.Учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО»         /Отв. ред. М.Л.Альпидовская, Н.В.Цхададзе - Ростов на Дону, «Феникс», 2017.-409 с.

8 .Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условиях: методология и организация./Коллектив монография под общей ред. М.А.Эскиндарова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0» 2017.- 466 с.

9.     Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития: коллективная монография; т. I //кол.авторов;под ред. М.Л.Альпидовской, Н.В.Цхададзе, Д.П.Соколова.- М.: Русайнс, 2017.- 256 с.

10.      Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития: коллективная монография; т. II //кол.авторов;под ред. М.Л.Альпидовской, Н.В.Цхададзе, Д.П.Соколова.- М.: Русайнс, 2017.- 286 с.

11 .Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/.

12 .Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Монография. / Под ред. Сидорова В.А., Ядгарова Я.С., Чапли В.В.- LSP 2017. -620 с.

13 .Цхададзе Н.В. Экономические теории и школы: история   и современность: монография/Н.В.Цхададзе. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0» , 2014.- 207 с

14 .Цхададзе Н.В. Эволюция мировой экономической мысли от истоков до наших дней: монография/Н.В.Цхададзе. – М.: Издательство «Русайнс», 2017.-166с.