23 марта 2019г.
В экономике хорошо известен показатель эластичности, чувствительности спроса на изменение цены. В учебной литературе он представляется формулой:
EP = ∆Q/∆P * P/Q , (1)
где EP – эластичность спроса по цене, P и Q – цена и количество экономического блага соответственно, а ∆ – изменение этих величин.
Отношение ∆Q/∆P не что иное, как наклон линии спроса. Как правило, в учебниках по экономике математически он выражается коэффициентом при ценовом аргументе как в следующем уравнении:
Q = a – b*P , (2)
где P и Q – цена и количество экономического блага соответственно, a – точка пересечения линии спроса с осью количества желаемого экономического блага Q, b – наклон линии спроса (коэффициент при ценовом аргументе).
Для удобства восприятия и напоминания материала представим графический пример рассматриваемого предмета (рис.1).
Автору данной статьи показалась интересной возможность выражения эластичности иным способом и толкование этого показателя в категориях маржинализма.
Кратко напомним о маржинальных, предельных величинах в экономической науке касательно нашего предмета. Суть такова, с каждой дополнительно потребляемой единицей блага его полезность, ценность в глазах потребителя падает, потребитель постепенно насыщается. После очередного потребления желание купить это благо у субъекта снижается.
Таким образом, при постепенно увеличивающемся чувстве насыщения потребитель рыночного блага становится безразличным, нечувствительным к различным видам стимулирования спроса со стороны продавца (производителя), в частности, не откликается увеличением потребления на снижение цены продукта. Спрос характеризуется неэластичностью.
Относительно дальнейшей логики изложения заметим, что точку пересечения (обозначенную символом a) линии спроса с осью Q, можно рассматривать как предел насыщения, так как при цене равной 0 (нулю) денежных единиц, потребитель не желает большего приобретения экономического блага (даже даром, бесплатно).
Для представления предлагаемого подхода к вычислению эластичности спроса будем следовать такому алгоритму:
1. в формуле эластичности (1) отношение ∆Q/∆P заменим на b из уравнения (2):
Ep = b * P / Q
2. из предыдущего уравнения выразим цену:
P = EP * Q / b
3. полученное выражение цены подставим в линейную функцию спроса:
Q = a – b * (EP * Q / b)
4. из уравнения третьего шага выразим эластичность по цене:
- EP = (a – Q) / Q (3)
В результате мы видим эластичность как отношение неудовлетворенности потребителя (a - Q) к фактическому потреблению данного блага Q. Эластичность спроса по цене становится эластичностью спроса по спросу на это же благо ( - EP ) = ( - EQ ) = (a – Q) / Q.
Разницу (a - Q) мы трактуем в целом как неудовлетворенность, так как точка (a) отмечает границу потребления, за чертой которой дополнительная единица продукции покупателю не нужна вовсе, он насытился. Разница между a и Q – это количество товара, которого недостает для полной удовлетворенности потреблением.
Такой же алгоритм можно было бы применить, взяв за основу формулу эластичности по доходу, где вместо P используется показатель дохода I. Мы бы пришли к результату ( - EI ) = ( - EQ ) = (a – Q) / Q.
Изучая проблему эластичности спроса по цене товара-заменителя, где вместо P применяют ценовые значения субститута, также пройдя по шагам нашего алгоритма, получаем ( - EQmPn ) = ( - EQm ) = (a – Qm) / Qm.
Итак, эластичность спроса по спросу на это же благо равна:
( - EQ ) = (a – Q) / Q , (4)
Выведенный показатель эластичности интересен тем, что он математически не зависит от различного рода аргументов-ограничителей «потребительского счастья» (цена, доход…), он демонстрирует «независимое» суждение покупателя о товаре, потому что оперирует «однородными» показателями (полное насыщение продукцией (a) и количество купленной продукции (Q)), не акцентируя внимание на других факторах.
Таким образом, эластичность не только числовое выражение реакции потребителя на рынке на изменение неоднородного фактора (не Q), но и свидетельство его неудовлетворенности от потребленного объема желаемого товара.
Проанализируем новый показатель эластичности спроса по спросу на это же благо.
Если (- EQ) = (-1), то количество товара, которого не достает до полного насыщения, равно количеству фактически потребляемого блага и потребитель на полпути к насыщению, а значит, в целом склонен реагировать на меняющиеся рыночные ограничители (цена, доход…) в ту или иную сторону.
Если (-1) < (- EQ) < 0, то количество товара, которого не достает до полного насыщения, меньше количества фактически потребляемого блага и потребитель приближается к границе насыщения, а значит, менее склонен реагировать на изменения в рыночных ограничителях.
Если (- EQ) < (-1), то количество товара, которого не достает до полного насыщения, больше количества фактически потребляемого блага и потребитель далек от границы насыщения, а значит, более склонен реагировать на изменения в рыночных ограничителях.
Если (- EQ) = 0, то количество товара, которое потребил покупатель, достигло пика (a) и потребитель становится безразличным к стимулированию спроса со стороны продавца.
Эластичность спроса в данном случае можно называть коэффициентом неудовлетворенности покупателя на рынке от недостаточного объема потребленного блага.
Чтобы не вносить двусмысленности и путаницы в понятиях, можно предложить обозначение этого коэффициента в экономике «CSBM» (customer satisfaction balance in the market – баланс удовлетворенности потребителя на рынке). Численно он равен эластичности спроса по спросу на это же благо с отрицательным знаком:
- CSBM = - EQ = (a – Q) / Q , (5)
Знак отрицания перед коэффициентом удобный символ выражения неудовлетворения и базового экономического положения об ограниченности ресурсов и беспредельных желаниях в потреблении. Так как всегда на рынке будут ограничивающие потребление и насыщение факторы, то вполне разумно перед CSBM всегда ставить отрицательный знак, свидетельствующий о том, что полного насыщения, вряд ли, достичь, всегда сохраняется чувство неудовлетворенности, недостаточности.
Посмотрим на таблицу далее.
Представленные в таблице 1 данные хорошо отражают нашу позицию. Снижается потребление (Q)– увеличивается неудовлетворенность. Увеличивается недостаток в потреблении (a – Q) – увеличивается неудовлетворенность потребителя от количества приобретенного блага на рынке. Само количество покупаемого блага зависит от «скрытых» факторов, например, от цены как в таблице. Фактор цены выступает в роли ограничителя в достижении потребителем полного насыщения, но сама удовлетворенность, сытость зависит от количества полученного блага.
Также представим графический анализ нашего подхода в следующей вставке (рис.2) на основании данных таблицы 1.
График ясно отражает снижающуюся неудовлетворенность от очередного потребления товара. Отрицательная величина CSBM возрастает и по мере приближения к оси Q ее значение тяготеет к нулю. Линия баланса удовлетворенности – кривая, которая характеризуется снижением скорости восстановления неудовлетворенности. С каждой дополнительно купленной единицей блага кривая все больше загибается вправо, разница между пунктами (- CSBM) постоянно сокращается.
Для практического применения данного метода оценки неудовлетворенности потребителя от количества купленного блага важно знать пункт (a), предел насыщения товаром. С точки зрения практики, точка (a) не математически вычисляется, а определяется методом маркетинговых исследований. Потребитель должен ответить на вопрос где наступает граница полного безразличия к продукту, когда наступает 100% удовлетворение от потребления блага, сколько ему нужно продукта для «полного счастья». Фактически приобретенное благо определить не сложно, источником информации служит регистрация купли-продажи. Вопрос о пределе насыщения, где определяет потребитель рубеж (a).
Таблица 1
Показатели цены, спроса, баланса удовлетворенности
Цена продукта
|
Предел насыщения
|
Наклон линии
спроса
|
Количество потребления
|
Отклонение от предела насыщения
|
CSBM
|
P
|
a
|
b
|
Q
|
a - Q
|
(a - Q) / Q
|
0,01
|
8
|
2
|
8
|
0
|
0,0
|
0,5
|
8
|
2
|
7
|
1
|
-0,1
|
1
|
8
|
2
|
6
|
2
|
-0,3
|
1,5
|
8
|
2
|
5
|
3
|
-0,6
|
2
|
8
|
2
|
4
|
4
|
-1,0
|
2,5
|
8
|
2
|
3
|
5
|
-1,7
|
3
|
8
|
2
|
2
|
6
|
-3,0
|
3,5
|
8
|
2
|
1
|
7
|
-7,0
|
3,99
|
8
|
2
|
0
|
8
|
-399,0
|
Выведенный коэффициент не является точным мерилом, он – безразмерное представление уровня неудовлетворения (неполученного блага) относительно фактически получаемого блага. Набор значений (-CSBM) позволяет нарисовать общую картину и, зная всего лишь два показателя a и Q, можно создать почву для построения гипотез, прогнозов касательно дальнейшего поведения потребителя на рынке, его склонностей к реагированию на меняющиеся рыночные ограничители.
Список литературы
1.
Pindyck R.S. Microeconomics [Текст] / R.S. Pindyck, Rubinfeld D.R. – New Jersey: Pearson Education, 2013. – 731 p.
2.
Макконнелл К.Р. Экономикс [Текст] / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, Ш.М. Флинн. – Москва: Инфра-М, 2013. – 1028 с.
3.
Удалова И.Б. Удовлетворенность потребителей: понятие, способы измерения и значение для бизнеса [Электронный ресурс] / Удалова И.Б., Кириллова К.В. – Электрон. текстовые дан. – Электронный научно-практический журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий», 2019. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4542.