Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА В ЭКОНОМИКЕ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
27 мая 2016г.

Актуальность    проблемы,     связанной     с     разработкой    методологии    формирования     национального инновационного пространства, обусловлена следующими обстоятельствами:

–      изменением формационной модели в мире (переход от индустриальной модели к постиндустриальной и информационной);

–      низкой эффективностью инновационной деятельности в стране (Табл.1);

–      недостатком      исследований      в      области     теоретико-методологических      основ      национального инновационного пространства;

–      отсутствием механизма и институтов формирования и развития национального инновационного пространства.

Таблица 1   

Характеристика эффективности инновационной деятельности в России


 

Показатели

 

2009

 

2010

 

2011

 

2012

 

2013

 

 

1

 

Созданные (разработанные) передовые производственные технологии, ед.

 

 

789

 

 

864

 

 

1138

 

 

1323

 

 

1429

 

2

 

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

 

 

4,5

 

4,8

 

6,3

 

8,0

 

8,2

 

3

Число реализованных выходов из венчурных проектов, ед.

 

10

 

25

 

25

 

27

 

28

 

В совокупности  представленные обстоятельства требуют обоснования и  разработки  методологии формирования национального инновационного пространства, учитывающего специфику экономики знаний.

В экономической литературе понятие «национального инновационное пространство» еще не нашло

широкого распространения. Анализ существующего научного задела в данной научной области показал, что одна группа ученых исследует инновационное пространство на уровне организации, под которым они понимают результаты инновационной деятельности. Другая группа исследователей изучает инновационное пространство региона, уделяя внимание определению точек роста инновационной экономики в стране. Кроме того, получили развитие хозяйственно – правовой и геополитический подходы.

С позиций хозяйственно – правового подхода трактовка национального экономического пространства дана в Конституции РФ. Главная особенность в его понимании заключается в том, что должны быть единые правила осуществления предпринимательской деятельности на всем пространстве страны, единые правила вмешательства государства в эту деятельность со стороны федерального центра, свободное перемещение внутри пространства страны факторов производства, товаров. В данном случае национальное инновационное пространство охватывает только предпринимательскую сферу.

На основе геополитического подхода выработано представление об «национальном экономическом пространстве», которое конструируется посредством глобального межгосударственного сотрудничества. Однако, в национальное экономическое пространство включены национальное традиционное пространство, в котором функционирует предпринимательство, и национальное инновационное пространство, которое объединяет государство, науку, образование, предпринимательство и общественное организации в целях создания, хранения, передачи новых знаний и их трансформации в инновации, которые путем диффузии внедряются в национальное традиционное пространство.

Так, Воронцов Е.В. трансформацию знаний в продукт представляет как процесс появления потребности в инновациях, осуществление интеллектуальной деятельности и материализация новых знаний в инновациях (Рисунок 1). Такое понимание характерно для большинства исследователей и практиков. Данная позиция нашла отражение в большинстве учебников





в области инноватики. Но следует отметить, что этот подход не раскрывает все этапы и переходы, необходимые для трансформации знаний в продукты, технологии и потому инновационная деятельность не достигает ожидаемой эффективности. Дело в том, что не все и не любые новые знания способны трансформироваться в инновации в настоящем времени. Как указывалось выше, только концепты способны трансформироваться в инновации. Данное положение не нашло отражение на Рисунке 1.

Авторы и последователи данных научных направлений, безусловно, правы, обращаясь к исследованию выделенных аспектов, но предлагаемые подходы к пониманию национального экономического пространства не применимы для условий экономики знаний.

Фундаментальное отличие экономики знаний заключается в том, что знания и информация становятся важной часть производительных сил наряду с товарами, услугами и работами. В связи с этим предлагается развить макроэкономический подход к пониманию национального инновационного пространства, который базируется на постулате о том, что базовым “кирпичиком” национального инновационного пространства является инновационное знание. Данный подход, во-первых, обеспечит конвергенцию существующих подходов на основе общего объекта исследования; во-вторых, позволит перейти на новый качественный уровень направлений исследования национального экономического пространства и, в-третьих, соответствует современным реалиям информационной экономики – основы экономики знаний.

Национальное инновационное пространство представляет собой совокупность новых и инновационных знаний, целью использования которых является повышение эффективности национальной экономики и качества жизни, обеспечение безопасности страны. При этом новые знания аккумулируются по двум сферам – инновационный потенциал страны и инновационная информация – знания, принявшие экономическую форму концептов. Концепт – это новое знание, прошедшее первичную экспертизу с позиций реализуемости и востребованности рынком в настоящее время при существующих технологиях, технике, организации бизнеса, компетенциях. Задачей, требующей неотлагательного решения, является разработка механизма перемещения инновационных знаний из инновационного потенциала страны в концепты.

Национальное инновационное пространство в экономике знаний имеет ряд особенностей, отличающих его от национального инновационного пространства в индустриальной экономике и более ранних формациях. Данные отличительные особенности представлены в Табл.2.



 Таблица 2

Отличительные особенности национального инновационного пространства в экономике знаний



Сравнительные признаки

Индустриальная экономика

Экономика знаний

Роль национального

инновационного пространства в социально-экономическом развитии страны

 

 

обеспечивающая

 

 

лидирующая

 

 

Базовый элемент

1)                        правила

2)                        международное сотрудничество

3)             точки и зоны роста

 

 

Инновационная информация

Создатели

 

специализированные организации и подразделения

наука, образование, государство,

предпринимательство, общественные организации

Активная часть

производительных сил

 

нет

 

да

 

Представленные отличительные признаки национального инновационного пространства свидетельствуют о том, что оно должно качественно преобразоваться в систему, включающую взаимосвязанные подсистемы и условия внешней среды для успешного существования и развития с целью повышения эффективности национальной экономики, обеспечения ее безопасности и конкурентоспособности.

С позиций системного подхода национальное инновационное пространство включает институциональную, информационную, кадровую, техническую, технологическую, патентную подсистемы, которые объединяют материальные и нематериальные ресурсы науки, образования, государства, бизнеса и общественных организаций при создании, хранении, передачи новых знаний и их трансформации в инновации, диффузии в реальный сектор национальной экономики (национальное традиционное пространство).

Внешняя среда определятся заказчиками, инноваторами, инвесторами, потребителями и поставщиками. Заказчиком новых знаний, чаще всего является государство, которое определяет векторы инновационного развития страны. Инноваторы способны «увидеть» концепты в результатах инновационной деятельности – формализованной части новых, то есть выявить из всей совокупности новых знаний те, которые востребованы, реалистичны и имеют условия для их трансформации в инновации в настоящий период. Инвесторами выступают государство, финансовые институты, отечественные и зарубежные компании и частные лица, заинтересованные в венчурном финансировании трансформации концептов в инновации. Поставщиками национального инновационного пространства являются в части кадрового обеспечения – сфера образования, в части новых знаний – сферы науки и образования, информационного обеспечения – информационные системы и базы, технологий – сфера IT-технологий, техники – приборостроение, патентной – справочно-нормативная и патентная система, институциональной базы – законодательная, правовая и нормативная базы.

В системе национального инновационного пространства на входе располагается е новые знания в форме формализованных результатов инновационной деятельности, на выходе – инновационная информация в форме концептов. Инновационный потенциал страны остается внутри системы национального инновационного пространства и главная задача – снижать его объем путем перевода в концепты и уменьшать период нахождения формализованных результатов инновационной деятельности в инновационном заделе страны.

 

Список литературы

1.     Воронцов Е.В. Актуальные аспекты трансформации знаний в конечный продукт. Материали за 9-а международна научна-практична конференция. «Настоящи изследвания и развитие», - 2013. Том 16. Педагогически науки. София. «Бял ГРАД-БГ» ООД – С. 14-19.

2.     Ильина, М.Ю. Инновационная инфраструктура как условие движения «инновационного лифта» / М.Ю. Ильина // Вестник Финансового университета. - 2013. - № 3(75). -С. 140-152.

3.     Гимельштейн И.В. Особенности организации исследования проблем управления //Вестник ИрГТУ. - 2013.- №11. – С.316 - 322