Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2017г.

Для всего человечества 1961 год вызвал потрясение, так как в СССР был впервые произведен полет в космос. Такая страна, лидирующая во всех областях науки, как США была потрясена уровнем подготовки советских специалистов. В настоящее время ситуация в нашей стране кардинально  изменилась, мы,  к сожалению, уже не располагаем выдающимися учеными, признанными во всем мире.

Если спросить любого научного работника: нужно ли улучшить систему (не размер, а именно систему) оплаты труда ученого, он конечно ответит «да».

То положение, в котором сейчас находится российская наука, переживающая "материальный", психологический и функциональный кризис, привело к тому, что многие ученые просто были вынуждены уйти из нее: кто-то в политику и бизнес, а кто-то решил уехать из нашей страны и работать за рубежом.

На данный момент времени Россия делает упор на достойное профессиональное образование молодых людей, но дальнейшей успешной реализации этих знаний нет, ученые предоставлены сами себе, что подтверждают данные, представленные на рисунке 1 [6].Согласно официальным данным, из России на постоянное место жительства, в основном в развитые страны мира, с 2012 по 2015 год выехали более 200 тысяч научных работников - это более 30% от общего числа ученых, занятых исследованиями и разработками. По неофициальным оценкам, их число в два-три раза больше. Но стоит отметить, что за последние несколько лет в Россию вернулись около 1300 ученых. Основная причина миграции, например, в США - это востребованность, благоприятные перспективы для профессионального роста, уважение со стороны общества в целом, материальное благополучие. В России же профессия ученого не является высокооплачиваемой, например, бухгалтер  зарабатывает в 5-10 раз больше, чем научный сотрудник. Негативное отношение общества к престижу профессии ученого и ее перспективам наглядно продемонстрировано на рисунке 2 [3].


Согласно официальным данным, из России на постоянное место жительства, в основном в развитые страны мира, с 2012 по 2015 год выехали более 200 тысяч научных работников - это более 30% от общего числа ученых, занятых исследованиями и разработками. По неофициальным оценкам, их число в два-три раза больше. Но стоит отметить, что за последние несколько лет в Россию вернулись около 1300 ученых. Основная причина миграции, например, в США - это востребованность, благоприятные перспективы для профессионального роста, уважение со стороны общества в целом, материальное благополучие. В России же профессия ученого не является высокооплачиваемой, например, бухгалтер  зарабатывает в 5-10 раз больше, чем научный сотрудник. Негативное отношение общества к престижу профессии ученого и ее перспективам наглядно продемонстрировано на рисунке 2 [3].


По данным Федеральной службы государственной статистики и Высшей школы экономики родительские амбиции в США и России распределены по принципу 20-80. Менее четверти всех опрашиваемых в России предпочли бы для своих детей научную карьеру, в США же противоположная ситуация: около 80% были бы рады дальнейшему развитию своих детей в научной сфере.

Одной из причин такого восприятия обществом профессии ученого является то, что затраты на науку в России значительно ниже по сравнению с другими странами на 2015 год они составляли всего– $40,5 млрд. Для сравнения затраты на  науку в США более чем  в 12,5 раз превышают российские, и составляют около $502 млрд, в Китае за тот же год – $408 млрд, Японии – $170 млрд, Германия –$112 млрд.



Научное сообщество РФ отстает в своем развитии с каждым годом все больше и больше, так как повышаются цены на современное научное оборудование и реактивы, увеличивается стоимость участия в международных научных проектах и конференциях, а уровень доходов российского ученого не позволяет участвовать в подобных мероприятиях.

Ученый в России зарабатывает в 10 раз меньше, чем например, в Канаде или же ЮАР. По данным на 2015 год самая большая заработная плата зафиксирована в Канаде - 9485 долл., Россия же по данному показателю находится на 27 месте (910 долл.).

Одним из недостатков оплаты труда в нашей стране является возрастающая доля текущих премий и поощрений в общем объеме доходов. Этот дефект часто критиковался в специальной литературе. Так, в США на текущие премии и стимулирующие надбавки расходуется не более 10% фонда оплаты труда, в России же эти расходы составляют до 30%. Премиальная система в сочетании с бессрочным трудовым договором, как например, в РФ, оказывает отрицательное воздействие на деятельность исследователей. На практике развитых стран напротив, мотивацией будет являться высокий должностной оклад в сочетании со срочным трудовым договором (контрактом).

Более того, наблюдается существенная дифференциация доходов и внутри страны, уровень заработной платы ученых в различных регионах РФ различается в разы, как это представлено в таблице 1.

Таблица 1 Рейтинг областей России по уровню заработной платы ученых, руб.

 

 

 

Область

 

Заработная плата, руб.

 

Республика Саха

 

80201

 

Владимирская

 

55000

 

Нижегородская

 

45739

 

Челябинская

 

36900

 

Кемеровская

 

29895

Тюменская

29728



Уровень заработной платы по областям РФ распределен довольно неравномерно и можно проследить некоторую зависимость з/п от географического положения. Таким образом, можно отметить, что престижность профессии ученого в РФ падает, в глазах нового поколения связать себя с наукой – значит не иметь ресурсов для «достойного» уровня жизни.

Вместе с тем, по численности исследователей Россия входит в пятерку мировых держав, однако, серьезно отстает от лидеров: Китай-1619 тыс., США-1356 тыс., Япония- 661 тыс., Россия- 449тыс., Германия-357 тыс.



Низкая эффективность научной деятельности объясняется тем, что большую часть своего времени ученым нашей страны приходится тратить на поиск денег и грантов, а не на проведение научных исследований.

Эффективность проводимых научных исследований можно оценить, сопоставив численность ученых и число поданных патентных заявок. Так, на рис.5 и 6 видно, что хоть и в Китае достаточно много исследователей, подача патентных заявок крайне мала.


В 2015 г. в России суммарные выплаты по импорту (2,4 млрд. долл.) значительно, в 2 раза, превышали объем поступлений от экспорта технологий (1,2 млрд. долл.), образовав отрицательное сальдо в размере 1 млрд. долл. Мировой экономический кризис, негативно сказавшись на объемах торговли с зарубежными странами, явился причиной снижения суммарного оборота технологий в России.

Таким образом, кризисное состояние российской науки в целом и личности отдельного ученого в частности, обусловлено влиянием следующих факторов:

-    сумма денежных средств, выделенных на науку, слишком мала для получения более высоких результатов;

-    из-за недостатка финансирования деятельности ученых, исследователи вынуждены уезжать за границу, т.е. происходит прогрессивная «утечка умов»;

-   снижение престижности профессии ученого;

-    низкая степень участия в международных научных сообществах и отсутствие в большинстве случаев возможности повышения квалификации как внутри страны так и за ее пределами;

 

Список литературы

 

1. Болодурина М.П., Ахметова А.Н. Сочетание ключевых факторов в стоимости и целевых ориентиров менеджмента в процессе управления компанией //Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 34. С. 11-18.

2.     Болодурина М.П. Финансовая грамотность как системообразующий фактор формирования человеческого капитала// И ПЕРСПЕКТИВЫ» / Материалы Всероссийской научно-методической конференции, 2016 . С . 1450-1452

3.   Индикаторы науки 2012-14 (статистический сборник), Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба государственной статистики, Высшая школа экономики

4.     Наука. Инновации. Информационное общество: 2015 . Статистический сборник / К.А. Назаретян, П.А. Шелегеда, В.Г. Паршина; Нац . иссл . ун-т «Высшая школа экономики» . М . : НИУ ВШЭ, 2015 . 47 с .

5.     Наука. Инновации. Информационное общество: 2015 . Статистический сборник / К.А. Назаретян, П.А. Шелегеда, В.Г. Паршина; Нац . иссл . ун-т «Высшая школа экономики» . М . : НИУ ВШЭ, 2015 . 54 с .

6. OECD (2015), MainScienceandTechnologyIndicators, №1