06 января 2016г.
Система как взаимосвязанный комплекс компонентов и системность как взгляд на целое, его эмерджентные свойства через призму взаимосвязей между этими компонентами всегда лежали и в процессе познания, и в основе любого знания как результате этого процесса. Математика и физика, астрономия и химия, юриспруденция и лингвистика – все эти и другие науки развивались системно, при помощи анализа совокупности элементов, выявления взаимосвязей и взаимодействий между ними, как самых надежных источниках новые знания о целостных системах. Именно так считали многие годы в Институте Системного Анализа РАН вместе с его основателем академиком Д.М. Гвишиани [2].
В последние десятилетия наблюдается заметная тенденция ориентации системного анализа на нужды развития техники, информатики, программирования, с чем, по нашему мнению, в заметной мере, связан прогресс в развитии этих сфер человеческой деятельности в современном мире. Вместе с тем, столь узкая специализация системного анализа и в плане развития методологии, и в смысле объектов ее приложения, и как компонента общекультурного знания является неоправданной, тормозящей развитие и науки, и профессионального образования, и общества. Применительно к высшему образованию это означает, что, для студентов таких специальностей как экономика, право, управление, социология, политология системные знания остаются на уровне самых общих философских представлений, не имеющих прикладного значения и отходят как бы на второй план. Нам представляется, что это весьма опасная тенденция, так как без понимания сущности системного анализа, основ его методологии, без учета общесистемных (синергетических) эффектов довольно сложно, а подчас и невозможно, получить адекватные оценки ситуации в бизнесе или общественной жизни, дать обоснованные сценарные прогнозы их развертывания, особенно с учетом увеличения сложности и разнообразия взаимосвязей в современном, существенно глобализованном мире.
Реформирование высшего образования вроде бы идет правильным путем. Внедряются новые инструменты и средства обучения – Интернет-ресурсы, мультимедийные учебники, онлайн-тестирование и т.п. Все эти новые средства безусловно нужны и интересны, однако это все же средства, а не методы. А методы обучения как раз и стоит подвергнуть ревизии.
Практических знаний много, как и их источников. Сегодня любой студент может без особого труда найти в сети любую лекцию или презентацию материала, причем не одного, а сразу нескольких разных авторов. Объемы информации, которые можно получить по заданной теме, возросли в десятки и даже в сотни раз. Однако полученная информация еще не есть информация проанализированная. А нужно учиться еще и анализировать. Для того, чтобы принимать правильные решения.
Для этих целей и необходим студентам системный анализ. Представление своей профессиональной сферы, какой бы она ни была, как системы дает возможность реально и адекватно оценивать те новые свойства, возможности и проблемы, которые создает система в отличие от набора или множества отдельных элементов, связанных между собой, но систему не образующих.
В настоящее время высшей школе преподаются две дисциплины, достаточно тесно связанных с системным анализом. Это математика и философия, но первая слишком формальна, а вторая носит слишком отвлеченный характер, чтобы в чистом виде данные знания можно было бы применить на практике. А вот системный анализ, сочетающий высокий уровень теоретического обобщения (в методологическом плане) с ориентацией на конкретные проблемы дисциплинарного и междисциплинарного уровня (в технологическом плане) и сближающий, тем самым, абстракцию с конкретикой, теорию с практикой, конкретным содержанием для развития системного мышления у будущего специалиста преподают далеко не везде.
А, между тем, системный анализ сегодня необходим, прежде всего, менеджерам, экономистам, юристам, маркетологам и вообще всем специалистам, разрабатывающим и принимающим решения в бизнесе, политике, обществе. Именно от их системного мышления зависят удача или провал предприятия, проекта, мероприятия.
В определенной мере, недостаточное внимание высшей школы к системному анализу имело под собой объективную основу. С момента своего возникновения внимание системных аналитиков концентрировалось вокруг проблем сложных технических, затем биологических систем, где и были достигнуты наиболее яркие практические достижения. Успехи в анализе социальных, экономических, организационных систем до недавнего времени оставались существенно более скромными. Однако и здесь в последнее время наметились обнадеживающие тенденции, связанные с введением в научно-практический оборот новых классов систем и их анализом.
Дело в том, что любое предприятие, любой более крупный экономический субъект может быть представлен как некая нормативно-дескриптивная система.
Под нормативными (оптимальными, управляемыми) системами понимают системы, в которых управленческие решения, связанные с их функционированием или развитием, принимаются централизованно на основе оптимизации глобального критерия или взаимосвязанного комплекса критериев системы.
Под дескриптивными (поведенческими) понимают системы, в которых решения принимаются на основе оптимизации собственных локальных критериев самих объектов (компонентов) системы.
Под нормативно-дескриптивной системой будем понимать систему, состоящую из ряда взаимосвязанных подсистем, часть которых является нормативными (управляемыми из центра), а остальные — дескриптивными (поведенческими, самоуправляемыми).
В принципе любое предприятие можно с определенными допущениями рассматривать как нормативно- дескриптивную систему. В таком случае, в качестве нормативной подсистемы будет выступать руководство предприятия, принимающее управленческие решения в соответствии с глобальной целью системы, в качестве которой может выступать, например, максимизация прибыли или дохода от продажи продукции или услуг.
В качестве дескриптивной подсистемы может, например, выступать потребительский рынок — совокупность всех реальных и потенциальных потребителей продукции предприятия, каждый из которых имеет собственный локальный критерий полезности. По такому же принципу построены системы «регион- предприятия» и «государство-регионы».
К сожалению, сегодня системное мышление у руководителей и ТОП-менеджеров разного ранга проявляется весьма ограниченно. Отчасти это явление связано с «лихими девяностыми», когда системное мышление было заменено на ситуационное, а решения принимались преимущественно на основе опыта, интуиции и здравого смысла. Отчасти это издержки узкоспециализированного образования и, как следствие, столь же узкого мышления.
За примерами далеко ходить не стоит. Есть руководители (тип – главный инженер), для которых важны лишь свойства и качество продукции. При этом рынки сбыта, техника продаж и другие экономические штучки для них лес темный. Хорошо, если в структуре есть грамотный продавец, потому что при его отсутствии может быть и упущенная выгода, а может быть и полный провал.
Противоположностью являются руководители, нацеленные исключительно на продажи (тип – торговец). Соответственно ни качество, ни юридические и бухгалтерские формальности таких бизнесменов не очень интересуют. И здесь весьма возможен провал, но уже по другому поводу.
Хотелось бы отметить, что понимание специалистом или руководителем своего бизнеса или объекта руководства как сложной системы, имеющей как внутренние, так и внешние связи, умение анализировать эту систему объективно и комплексно способны повысить эффективность бизнеса в разы. А учить этому надо уже в высшей школе.
На самом деле необходимая учебно-методическая база по системному анализу в экономике существует. Есть прекрасный одноименный учебник И.Н. Дрогобыцкого, переживший не одно переиздание [3]. Есть солидные наработки в ведущих экономических университетах и институтах – в Высшей школе экономики, Финансовом университете и других. Однако широкого распространения системный анализ в экономике в российской высшей школе пока не получил и до сих пор остается экзотической дисциплиной, представленной в учебных планах специальностей социально-экономического профиля отдельных, хотя и авторитетных ВУЗов страны.
Авторы предлагают ввести системный анализ в обучение студентов бизнес-специальностей как обязательную дисциплину с подразделением на «Системный анализ в экономике» для студентов экономических специальностей, «Системный анализ в менеджменте» для студентов управленческих специальностей и «Системный анализ в юриспруденции» для студентов юридических специальностей. Представляется, что такой подход позволит существенно повысить качество подготовки указанных специалистов.
Список литературы
1. Аглицкий И.С. и др. Проблемы управления нормативно-дескриптивными системами в условиях переходной экономики. – Дзержинский, ДМУП «Информационный центр, 2009.
2. Гвишиани Д.М. Избранные труды по философии, социологии и системному анализу / Под ред Ю.С. Попкова. – М.: ИСА РАН, 2007.
3. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 426 с.