Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 января 2016г.

   Система как взаимосвязанный комплекс компонентов и системность как взгляд на целое, его эмерджентные свойства через призму взаимосвязей между этими компонентами всегда лежали и в процессе познания, и в основе любого знания как результате этого процесса. Математика и физика, астрономия и химия, юриспруденция и лингвистика – все эти и другие науки развивались системно, при помощи анализа совокупности элементов, выявления взаимосвязей и взаимодействий между ними, как самых надежных источниках новые знания о целостных системах. Именно так считали многие годы в Институте Системного Анализа РАН вместе с его основателем академиком Д.М. Гвишиани [2].

   В последние десятилетия наблюдается заметная тенденция ориентации системного анализа на нужды развития техники, информатики, программирования, с чем, по нашему мнению, в заметной мере, связан прогресс в развитии этих сфер человеческой деятельности в современном мире. Вместе с тем, столь узкая специализация системного анализа и в плане развития методологии, и в смысле объектов ее приложения, и как компонента общекультурного знания является неоправданной, тормозящей развитие и науки,  и профессионального образования, и общества. Применительно к высшему образованию это означает, что, для студентов таких специальностей как экономика, право, управление, социология, политология системные знания остаются на уровне самых общих философских представлений, не имеющих прикладного значения и отходят как бы на второй план. Нам представляется, что это весьма опасная тенденция, так как без понимания сущности системного анализа, основ его методологии, без учета общесистемных (синергетических) эффектов довольно сложно, а подчас и невозможно, получить адекватные оценки ситуации в бизнесе или общественной жизни, дать обоснованные сценарные прогнозы их развертывания, особенно с учетом увеличения сложности и разнообразия взаимосвязей в современном, существенно глобализованном мире.

   Реформирование высшего образования вроде бы идет правильным путем. Внедряются новые инструменты и средства обучения – Интернет-ресурсы, мультимедийные учебники, онлайн-тестирование и т.п. Все эти новые средства безусловно нужны и интересны, однако это все же средства, а не методы. А методы обучения как раз и стоит подвергнуть ревизии.

   Практических знаний много, как и их источников. Сегодня любой студент может без особого труда найти в сети любую лекцию или презентацию материала, причем не одного, а сразу нескольких разных авторов. Объемы информации, которые  можно получить  по заданной теме, возросли в десятки и даже  в сотни раз.  Однако полученная информация еще не есть информация проанализированная. А нужно учиться еще и анализировать. Для того, чтобы принимать правильные решения.

   Для этих целей и необходим студентам системный анализ. Представление своей профессиональной сферы, какой бы она ни была, как системы дает возможность реально и адекватно оценивать те новые свойства, возможности и проблемы, которые создает система в отличие от набора или множества отдельных элементов, связанных между собой, но систему не образующих.

   В настоящее время высшей школе преподаются две дисциплины, достаточно тесно связанных с системным анализом. Это математика и философия, но первая слишком формальна, а вторая носит слишком отвлеченный характер, чтобы в чистом виде данные знания можно было бы применить на практике. А вот системный анализ, сочетающий высокий уровень теоретического обобщения (в методологическом плане) с ориентацией на конкретные проблемы дисциплинарного и междисциплинарного уровня (в технологическом плане) и сближающий, тем самым, абстракцию с конкретикой, теорию с практикой, конкретным содержанием для развития системного мышления у будущего специалиста преподают далеко не везде.

   А, между тем, системный анализ сегодня необходим, прежде всего, менеджерам, экономистам, юристам, маркетологам и вообще всем специалистам, разрабатывающим и принимающим решения в бизнесе, политике, обществе. Именно от их системного мышления зависят удача или провал предприятия, проекта, мероприятия.

   В определенной мере, недостаточное внимание высшей школы к системному анализу имело под собой объективную основу. С момента своего возникновения внимание системных аналитиков концентрировалось вокруг проблем сложных технических, затем биологических систем, где и были достигнуты наиболее яркие практические достижения. Успехи в анализе социальных, экономических, организационных систем до недавнего времени оставались существенно более скромными. Однако и здесь в последнее время наметились обнадеживающие тенденции, связанные с введением в научно-практический оборот новых классов систем и их анализом.

   Дело в том, что любое предприятие, любой более крупный экономический субъект может быть представлен как некая нормативно-дескриптивная система.

   Под нормативными (оптимальными, управляемыми) системами понимают системы, в которых управленческие решения, связанные с их функционированием или развитием, принимаются централизованно на основе оптимизации глобального критерия или взаимосвязанного комплекса критериев системы.

   Под дескриптивными (поведенческими) понимают системы, в которых решения принимаются на основе оптимизации собственных локальных критериев самих объектов (компонентов) системы.

  Под нормативно-дескриптивной системой будем понимать систему, состоящую из ряда взаимосвязанных подсистем, часть которых является нормативными (управляемыми из центра), а остальные — дескриптивными (поведенческими, самоуправляемыми).

   В принципе любое предприятие можно с определенными допущениями рассматривать как нормативно- дескриптивную систему. В таком случае, в качестве нормативной подсистемы будет выступать руководство предприятия, принимающее управленческие решения в соответствии с глобальной целью системы, в качестве которой может выступать, например, максимизация прибыли или дохода от продажи продукции или услуг.

   В качестве дескриптивной подсистемы может, например, выступать потребительский рынок — совокупность всех реальных и потенциальных потребителей продукции предприятия, каждый из которых имеет собственный локальный критерий полезности. По такому же принципу построены системы «регион- предприятия» и «государство-регионы».

   К сожалению, сегодня системное мышление у руководителей и ТОП-менеджеров разного ранга проявляется весьма ограниченно. Отчасти это явление связано с «лихими девяностыми», когда системное мышление было заменено на ситуационное, а решения принимались преимущественно на основе опыта, интуиции и здравого смысла. Отчасти это издержки узкоспециализированного образования и, как следствие, столь же узкого мышления.

   За примерами далеко ходить не стоит. Есть руководители (тип – главный инженер), для которых важны лишь свойства и качество продукции. При этом рынки сбыта, техника продаж и другие экономические штучки для них лес темный. Хорошо, если в структуре есть грамотный продавец, потому что при его отсутствии может быть и упущенная выгода, а может быть и полный провал.

   Противоположностью являются руководители, нацеленные исключительно на продажи (тип – торговец). Соответственно ни качество, ни юридические и бухгалтерские формальности таких бизнесменов не очень интересуют. И здесь весьма возможен провал, но уже по другому поводу.

   Хотелось бы отметить, что понимание специалистом  или руководителем своего бизнеса или объекта руководства как сложной системы, имеющей как внутренние, так и внешние связи, умение анализировать эту систему объективно и комплексно способны повысить эффективность бизнеса в разы. А учить этому надо уже в высшей школе.

   На самом деле необходимая учебно-методическая база по системному анализу в экономике существует. Есть прекрасный одноименный учебник И.Н. Дрогобыцкого, переживший не одно переиздание [3]. Есть солидные наработки в ведущих экономических университетах и институтах – в Высшей школе экономики, Финансовом университете и других. Однако широкого распространения системный анализ в экономике в российской высшей школе пока не получил и до сих пор остается экзотической дисциплиной, представленной в учебных планах специальностей социально-экономического профиля отдельных, хотя и авторитетных ВУЗов страны.

   Авторы предлагают ввести системный анализ в обучение студентов бизнес-специальностей как обязательную дисциплину с подразделением на «Системный анализ в экономике» для студентов экономических специальностей,   «Системный анализ в менеджменте» для студентов   управленческих специальностей   и «Системный анализ в юриспруденции» для студентов юридических специальностей. Представляется, что такой подход позволит существенно повысить качество подготовки указанных специалистов.

 

Список литературы

1.     Аглицкий   И.С.  и  др.  Проблемы  управления  нормативно-дескриптивными  системами   в  условиях переходной экономики. – Дзержинский, ДМУП «Информационный центр, 2009.

2.     Гвишиани Д.М. Избранные труды по философии, социологии и системному анализу  / Под ред Ю.С. Попкова. – М.: ИСА РАН, 2007.

3.     Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 426 с.