Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Инновационное развитие сельского хозяйства играет огромную роль в становлении инновационной экономики. Актуальность приобретают исследования и разработки, связанные с влиянием институциональных механизмов инновационного развития сельского хозяйства на продовольственную безопасность страны или региона. Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей хозяйства россиян. Сельскохозяйственная продукция формирует продовольственную систему регионов и страны в целом, входящую под действием интеграционных процессов в мировую продовольственную систему. Мировые стандарты качества продукции (в частности ВТО) диктуют жесткие требования для отечественного производителя [7]. Поэтому актуальным является вопрос о повышении конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции путем внедрения инноваций с учетом влияния институциональных факторов на развитие сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности региона.

Исследование проблем формирования институциональной среды и институционального механизма позволило прийти к выводу, что в настоящее время нет четкого и единого определения институционального механизма развития сельского хозяйства и институционального механизма инновационного развития сельского хозяйства. По-нашему мнению, трактовать данные определения следует так: институциональный механизм развития сельского хозяйства - это система инструментов, регулирующих деятельность субъектов сельскохозяйственного производства и органов государственной власти по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения продовольственной безопасности страны. Институциональный механизм инновационного развития сельского хозяйства - это набор инструментов по реализации в хозяйственную практику сельхозпроизводителей результатов исследований и разработок, сельскохозяйственных форм инноваций, позволяющих повысить эффективность производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения продовольственной безопасности страны.

Мы предлагаем классифицировать инструменты институционального механизма развития сельского хозяйства, подразделив их на экономические, организационные, правовые и процессуальные, ментальные (Рисунок 1).




Чуть подробнее разберем каждый из них. Экономические инструменты упорядочивают отношения формирования, изъятия и распределения продуктов сельского хозяйства и призваны создавать материальную заинтересованность субъектов отношений развития сельского хозяйства в оптимизации процессов их взаимодействия. Сельское хозяйство в силу своих специфических особенностей нуждается в помощи государства, стимулировании инвестиций с помощью таких рычагов как цена, налоги, финансы и кредит, а также субсидий и дотаций сельское хозяйство, составляющих в совокупности экономический механизм инвестиционной деятельности. Нынешнее финансовое положение многих сельскохозяйственных организаций не дает возможности самостоятельно осуществлять им не только расширенное, но и простое воспроизводство[6].

В экономические инструменты входит и часть государственной поддержки сельского хозяйства для обеспечения продовольственной безопасности страны. Это дотации из бюджета – ассигнования из государственного бюджета, выделяемые предприятиям за проданную продукцию для покрытия убытков, в том числе плановых, например, дотации к ценам на продукты питания для снижения расходов потребителей. Также налоговая политика, осуществляемая путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов, дифференциации в налогообложении производства отдельных видов продукции аграрного комплекса и т.д. Это и денежно-кредитная политика, посредством которой Правительство воздействует на денежное обращение. Это меры по льготному и приоритетному кредитованию инвестиционных проектов, льготному страхованию урожая определенных видов сельскохозяйственных культур, особенно в регионах рискованного земледелия [4].

Организационные инструменты используются с целью организации и регулирования существующих и возникающих взаимоотношений между субъектами отношений развития сельского хозяйства [2].

Сюда можно отнести:

¾    поддержку сфер образования, здравоохранения, охрану окружающей среды, социальную политику – поддержка научных исследований по тематике, представляющей интерес для агробизнеса, содействие развитию социальной сферы села (регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда, меры по пенсионному обеспечению, помощь инвалидам, детям, страхование жизни и здоровья селян), меры по защите природы;

¾    государственный заказ, когда государство выступает крупнейшим прямым заказчиком продукции;

¾    механизм ограничений и запретов определенных видов экономической деятельности, государственное лицензирование и регистрация;

¾    внешнеэкономическую политику, предполагающую законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций, валютных ограничений. Это, например, установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в целях защиты отечественных товаропроизводителей и продовольственного рынка.

  

1 Предложено автором


Все это выполняют государственные институты, т.е. органы власти и управления, воздействующие на сельское хозяйство. Это:

–      Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (деятельность регулируется Постановлением

Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 5 марта 2015 г.) и подведомственные ему ФОИВ: Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального агентства по рыболовству;

–      Правительство РФ решает общие вопросы организации управления сельского хозяйства предприятиями, отнесенными к федеральной собственности, устанавливает меры материально-ресурсного стимулирования производителей зерна, определяет государственного заказчика по закупке и поставкам зерна в федеральный фонд, а также порядок выдачи и аннулирования лицензий на осуществление закупок, хранения, переработки и торговли зерном, распоряжения федеральным фондом зерна и т.д.;

–      органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления обладают широкими полномочиями в сфере управления сельским хозяйством: разрабатывают и выполняют региональные программы по повышению плодородия почв, руководят ветеринарной и фитосанитарной службами, рыбным хозяйством, на своем уровне оказывают помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям[8].

Правовые и процессуальные инструменты определяют порядок подачи заявлений, просьб и ходатайств по случаю возникновения споров в процессе производства сельскохозяйственной продукции, процедуры контроля за соблюдением законодательно определенных институциональных норм и т. п.

Ментальные инструменты выступают в качестве неформальных регуляторов и ограничителей отношений развития сельского хозяйства. Они отражают социальный статус, индивидуальные способности человека к хозяйствованию, традиции и нормы взаимодействия между субъектами отношений сельского хозяйства.

Модель институционального механизма инновационного развития сельскохозяйственного производства в современной литературе никем не обозначена, поэтому, по нашему мнению, она может иметь следующий вид (Рисунок 2).

Согласно схеме, институциональный механизм инновационного развития сельского хозяйства через экономические, ментальные, организационные, правовые и процессуальные инструменты должен быть нацелен на производство продуктов питания для обеспечения продовольственной безопасности страны, не исключая развитие науки и инноваций и, конечно, общественных потребностей. Производители сельскохозяйственной продукции, имея свои цели деятельности, должны также производить продукты питания для обеспечения продовольственной безопасности страны с учетом потребностей общества и развития институциональной среды. Таким образом, главной целью институционального механизма инновационного развития сельского хозяйства выступает продовольственная безопасность страны.


Особенность сельского хозяйства состоит в том, что институциональный механизм должен опосредоваться более масштабными методами государственного регулирования. Именно государству необходимо стать инициатором формирования адекватного институционального механизма, который способствовал бы эффективному функционированию института развития сельского хозяйства в стране. Для этого государство призвано обеспечить концептуальное лидерство в формировании сельскохозяйственной политики, направленной на формирование эффективных институциональных форм, обеспечивающих адекватную реализацию отношений между всеми звеньями сельскохозяйственной цепи.

 1 Предложено автором

Список литературы

1.     Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/22026.htm

2.     Институциональный механизм как особый способ созидания и развития эффективной трансформации хозяйства [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://finance-credit.biz/finansovyie- ryinki/institutsionalnyiy-mehanizm-kak-osobyiy-sposob-50164.html

3.     Курдюмов А.С. Совершенствование механизма обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации [Текст]: автореферат диссертации на соискание учёной степени кан. экон. наук по специальности 08.00.05 – 2014.

4.     Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года/ Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/show/14914.77.htm

5.     Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru

 6.     Снеговская Е. С. Экономический механизм инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве [Текст]: автореферат диссертации на соискание учёной степени канд. экон. наук по специальности: 08.00.05 – 2005.

7.     Хуртаев К.И. Развитие институциональной среды сельского хозяйства [Текст] /Автореферат -2010