Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Стремительное развитие электронной торговой деятельности как новой сферы деятельности, несомненно, привело к возникновению серьезных трудностей, как для самого механизма налогообложения, так и для налогового администрирования. Для целей развития и формирования высокоэффективного механизма налогообложения в сфере электронной торговой деятельности необходимо учитывать все особенности данного вида деятельности, и прежде всего, выявлять все проблемы и возможности устранения проблем налогообложения в сфере электронной торговой деятельности. В данной статье будут рассмотрены как сами проблемы, так и факторы, обуславливающие возникновение данных проблем. А также будут предложены возможные пути решения возникающих проблем.

В электронной торговой деятельности в основном участвуют два типа субъектов: частный бизнес – компании и домашние хозяйства. Третье действующее лицо – государство как хозяйствующий субъект в силу экономических законов и с некоторым отставанием от вышеназванных субъектов слабо вовлечен в коммерческие сделки.

Основными направлениями электронной торговли являются:

-   фирма-фирма (business to business или B2B) – электронная торговля между компаниями, организациями;

-   фирма-потребитель (business to consumer или B2C) – розничная электронная торговля, продажа товаров и оказание частными компаниями услуг домашним хозяйствам, конечным потребителям, то есть, отношения между организацие и потребителем;

-    потребитель-потребитель (consumer to consumer или C2C) – коммерческое взаимодействие домашних хозяйств [3].

В Табл.1 представлена структура электронной экономики, представляющая собой матрицу использования

Интернета, приведенную в одном из рабочих документов ОЭСР.



Таблица 1  

Матрица электронной экономики [3]


Государство

Government

Частный бизнес

Business

Потребитель

Consumer

 

 

Государство Government

G2G (координация

работы госучреждений, в том числе муниципальных органов власти)

G2B

(информирование об изменениях в законодательстве, госзакупки)

G2C

(социальные выплаты, предоставление информации населению)

Частный бизнес

Business

B2G (развитие систем

обеспечения

B2B (коммерческие

сделки, оптовая

B2C (розничная

торговля,



 

государственных

органов, уплата налогов)

торговля,

субконтракты, отношения с поставщиками и др.)

электронные услуги,

послепродажное обслуживание и др.)

 

 

 

Потребитель Consumer

 

C2G (подача налоговой декларации, уплата налогов и сборов, другие операции)

С2В (участие в

опросах и других маркетинговых исследованиях, поиск работы, сравнение цен продавцов)

 

 

C2C (акционная торговля, доски объявлений и др.)

 

В2С (Business to Consumer) – «бизнес для потребителя». В этом случае деятельность нацелена на прямые продажи потребителям. Это одна из наиболее успешных форм электронной торговой деятельности на настоящий момент и представляет для нас наибольший интерес.

Сегмент В2С (Business-to-Consumer, Бизнес-Потребитель) характеризуется тем, что клиентом здесь является физическое лицо, производящее покупку и оплату товаров и услуг через сеть Интернет.

На Рисунке 1 представлен объем сегмента B2C.


Согласно авторитетным данным Ассоциации Компаний Интернет Торговли, в 2015 г. объем сегмента электронных розничных продаж В2С составил 760 млрд. рублей, что на 7% больше, чем в 2014-м. Стоит отметить, что в 2014 году объем данного рынка вырос на 31% по сравнению с 2013 годом.

Сфера розничной торговли и услуг традиционно, являлась одним из самых сложно контролируемых сфер экономической деятельности для налоговых органов. В условиях бурного развития информационных технологий процесс торговли перемещается из магазинов и офисов в виртуальное пространство сети Интернет, в связи с чем возникает ряд дополнительных возможностей для сокрытия фактов получения дохода. Так, электронную торговую деятельность, осуществляемую через сайт, достаточно сложно связать с какой-либо зарегистрированной в установленном порядке компанией или индивидуальным предпринимателем. Более того, даже если такая взаимосвязь будет установлена, фактические объемы доходов субъекта электронной торговли весьма сложно установить [4].

Одной из главных проблем налогообложения в сфере электронной торговой деятельности является проблема несовершенства российского налогового законодательства в данной сфере. Специальных норм, регулирующих непосредственное налогообложение реализации товаров (работ и услуг) в сфере электронной торговой деятельности, в Российской Федерации до настоящего дня не разработано и не принято в виде нормативно – правовых актов. Налоговый кодекс РФ как основной документ, регламентирующий вопросы исчисления и уплаты налоговых платежей, в настоящее время не учитывает особенности электронной торговой деятельности и применяет к ней общие правила налогообложения. В результате российский бюджет недополучает налоговых доходов, из-за пробелов в налоговом законодательстве. Следует также отметить, что проблема несовершенства налогового законодательства является ключевой, и для её разрешения необходимо предварительно урегулировать целый комплекс проблем, связанных с налогообложением электронной торговой деятельности.

  

1 Составлено автором по данным сайта www.akit.ru


Достаточно серьезной проблемой налогообложения в сфере электронной торговой деятельности является проблема налогового контроля в данной сфере. Даже попытки усовершенствовать налоговое законодательство лишаются всякого смысла при отсутствии чётко выработанной методики регулирования торговой деятельности в сети Интернет. Разрешение данной проблемы связано с изучением отдельных элементов налогового контроля электронной торговой деятельности, а именно:

1)   регистрация и постановка на налоговый учёт;

2)   контроль банковских счетов налогоплательщика (поступлений платежей от потребителей);

3)   контроль работы электронных платёжных систем, обеспечивающих оборот виртуальных денег;

4)     контроль реализации цифровых товаров и услуг (любого рода платная информация, программное обеспечение, музыка и т.д.);

5)   выездные и камеральные налоговые проверки.

Проблема регистрации и постановки на учет субъектов электронной торговой деятельности связаны в первую очередь с отсутствием  географических границ в сети Интернет. Это  означает, что  для совершения операции, связанной с оплатой товара, приобретаемого с помощью сети Интернет, месторасположение субъектов электронной торговой деятельности и его покупателей не связано с какими-либо географическими характеристиками. Отслеживание передачи информации либо воспрепятствование передаче информации в сети Интернет весьма затруднительно. С технической точки зрения не имеет никакого значения, передается ли информация в пределах одной страны или через границы нескольких государств. Если для покупателей месторасположение электронного магазина не имеет значения, то для налоговых органов оно является решающим для определения места осуществления электронной торговой деятельности [5]. Электронную торговую деятельность сложно контролировать – личность и место резиденства покупателя сейчас можно установить зачастую только по данным банковской карты. Однако с 1 января 2014 года в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения. Теперь банки по запросу налоговых органов должны предоставлять не только справки о наличии счетов, вкладов и остатках денежных средств, а также выписки по операциям на счетах, по вкладам физических лиц, но и справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств физических лиц в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 86 НК РФ. Таким образом, теперь стало возможным проследить за сделкой, если оплата производится через такие электронные платежные системы как Web-money и Яндекс.Деньги.

Проблема неспособности налоговых органов проследить в данном случае электронные сделки все же остается нерешенной для многих стран. Нехватка надежных современных технологий создает ситуацию, когда возможности для уклонения от налогов кажутся бесконечными. В связи с этим, без развития новых технологий, которые позволят налоговым органам идентифицировать и отслеживать сделки в киберпространстве, не обойтись.

Стоит также помнить и о проблемах традиционных видов налогового контроля. Применительно к субъектам электронной торговой деятельности эффективными будут только выездные налоговые проверки, которые, однако, коснутся только зарегистрированных предпринимателей, поэтому совершенствование данного элемента налогового контроля должно сводиться исключительно к совершенствованию методов налоговых проверок.

На территории России действуют также иностранные субъекты электронной торговой деятельности. А некоторые российские Интернет компании имеют представительство за рубежом.

Трансграничная торговля занимает особое место в структуре рынка электронной торговли. По итогам 2015 года доля трансграничной торговли приблизилась к 30% от всего объема рынка электронной торговли. Трансграничная интернет-торговля растет темпами ежегодно в 2-3 раза опережающими внутренний рынок. Такая динамика связана с особенностью российского законодательства. Ввоз товаров для личного пользования практически не обременен фискальной нагрузкой. В Российской Федерации действуют самые высокие в мире нормативы для беспошлинного ввоза товаров, в размере 1000 евро в месяц на человека, а импорт таких товаров не облагается НДС. В связи с  этим появляются пробелы  в российском законодательстве, и как следствие, зарубежные и российские игроки рынка электронной торговли работают в неравных конкурентных условиях.

На Рисунке 2 представлена доля трансграничной торговли в РФ от всего объема рынка электронной торговой деятельности за 2015 год.




В странах Европейского Союза порог беспошлинного ввоза товаров установлен на уровне €22. Свыше этой стоимости на товар начисляется ввозной НДС. Если же стоимость товара превышает €150, то на товар дополнительно начисляется таможенная пошлина.

В Великобритании другая система регулирования. Она предусматривает для добросовестных зарубежных продавцов возможность зарегистрироваться в специальной системе для самостоятельной уплаты таможенных пошлин и НДС. Скорость получения отправления покупателем в таком случае увеличивается. Порог беспошлинного ввоза товаров там составляет £15 на все содержимое одной посылки (исключение не распространяется на алкогольную и табачную продукцию, парфюмерию). На более дорогие посылки начисляется ввозной НДС, таможенная пошлина и почтовый сбор.

Проблема регулирования трансграничной торговли является достаточно серьезной для России, и необходимость выравнивания условий для отечественных субъектов электронной торговли и иностранных интернет-магазинов очевидна. Сегодня российские интернет-магазины вынуждены платить ввозной НДС в размере 18% плюс таможенную пошлину около 10%. Помимо этого они выполняют закон о защите прав потребителей и сертифицируют продукцию. Зарубежные интернет-магазины ничего из этого не делают. Исходя из неравенства конкурентных условий, должен быть выбран оптимальный порог беспошлинного ввоза товаров из-за рубежа[6].

Таким образом, объем электронной торговой деятельности очень большой, он постоянно растет. Конечно, государство должно обеспечить свои интересы, и фискальная политика должна соответствовать уровню развития этого сегмента торговли и требованиям этого бизнеса.

С 1 января 2015 года начал действовать Евразийский экономический союз. Государствами - членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. В связи с этим налогообложение электронной торговой деятельности должен быть синхронизирован в рамках Евразийского экономического союза.

Президент России Владимир Путин, выступая на Деловом саммите АТЭС в Пекине 10 ноября 2014 года, отметил, что налогообложение электронной торговли должно быть сбалансированным и не должно нанести неоправданно сильных ударов по бизнесу.

"Если в России будут одни цифры, в Казахстане другие, а в Белоруссии - третьи, то весь бизнес переедет либо в Казахстан, либо в Белоруссию", - сказал Путин [7].

1 Составлено автором по данным сайта www.akit.ru 

Cписок литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ. — [Электронный ресурс] — http://base.garant.ru

2.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ [Электронный ресурс] — http://base.garant.ru

 3.     Авраменко С.А., Секерин В.Д. Классификация рынков по типу конечного потребителя // Вопросы региональной экономики. – 2012. № 3. – с. 3 – 7.

4.     Инновационное развитие экономики, бизнеса, торговли / под ред. И55 Ю.Н. Клещевского, И.А. Кудряшовой; Кемеровский институт (филиал) ФГБОУ ВПО  «РГТЭУ». - Кемерово: ООО  «Сибирская издательская группа», 2012. - 501 с. - (Серия «Торговля в XXI веке»).

5.     Калятин В.О. Проблемы установления юрисдикции в Интернете // Законодательство. 2001. - № 5. - С.33

6.     Официальный сайт Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ). URL: www.akit.ru

7.     Информационное агентство «ИНТЕРФАКС». URL: www.interfax.ru