13 декабря 2015г.
Развитие государства, общества, а также уровень жизни граждан непосредственно зависят от состояния и функционирования финансовой системы государства. Правильное построение институтов финансовой системы поддерживает экономическое процветание общества и государства в целом.
В любом современном государстве одной из приоритетных задач является необходимость регулирования и осуществления контроля за исполнением государственного бюджета, а также за состоянием финансов.
Для обеспечения организации, координации и регулирования экономических и социальных процессов государству необходимы средства, направляемые на осуществление возложенных функций. Используя имеющиеся средства, государству необходимо грамотно и эффективно их распределять, что и стало основной причиной возникновения финансового контроля.
Основой определения стандартов практики финансового контроля в Российской Федерации являются принципы, изложенные в Лимской и Мексиканской декларациях Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ).
На сегодняшний день основными задачами государственного и муниципального контроля являются пресечение финансовых злоупотреблений и контроль за:
· источниками поступления бюджетных средств;
· расходованием бюджетных средств;
· использованием государственной и муниципальной собственности, а также за процессами перехода собственности из государственного сектора в частный (приватизация) и из частного сектора в государственный (национализация);
· обращением средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов в банковской сфере и кредитных учреждениях;
· использованием средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
· эффективностью предоставления и законностью использования налоговых льгот и экономических преференций, а также государственных и муниципальных межбюджетных трансфертов.
Одной из важнейших форм работы органов финансового контроля по осуществлению перечисленных задач является контрольно-аналитическая работа, а главным рычагом для выполнения вышеуказанных задач выступает Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы, образованные законодательной властью, выявляют нарушение в использовании финансовых средств, а также дают оценку тому, насколько эффективно были использованы финансовые ресурсы, оценивая деятельность органов исполнительной власти по использованию ресурсов и достижению результатов.
На уровне субъектов и муниципальных образований на сегодняшний день состояние контрольно- аналитической работы только частично соответствует основным задачам управления бюджетным процессом, ориентированным на результат.
Внешний финансовый контроль является неотъемлемой частью бюджетного процесса. Старейшим органом государственного финансового контроля в Российской Федерации является Контрольно-счетная палата Калужской области.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2450-1 был введен в действие Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года № 2449-1 «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации». Пунктом 8 статьи 45 устанавливалось, что к ведению областного Совета народных депутатов относилось, в частности, принятие решения по вопросу образования и деятельности «областной контрольно-счетной палаты» и утверждение положения о ней.
В марте 1999 года в соответствии с Законом «О Контрольно-счетной палате Калужской области», принятым Законодательным собранием Калужской области 26 марта 1999 года была образована Контрольно- счетная палата Калужской области.
«Мы не должны забывать о необходимости развития правового поля, которое регулирует нашу собственную деятельность. Прорывным событием в данной сфере стало принятие Закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов российской Федерации и муниципальных образований»1
Контрольно-счетная палата калужской области осуществляет контрольную и экспертно-аналитическую деятельность в соответствии с вышеуказанным законом. Данный закон успешно выполняет свою миссию по повышению эффективности системы внешнего финансового контроля.
Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность Палаты на региональном уровне, являются Устав Калужской области и законы «О Контрольно-счетной палате Калужской области» и «О бюджетном процессе в Калужской области».
Правовой статус Палаты характеризуется следующими нормами Закона о Контрольно-счетной палате Калужской области:
- Палата является юридическим лицом;
- финансовые средства для обеспечения деятельности Палаты выделены в областном бюджете отдельной строкой. Председатель формирует бюджетную смету на содержание Контрольно-счетной палаты Калужской области и представляет ее на рассмотрение Губернатору Калужской области;
- структуру и штатное расписание Палаты утверждает председатель;
- работа Палаты строится на основе планов, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и утверждаются председателем;
1 Степашин С.В. Оздоровление государственных финансов и укрепление устойчивости бюджетной системы / С.В. Степашин // Вестник АКСОР. – 2011. - № 4. – С. 3-5
- коллегия Палаты утверждает регламент, рассматривает отчеты о результатах проверок, принимает решения большинством голосов от числа членов коллегии о выдаче, изменении или отмене предписаний контрольно-счетной палаты Калужской области.
Данные нормы отражают организационную и функциональную независимость Палаты, что соответствует Лимской декларации руководящих принципов контроля. По инициативе Палаты доработан Закон «Об административных правонарушениях в калужской области». Вступление в силу поправок к Закону закрепило за аудиторами Палаты право составлять протоколы об административных правонарушениях в следующих случаях:
· нецелевое использование средств областного и местного бюджетов и средств территориальных государственных внебюджетных фондов;
· нарушение срока возврата средств областного и местного бюджетов, полученных на возвратной основе;
· нарушение сроков перечисления платы за пользование средствами областного и местных бюджетов.
В состав действующей Палаты входят председатель, его заместитель, 5 аудиторов и аппарат. Установленная структура и выбранные направления деятельности Палаты позволяют наиболее эффективно реализовать полномочия в сфере государственного финансового контроля и охватить все направления использования бюджетных средств.
Основной вид контрольной деятельности Палаты – проверки целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных на содержание государственных учреждений, органов власти Калужской области.
В целях реализации своих задач Контрольно-счетная палата проводит соответствующие контрольные мероприятия, в том числе аудит эффективности, комплексные и тематические проверки. При необходимости Контрольно-счетная палата привлекает к осуществлению совместных проверок представителей органов исполнительной власти и (или) специалистов сторонних организаций.
Свою работу палата строит на основе планов, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением областного бюджета и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
Результаты контрольных мероприятий отражают состояние финансовой и бюджетной дисциплины при использовании бюджетных средств.
Контрольно-счетная палата осуществляет следующие полномочия:
1) контроль за исполнением областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
2) экспертиза проекта закона об областном бюджете и проекте закона о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Калужской области, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими Калужской области;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета, а также оценка законнности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности Калужской области;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов Калужской области и нормативных правовых актов органов государственной власти Калужской области (включая обоснованность финансово- экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Калужской области, а также государственных программ Калужской области;
8) анализ бюджетного процесса в Калужской области и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Калужской области, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных бюджетным кодексом Российской Федерации;
10 ) подготовка информации о ходе исполнения областного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда о результатах проведенных контрольных и экспертно- аналитических мероприятий и предоставление такой информации в Законодательное Собрание Калужской области и Губернатору калужской области;
11 ) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
12 ) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Уставом и законами Калужской области.
Рассматривая деятельность Контрольно-счетной палаты Калужской области, можно отметить, что в 2013 году Палатой проведено 150 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, что на 27 выше показателя предыдущего года (123 мероприятия), в том числе 39 проверок по внешнему контролю за направлением и использованием бюджетных средств, в ходе которых проверено 41 государственное учреждение, 9 муниципальных образований и 39 прочих организации.
Общий объем нарушений, выявленных Палатой в 2013 году, составил 765 221,4 тыс. руб., из них временное отвлечение средств составило 57 816,9 тыс.руб.; объем бюджетных средств, израсходованных с нарушением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств составил 158 699,4 тыс.руб.; нарушения, связанные с несоблюдением нормативных правовых актов (незаконные расходы), касающихся вопросов оплаты труда, с оплатой невыполненных работ, завышением стоимости выполненных работ, составили 25 838,6 тыс. руб. Объем недополученных доходов в результате несоблюдения установленных норм областным бюджетом составил 3 891,6 тыс.руб. нарушения, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, составили 11 142,1 тыс. руб.
Наибольшая сумма нарушений связана с прочими нарушениями и составила 507 832,8 тыс.руб. Данный вид нарушений включает в себя несоблюдение правил ведения бюджетного или бухгалтерского учета, нарушении порядка использования бюджетных средств, нарушении законодательства при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд.
В результате исполнения требований, содержащихся в представлениях и предписаниях Палаты, в бюджет возвращено 37 141,8 тыс. руб., в том числе 5 153,0 тыс. руб. – по результатам проверок прошлых периодов.
Большая работа проводится Палатой по становлению органов муниципального финансового контроля. Учредителями Ассоциации контрольно-счетных органов Калужской области стали Контрольно-счетная палата области и 22 КСО муниципальных образований.
В целях оказания информационно-методической помощи контрольным органам муниципальных образований направлены рекомендации по организации проведения контрольных мероприятиях на стадиях планирования и исполнения бюджета муниципального образования и сборник методических рекомендаций для работников контрольно-счетных органов муниципальных образований. Контрольно-счетная палата считает необходимым способствовать созданию в регионе современной, отвечающей международным стандартам системы контроля за государственными и муниципальными финансами.
Становление системы контроля еще не завершено. Контрольно-счетная палата Калужской области способствует созданию в регионе современной системы управления государственными и муниципальными финансами, отвечающей общепринятым международным стандартам.
Для совершенствования работы контрольно-счетного органа региона необходимо:
· Увеличение контрольных мероприятий, проводимых с использованием элементов аудита эффективности, который на сегодняшний день является приоритетным направлением как в Российской Федерации, так и за рубежом.
· Проведение профилактики нарушений финансовой и бюджетной дисциплины при расходовании бюджетных средств и принятие мер по их устранению.
· Организация внутреннего контроля в исполнительно-распорядительных органах муниципалитетов.
Эффективная система государственного и муниципального финансового контроля является одним из важнейших инструментов управления для обеспечения стабильности государства.
Список литературы
1. «О Счетной палате Российской Федерации». Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ /
www.consultant.ru.
2. Степашин С.В. Оздоровление государственных финансов и укрепление устойчивости бюджетной системы / С.В. Степашин // Вестник АКСОР. – 2011. - № 4.
3. Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Калужской области за 2013 год.
4. Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Калужской области за 2012 год.
5.
http://www.admoblkaluga.ru/sub/control_palata/.