Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИЙ, ИМЕЮЩИХ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ, И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «РЖД»)

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
25 мая 2018г.

Аннотация

В статье проведена оценка инвестиционной деятельности ОАО «Российские железные дороги» - компании, имеющей стратегическое значение для экономики России и формирующей базовую транспортную инфраструктуру. А также сделана оценка инвестиционной привлекательности компании.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, железнодорожный комплекс, инвестиции

Важное стратегическое значение для экономики России имеет железнодорожный комплекс, а эффективное функционирование целых отраслей экономики зависит от грузовых перевозок. Стоимость транспортировки влияет на конкурентоспособность экономики в целом и каждого предприятия в отдельности.

Железнодорожный транспорт остается одним из основных видов транспорта общего пользования России. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2017 г. достиг 2493 млрд. т/км, а его доля в общем объеме грузооборота составила 46%. На железнодорожный транспорт в России приходится почти треть всего пассажирооборота страны.

По словам премьер-министра РФ Д.А. Медведева «по оценкам компании, один рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру даёт 1,5 рубля мультипликативного эффекта для всей экономики» [3], поэтому осуществление эффективной инвестиционной политики на железнодорожном транспорте является важнейшим направлением развития отрасли.

Общая сумма средств, направленных на инвестиционные цели ОАО «РЖД» за период с 2014 по 2016 гг. составила 1138 млрд. рублей с распределением по годам 396 млрд. рублей, 365,5 млрд. рублей и 376,4 млрд. рублей соответственно [2]. При этом наибольшая сумма средств из инвестиционного бюджета была направлена на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Правительства РФ, что наглядно представлено на рисунке 1.



Снятие инфраструктурных ограничений — это инвестиции, направленные на увеличение пропускной способности сети железных дорог, строительство дополнительных главных путей, развитие железнодорожных узлов и так далее. Как можно заметить, инвестиции в данном направлении в 2016 году по сравнению с 2014 годом снизились на 67,8% или на 95,6 млрд. рублей. Также снизились на 11% или 5,2 млрд. руб. инвестиции направленные на обеспечение безопасности в нее входит обновление объектов гражданской обороны, обеспечение транспортной и пожарной безопасности. За анализируемый период произошло существенное увеличение в 2,5 раза исполнения проектов, связанных с выполнением поручения правительства, они характеризуются высокой бюджетной эффективностью. Произошло уменьшение инвестиций, направленных на обновление подвижного состава на 13,1 млрд. рублей или 12,5%. Основную долю в обновлении составляют обновление тягового подвижного состава, так как основной вид деятельности РЖД – это грузовые перевозки.

Далее исследуем структуру финансирования инвестиционной программы (рисунок 2).

Рисунок 2 - Структура исполнения инвестиционной программы по источникам финансирования, %



Источник: составлено автором на основе данных с официального сайта РЖД [2]

 

 Как явствует из рисунка 2, господдержка за последние три года не превышает 40% от общего объёма. Основную часть инвестиционной программы холдинг выполняет за счет собственных источников. «РЖД» является не просто социально значимым, оно имеет стратегическое значение для экономики и безопасности страны, поэтому важно сформировать благоприятный уровень инвестиционной привлекательности ОАО «РЖД» и его дочерних структур.

Безусловно, инвестиционная деятельность, направленная в первую очередь на формирование активов, оказывает непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность. В таблице 1 представлена динамика рассчитанных показателей инвестиционной привлекательности корпорации. Расчет произведен на основе методики предложенной Джурабаевой Г.К. [1]

Таблица 1 – Динамика показателей инвестиционной привлекательности ОАО «РЖД» за 2014-2016

годы

 

 

Показатель

 

2014 г.

 

2015 г.

 

2016 г.

Изменения за

2014 – 2016

гг.

Рентабельность активов, %

-0,93

0,006

0,121

+1,051

Рентабельность собственного капитала, %

-0,22

0,009

0,167

+0,386

Коэффициент соотношения заемных и

собственных средств (финансовый рычаг) *

0,33

0,39

0,37

+`0,04

Коэффициент общей ликвидности*

0,71

0,75

0,67

-0,04

Коэффициент выплаты дивидендов

-

0,93

0,79

-

Коэффициент финансовой устойчивости*

0,90

0,89

0,91

+0,01

Коэффициент автономии*

0,74

0,72

0,72

-0,02

Наличие собственных оборотных средств

(СОС), тыс.руб.*

- 866688

-1031062

-1139153

-272465

Достаточность СОС, тыс. руб.*

-942742

-1096552

-1202985

-260243

Эффект финансового рычага, %

-0,01

-1,08

-0,91

+1,019

*данные показатели рассчитаны по среднегодовым значениям

Источник: рассчитано и составлено автором на основе данных годовой финансовой отчетности РЖД за 2014-2016 годы [2]

Рентабельность активов и рентабельность собственного капитала имеют такой низкий не инвестиционно-привлекательный показатель за счет того, что  «Российские железные дороги» являются естественной монополией, поэтому возможности формирования прибыли ограничивает государственное регулирование тарифов, а стоимость имущества компании и стоимость собственного капитала очень велики (в 2016 году имущество компании составил больше 5 триллионов рублей, собственный капитал больше 4 триллионов рублей).

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств растет, а коэффициент автономии снижается, что свидетельствует о том, что собственный капитал становится больше и вследствие этого минимизируются риски вложения в данную компанию.

Коэффициент общий ликвидности имеет негативную тенденцию, что говорит о проблемах с обеспеченностью мобильными средствами для погашения имеющихся обязательств. Но так как предприятие никогда не исчезнет физически, из-за своего стратегического значения, то этот показатель не влияет на инвестиционную привлекательность.

Коэффициент выплаты дивидендов — это важнейший показатель для оценки инвестиционной привлекательности компании. У «РЖД» он находится на достаточно высоком уровне. И даже в 2014 году, когда у компании был убыток в размере 44 млрд рублей, они все равно выплатили дивиденды в размере запланированных 45 миллионов рублей за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

Наличие собственных оборотных средств за анализируемый период изменилось в отрицательную сторону. Имеется недостаток собственных оборотных средств. ОАО «РЖД»осуществляет агрессивный тип финансирования активов так как стоимость активов крайне велика.

В целом за анализируемый период наблюдается снижение рентабельности собственного капитала, которая составила в 2016 году -0,91%. Низкий показатель обусловлен низким показателем экономической рентабельности активов (2,01 в 2016 году). Эффект финансового рычага отрицателен, что говорит о нецелесообразности привлечения заимствований при крайне низкой рентабельности.

Проведя анализ по ОАО «РЖД», можно сделать вывод, что инвестиционная привлекательность находится на низком уровне. Но учитывая социальную значимость предприятия и невозможность самостоятельно устанавливать уровень тарифов, расчетные величины являются объективно обоснованными.

 

 

 

Список литературы

 

1.        Джурабаева, Г.К. Методология оценки инвестиционной привлекательности промышленного предприятия / Г.К. Джурабаева // Известия УГЭУ. – 2005. -№ 10. –С. 64-72.

2.        Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rzd.ru/ (дата обращения 14.03.2018)

3.        Протокол заседания правительства от 16.11.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/30144/ (дата обращения 13.03.2018)