Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КОНТРОЛЛИНГА И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 июня 2017г.

Эффективность и прибыльность функционирования предприятия в условиях жесткой конкуренции достаточно зависимы от степени организации системы контроллинга. В данном случае объектами контроля выступают все аспекты, от первоначальной закупки сырья для производства до реализации, при этом, конечно же, не остается без внимания качество продукции. В процессе производства контроллинг выполняет ряд функций, связанных с передачей информации другим подразделениям о ходе выполнения плана производства, о загрузке производственных мощностей, также, например, о недостаточной степени мотивации производственных рабочих и др.

На ряду с этим контроллинг, обеспечивающий достижение определённых показателей, имеет значение для создания продукции с заданным уровнем качества. Обеспечение качества реализуется во взаимосвязи контроллинга и управления качеством. Существует определённый механизм использования контроллинга в управлении качеством, использующий инструменты, связанные со следующими аспектами, аналогичными с функциями менеджмента:

1.    Планирование;

2.    Организация;

3.    Контроль;

4.    Мотивация.

Контроллинг бывает стратегический и оперативный. Стратегический направлен прежде всего на внешнюю среду организации и реализуется путем использования ряда инструментов таких как SWOT- анализ и др. Оперативный связан напрямую с областью управлению качеством, поскольку действует во внутренней среде организации при помощи нижеописанных инструментов.

Область применения, связанная с планированием в контроллинге, осуществляется с помощью инструментов:

✓    Управление по узким местам или теория ограничений предполагает, что значительное улучшение работы организационной системы может быть достигнуто путем акцентирования внимания лишь на очень немногих аспектах ее функционирования [1]. То есть имеется в виду тщательное планирование по наиболее «узким» местам, за счет них могут быть найдены причины, препятствующие повышению качества;

✓    Планирование жизненного цикла продукции. В данном случае важно обеспечить необходимый уровень качества в ходе планирования жизненного цикла продукции;

✓    Анализ точки безубыточности. Определение точки безубыточности, а также в последующем на ее основе запаса финансовой прочности, позволяет грамотно планировать издержки производства и соотносить их с требуемыми параметрами «цена-качество»;

✓    Выбор между поставками со стороны и собственным производством. В данном случае очевидна взаимосвязь контроллинга и управления качеством, поскольку покупка сырья (комплектующих) требует определённых проверок поставщиков, а также определения возможной экономической выгоды.

Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества и требования к продукции были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Запланированные цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества. [4]

Что касается организационных аспектов контроллинга, в данном случае используется следующие системы и методы:

✓    Система бережливого производства. Изменение производственной системы на базе принципов бережливого производства позволяет сократить внутренние потери, высвободить персонал, помещения, оборудование,     энергию     и      т.д.     Применяется      для     оптимизации      производства     и     повышения конкурентоспособности. [1] Оптимизация производства может создавать условия для повышения качества продукции и конкурентоспособности;

✓    Методология «6σ». Целью является повышение рентабельности всех видов  деятельности в результате достижения уровня дефектности не более 3,4 дефекта на миллион изделий. Данный подход предполагает: формирование состава специалистов; выявление проблем; выявление причин появления; устранение потенциальных дефектов; стандартизацию методов, приемов, обеспечивающих лучшие показатели в своем классе. [1] Поскольку брак и качество взаимосвязаны, то сокращение брака – условие обеспечение качества в целом.

✓    Система  управленческой  отчетности:  отчеты  о  хозяйственной  деятельности;   показатели

управленческого учета; методы анализа отчетности, система документооборота. Например, финансовые отчеты позволяют провести анализ прибыли, себестоимости: проследить динамику, выявить отрицательные моменты, понять, по каким причинам это могло произойти, и не связано ли это со снижением качества и потерей клиентов в будущем.

✓    Карты бизнес-процессов. Совокупная последовательность действий по преобразованию ресурсов,

полученных на входе, в конечный продукт, имеющий ценность для потребителя, на выходе. Данный инструмент воздействует на весь этап производства продукции, а значит грамотно формализованная карта бизнес-процессов несомненно включает в себя контролирование качества.

Контроль как сфера деятельности контроллинга в области управления качеством предполагает использование таких инструментов как:

✓    Контроль соответствия фактических показателей плановым. Отклонение  запланированных

показателей от фактических может быть вызвано определёнными причинами или неграмотным прогнозом. Ни один из показателей не будет соответствовать плановому если не обеспечен должный уровень качества, в соответствии с которым, например, была запланирована популярность товара, план продаж и т.д.

✓    GAP – анализ (анализ разрывов). Его суть состоит в определении существующих «разрывов» между возможностями и существующими целями фирмы. Позволяет выявить, например, дополнительные возможности оборудования, обнаружить и использовать скрытый потенциал некоторых сотрудников в целях повышения качества продукции (услуг).

✓    Система раннего предупреждения. Информационная система, благодаря которой руководство

предприятия получает сведения о потенциальных опасностях, грозящих из внешней среды предприятия, с тем чтобы своевременно реагировать на «угрозы». [2] Для обеспечения качества такой подход реализуется следующими действиями: предупреждением о планируемых изменениях в стандартах качества; учетом грядущего повышения цен на сырье или оборудование (можно успеть в запас закупить его по более низким ценам).

Мотивационные аспекты контроллинга в ходе управления качеством, характеризуются, как с позиции мотивации по воздействию на тех, кто обеспечивает качество, так и на тех, кто это качество контролирует.

При внедрении системы контроллинга возможно сопротивление со стороны персонала в силу созвучия терминов «контроллинг» и «контроль». Актуальна также проблема внедрения контроллинга, обусловленная отношением персонала подразделений, поскольку их зависимое положение от служб контроллинга, а также требования предъявлять информацию для сопоставления «план-факт» и др., может вызывать сопротивление и желание самовольно наладить контроль.

Поскольку в ходе внедрения контроллинга мотивация имеет важное значение, то целесообразно применять комплексно как внутреннюю, так и внешнюю:

✓    Бонусы, премии. Наиболее распространенный и действенный мотивационный инструмент. Однако

главное им не злоупотреблять, поскольку зачастую в компаниях к данному инструменту начинают относиться как к должному, и он теряет свою эффективность, перестает действовать не только на стремление к повышению качества, но и на любой другой аспект деятельности;

✓    Коучинг. В индивидуальной работе с персоналом проявляется забота, наставничество, что является

немаловажным для повышения работоспособности, эффективности деятельности. В данном случае, помимо этих преимуществ, также в личном общении проще и подробнее можно донести, что именно требуется от сотрудника, какие его действия могут сыграть роль в повышении качества продукции.

✓    Корпоративное обучение, тренинги. Позволяет сплотить коллектив, удержать ценных сотрудников,

не используя финансовых инструментов мотивации. Так же, как и коучинге, здесь акцент прежде всего на внимание к персоналу и на более подробное объяснение технологических процессов производства и др., за счет чего возможно повышение квалификации персонала.

✓    В свою очередь за повышением квалификации может последовать карьерный рост. Такие инструменты наиболее эффективны для амбициозных сотрудников. Им это дает возможность «загореться» деятельностью, еще более совершенствовать свои навыки. В аспекте повышения качества продукции (услуг) это несомненно важный фактор.

В соответствии с рассмотренными инструментами можно представить общую целевую направленность контроллинга и управления качеством (Рис. 1).


Таким образом совпадение основной целевой направленности контроллинга и управления качеством, которое выражается в описанных выше направлениях, позволяет сделать вывод об эффективности их комплексного применения.

Список литературы

 

1.   Управление экономикой качества: учеб. пособие. / Акуленок М.В., Никифорова-Денисова С.Н. – М.: МИЭТ, 2012. – 136 с.;

2.    А.М. Карминский, С.Г. Фалько. Контроллинг: учебник. – Под ред. А.М.  Карминского, С.Г. Фалько. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с.;

3.   Павлова А.М. Контроллинг производства: Уч. Пособие / Под ред. Ю.П. Анискина. – М.: МИЭТ, 2001. – 80 с.;

4.    ГОСТ ISO 9001-2011. Межгосударственный стандарт, системы менеджмента качества. – Дата введения 01.01.2013.