Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ РОССИЙСКИХ ЧАСТНЫХ АГЕНТСТВ ЗАНЯТОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   В условиях усиления глобальной конкуренции оптимизация бизнес-процессов и связанное с ней сокращение операционных расходов становятся одними из ключевых факторов эффективной деятельности хозяйствующего субъекта, в связи с чем ежегодно растет число российских компаний, которые стремятся оптимизировать процесс управления персоналом, используя механизм заемного труда.

   Выделяется ряд причин появления гибкой занятости и заемного труда. В первую очередь - это глобализация рынков, международное разделение труда и усиление конкуренции. Во-вторых, это стремление работодателей снизить финансовые издержки, и, как следствие - существенные перемены в стратегии использования персонала (использование труда частично занятых работников).

   Сегодня глобальные процессы формируют новый рынок труда в двух направлениях: во-первых, усиливая рост временной трудовой миграции, и во-вторых, концентрируя спрос мирового рынка на специалистах с очень высоким уровнем квалификаций [2, С.109-112].

   В итоге положение самого работника меняется и появляется понятие "гибкобильность" (flexicurity), как сочетание гибкости (квалифицированности, образованности, высокой профессиональной подготовки работника) и мобильности (социальной и профессиональной) [4, С.427-431].

   Наиболее распространенными формами реализации механизма заемного труда являются лизинг персонала, аутстаффинг и аутсорсинг.

   Лизинг персонала - управленческая технология, позволяющая обеспечить бизнес-процесс компании необходимыми трудовыми ресурсами на сравнительно короткий срок (сезонные работы, краткосрочные проекты, замена временно отсутствующих штатных сотрудников), используя услуги сторонней организации [3,С.14]. С помощью использования лизинга компания избегает длительной процедуры поиска специалистов, труд которых используется в краткосрочном периоде; уменьшаются административные и временные издержки по ведению кадрового делопроизводства, бухгалтерского учета и т.д.

   Более распространенная форма заемного труда - аутстаффинг (вывод за штат части сотрудников организации с оформлением их в штат провайдерской фирмы и предоставлением прежнему работодателю за вознаграждение) [1,С.5]. Услуги аутстаффинга дают компании следующие преимущества: снижение нагрузки на кадровые службы; делегирование ответственности; повышение инвестиционной привлекательности компании; увеличение количества сотрудников без отмены упрощенной системы налогообложения.

   Аутстаффинг пользуется большим спросом на российском рынке. Этот факт подтверждает исследование, проведѐнное "Агентством Контакт". По его данным, потребность в услуге аутстаффинга испытывают 60% российских компаний. При этом 16% относятся к сфере торговли, 14% - к ресторанному и гостиничному бизнесу, 11% - к производству. В тоже время, 25% компаний с помощью аутстаффинга планируют снизить издержки [6]. В мировой практике аутстаффинг активно используется и регулируется Конвенцией МОТ № 181 "О частных агентствах занятости" от 1997 г. (ст. 1). Эта Конвенция ратифицирована 14 государствами – но не Россией.

   Однако наибольшее предпочтение российские компании отдают аутсорсингу. Аутсорсинг - передача некоторых непрофильных функций внешней организации, что позволяет обеспечить значительную экономию при найме большого количества сотрудников за счет сокращения затрат [1,С.5]. Использование аутсорсинга сокращает затраты организации на выполнение следующих функций: набора сотрудников, их аттестация, обучение; организации кадрового документооборота и т.д.

   В России предоставлением персонала занимаются частные агентства занятости (ЧАЗ). Однако с принятием Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ российским ЧАЗ придется кардинально изменить свою кадровую политику [5].

  С 1 января 2016 года вступают в силу новые условия аккредитации ЧАЗ: 1 млн. руб. уставного капитала; высшее образование у руководителя и 2 года из трех последних лет стажа работы в области трудоустройства; отсутствие любых задолженностей по уплате налогов. Серьезным недостатком данного законопроекта является также отсутствие возможности предоставления обслуживающего персонала, чьи функции не являются профильными для принимающей организации [5].

   Более того, все гражданско-правовые договора с заемными работниками должны быть заменены на трудовые, что существенно снижает вероятность их заключения.

   Исходя из вышеизложенного, уже становится очевидно, что новый закон о запрете заемного труда ставит практически невыполнимые условия аккредитации для частных агентств занятости. Серьезным недостатком данного законопроекта является также отсутствие возможности предоставления обслуживающего персонала, чьи функции не являются профильными для принимающей организации.

   Можно сделать вывод, что структура российского рынка труда стремится не в сторону инновационной экономики, а в противоположном направлении. Международный рынок труда стремится к усовершенствованию механизмов управления персоналом, в то время как российский рынок труда лишь препятствует реализации потенциала работников.

   Таким образом, на 1 января 2016 года заемный труд будет разрешен "чисто теоретически". Условия аккредитации очень жѐсткие и многие частные агентства занятости их не пройдут. По данным доклада Бостонской консультационной группы и Международной Конфедерации Частных Агентств Занятости (CIETT) 303700 россиян, работающих в российских частных агентствах занятости потеряют работу [7].

    Таким образом, управление персоналом частных агентств занятости серьезно усложнится и станет практически невозможным. Более того, принятие данного закона нанесет непоправимый ущерб инвестиционному имиджу России.

Список литературы

1.     Аникин Б.А., Рудая И.Л. "Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента." М., ИНФРА-М, 2006. − С.5

2.     Ивахнюк И.В. "Управление трудовой миграцией: противоречивые уроки глобального кризиса" // Век глобализации. Выпуск №2(10)/2011, С. 109-112

3.     Ковалев В.В. "Лизинг. Финансовые, учетно-аналитические и правовые аспекты", Изд-во: Проспект, 2011, - 446 с. − С. 14

4.     Лушников А.М. "Юридическая конструкция "гибкобильности" трудовых отношений как ответ на вызовы 21 века", // Журнал "Юридическая техника", Выпуск № 7-2, 2013., С. 427-431.

5.     Федеральный закон от 05.05.2014 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (ред. от 06.05.2014) // СПС КонсультантПлюс

6.     Электронное сетевое издание "Деньги и карьера" URL: http://moneyandwork.ru/ (дата обращения 11.04.2015)

7.     CIETT. Economic report: The agency work industry. CIETT. 2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.ciett.org/fileadmin/templates/ciett/docs/Stats/ Economic_report_2014/CIETT_ER2013.pdf (дата обращения 05.04.2015), С. 6-7