Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

    Российский Север является стратегически важной территорией для социально-экономического развития страны, а также обеспечения национальной безопасности и укрепления геополитических позиций России. Это обуславливает научную и практическую проблему расширенного воспроизводства рабочей силы Российского Севера. К основным факторам, обуславливающим стратегическую  роль Севера для России, можно отнести следующие [4, 5, 8, 13, 14, 15, 19, 21].

1.     Северные территории располагают крупным, а во многих отношениях – уникальным сырьевым потенциалом. На Российском Севере расположены ключевые для страны месторождения нефти и газа, имеются крупные каменноугольные бассейны, запасы черных, цветных, редких и драгоценных металлов, химического сырья, деловой древесины. Наряду с этим, в северных регионах заготавливается основная часть пушнины и рыбы. Ресурсы Российского Севера во многом уникальны и составляют основу сырьевого потенциала страны. Этот потенциал является существенным конкурентным преимуществом. В то же время он требует рационального использования и защиты от посягательств. Например, углеводородные ресурсы российской Арктики (шельфа) оцениваются в 70 млрд. тонн условного топлива, однако право их разработки будет жестко оспариваться. И такая ситуация не уникальна в мировой практике, конфликты за право использования северных территорий возникали даже между союзниками по блоку НАТО [5]. Это требует полноценного освоения и контроля северных территорий.

2.    Российский Север благодаря высокому уровню развития добывающей промышленности обеспечивает бóльшую часть валютной выручки (до 70%) и доходов государственного бюджета, вносит существенный вклад в макроэкономические показатели страны (около 20% ВВП) [4]. Объем среднедушевого регионального продукта северных субъектов федерации в несколько раз превышает среднероссийский уровень, вследствие чего многие из них выступают как регионы-доноры федерального бюджета. Добываемые в северных регионах нефть и газ играют определяющую роль в топливном балансе России. Поступающая от их экспорта выручка формирует положительное сальдо внешней торговли. Достаточно велико хозяйственное и экспортное значение рудных концентратов, цветных и редкоземельных металлов, леса, добываемых и производимых на Российском Севере.

3.      Транспортно-коммуникационная значимость Российского Севера определяется тем, что на него приходится 90% протяженности морских границ страны, на которых расположены крупнейшие порты. Через акваторию северных территорий обеспечивается значительная часть внешнеторгового оборота России. Кроме того, Северный морской путь представляет собой кратчайшую морскую трассу из Европы в Азию, Америку и обладает в перспективе значительным транзитным потенциалом.

4.     Военно-политическое значение северных территорий связано с тем, что они являются важнейшей подсистемой экономики и сложившейся структуры расселения, хозяйственного освоения. Они занимают значительное место в обеспечении национальных интересов и национальной безопасности страны. Хотя северные территории традиционно выступали буфером между ключевыми центрами силы в мире, в настоящее время они все более активно становятся объектами интересов и притязаний различных государств и транснациональных корпораций. В перспективе будет разворачиваться все более активная борьба за доступ к Арктике и ее ресурсам. Это требует выстраивания адекватной системы безопасности Российского Севера.

5.        Российский Север располагает колоссальными территориями, практически не затронутыми хозяйственным освоением. Это обеспечивает ассимиляционный потенциал биосферы всего северного полушария (способность поглощать вредные выбросы), воспроизводство кислорода, самоочищение океана. Российский Север является крупным естественным биорегулятором Земли, препятствующим экологической деградации планеты.

   Все эти обстоятельства диктуют необходимость стратегического развития Российского Севера как одного из приоритетных объектов государственной политики. Важным элементом этого выступает расширенное воспроизводство рабочей силы, способствующей хозяйственному освоению и обеспечению контроля над северными территориями.

   Существуют два радикально противоположных подхода к освоению северных территорий и непосредственно к воспроизводству рабочей силы на них. Первый исходит из нецелесообразности постоянного проживания людей в дискомфортных условиях при часто заведомо временной производственно-хозяйственной деятельности. Поэтому предполагается сугубо временное проживание работников на период трудовой деятельности, т.е. на Севере происходит лишь использование уже имеющейся рабочей силы, временно заимствуемой с других территорий. Второй подход, учитывая негативные последствия «временщического» освоения территорий и необходимость удержания контроля над Российским Севером посредством постоянного заселения, настаивает на необходимости формирования стабильной рабочей силы с созданием всех необходимых условий для ее воспроизводства на самих северных территориях.

   Аргументация сторонников обоих подходов и недостатки каждого из них весьма серьезны, поэтому необходимо разумное сочетание данных подходов и использование различных промежуточных, серединных вариантов, позволяющих избежать крайностей. В то же время анализ действующих концептуальных, программных документов по стратегическому планированию России и отдельных регионов показывает, что задачи развития Российского Севера видятся в них несколько по-разному.

    В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» видение экономической политики носило «пространственно-нейтральный» характер, лежащий в русле рекомендаций Всемирного банка и установок «новой экономической географии» [6]. Как известно, они не предполагают применения избирательных методов, стимулов по отношению к отдельным регионам, а исходят из необходимости концентрации ресурсов в уже существующих центрах экономического роста. Поэтому вопросам развития Севера в «Концепции…» было уделено сравнительно малое внимание.

   Однако с начала 2010-х гг., а в особенности после принятия закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в 2014 г. региональный аспект экономической политики страны резко усиливается. В этот период были разработаны стратегии развития Сибирского, Уральского федеральных округов, имеющих в составе северные территории, стратегия развития Арктической зоны РФ и другие важнейшие документы, предполагающие конкретные управленческие действия по отношению к Российскому Северу.

   Автором был проведен анализ целей и содержания таких документов, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.; Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу; Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.; Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 г. Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г.; Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. [6, 10, 11, 16, 17, 18, 22]. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что при определенных расхождениях в стратегических целях и задачах, можно выделить общие методологические положения по видению будущего Российского Севера, обуславливающие конкретные подходы по воспроизводству рабочей силы.

1.    Российский Север дифференцируется в стратегиях и программах на ряд макрорегионов – Российская Арктика, Арктический пояс, Северный пояс, территории постоянного и временного хозяйственного освоения.

    При недостаточно четкой определенности их состава и соотношения с традиционными границами Крайнего Севера, приравненных местностей, можно с уверенностью утверждать, что стратегические установки предполагают различные подходы к демографической политике и воспроизводству рабочей силы.

   Так, на наиболее суровые территории с заведомо временным характером хозяйственной деятельности рабочая сила будет привлекаться временно, например, на основе вахтового метода, основная часть цикла воспроизводства будет происходить в более благоприятных регионах. Однако даже в Российской Арктике с целью удержания геополитического контроля над обширной территорией предполагается сформировать опорную систему расселения. Соответствующие населенные пункты будут располагать условиями для относительного полного воспроизводства рабочей силы, включая решение проблемы безработицы и создание социально-бытовой инфраструктуры.

   В наиболее мягких по своим условиям районах Российского Севера будет развиваться существующая система институтов воспроизводства рабочей силы, включая высшее образование и высокие медицинские технологии. Они станут опорными или базовыми регионами воспроизводства рабочей силы более суровых территорий. Например, на период трудовой жизни граждане будут переезжать туда, а затем возвращаться. Таким образом, складывается своеобразная пирамида: чем севернее территория, тем меньше элементов воспроизводства рабочей силы будет осуществляться на ней (см. рисунок).

    Важно, что политика воспроизводства рабочей силы на Российском Севере основана не на одностороннем использовании одного из двух крайних подходов, а на их разумном сочетании с учетом как экономических, так и социально-политических факторов, необходимости обеспечения национальной безопасности.

Рис.1. Структурно-логическая схема воспроизводства и использования рабочей силы в различных районах Российского Севера

1.   Учитывая цель обеспечения национальной безопасности и геополитические интересы России на Севере, предполагается отойти от узко экономического подхода к  освоению территории, в соответствии с которым временное привлечение рабочей силы дешевле и эффективнее создания условий для постоянного проживания. Поскольку речь идет о контроле над обширными территориями, государство готово вкладывать определенные средства в процессы и институты воспроизводства рабочей силы, предоставляя помощь в данном вопросе частному сектору. Это благоприятствует формированию постоянной рабочей силы и ее полноценному воспроизводству на самом Российском Севере. Разумеется, полный отказ от временного привлечения рабочей силы, в частности, вахтовым методом, в настоящее время также невозможен.

2.   Стратегическое развитие Российского Севера предъявляет определенные достаточно высокие требования к количественным и качественным характеристикам рабочей силы, которые еще предстоит достичь. Современное состояние даже трудового потенциала северных территорий России (не говоря уже непосредственно о рабочей силе) оценивается как неадекватное стратегическим целям. Таким образом, объективной необходимостью становится формирование механизмов, институтов и инструментов расширенного воспроизводства рабочей силы в условиях Российского Севера, решения накопившихся проблем. В качестве ключевых проблем в данной сфере рассматриваются [1, 2, 3, 7, 9, 14, 20].

1.    Низкая заселенность Российского Севера, снижение численности и плотности населения, изменение половозрастной структуры в пользу старших возрастов, что приводит не только к дефициту рабочей силы для нужд экономического развития, но и утрате контроля над территорией. В.С. Рувиль даже пишет, что «Север заселяют китайцы, еще десяток лет и Север будет принадлежать китайцам без борьбы. Ведь 57% населения выехали за пределы Севера. Остаются пенсионеры и дети» [14, с. 2]. Возможно, это заявление излишне полемично заострено, однако не вызывает сомнений, что миграционный отток и суженное количественное воспроизводство рабочей силы Российского Севера приводит к ряду экономических и политических проблем.

2.        Недостаточное многообразие, дефицит альтернатив применения рабочей силы вследствие моноотраслевой структуры экономики большинства регионов Российского Севера, специфичной структуры занятости, предполагающей использование по преимуществу мужского труда в первичных природоэксплуатирующих отраслях. Отдельные работники и рабочая сила Севера в целом действуют в условиях высокой предопределенности трудовой жизни, наличия единых сценариев приложения своих сил и способностей, ограниченности возможностей трудовой самореализации. Это снижает степень разнообразия рабочей силы, ее адаптационные возможности и служит для наиболее активной и предприимчивой части людей дополнительным стимулом покинуть Север.

3.        Воспроизводство рабочей силы Севера требует дополнительных потребительских расходов (повышенные расходы на отопление и освещение жилищ, питание, одежду и др.), что увеличивает затраты работников и, как следствие – себестоимость производимой продукции. Однако фактически заработная плата на Российском Севере постепенно сближается со средней по стране, что сужает возможности воспроизводства рабочей силы, снижает привлекательность труда и жизни на Севере.

4.    Плохое состояние физического и психического здоровья, более высокая по сравнению со средними широтами подверженность соматическим (телесным) заболеваниям, а также психологическим расстройствам. Проживание в суровых природных условиях без адекватных здоровьесберегающих мероприятий (которые требуют дополнительных расходов) вызывает снижение иммунитета и адаптационных возможностей человеческого организма, нарушение обмена веществ, опережение биологическим возрастом паспортного, у женщин – сокращение репродуктивного периода.

   В конечном счете, многие жители Севера сталкиваются с появлением хронических заболеваний в относительно молодом возрасте, ранним старением, имеют низкую продолжительность жизни. Вахтовый метод работы не решает этих проблем, поскольку постоянные перемещения между северными районами и средними широтами также негативно сказываются на здоровье. Существующие оценки показывают, что лишь около 30% некоренного населения Российского Севера могут сохранить тот же уровень здоровья, который был бы им присущ при постоянном проживании в средних широтах, причем эта доля одинакова для постоянного проживания и вахтовой работы [12].

   Вахтовый метод организации труда характеризуется существенным воздействием не только на физическое здоровье, но и психологию работников. В условиях вахты человек испытывает высокую рабочую нагрузку и в то же время психоэмоциональное напряжение вследствие проживания в замкнутом помещении с одними и теми же людьми, отсутствия личного пространства, конфликтов в трудовом коллективе. Негативно сказывается на психологии работника также необходимость регулярных переездов, оторванность от семьи и т.д. [2].

    Безусловно, острота данных проблем, возможности и результаты их решения существенно различаются в наиболее благополучных нефтегазовых регионах Российского Севера (Уральский и Сибирский федеральный округа), на Европейском Севере и наиболее проблемном Восточно-Сибирском севере. Например, Ханты- Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа не испытывают  проблем с привлечением рабочей  силы благодаря высокому уровню оплаты труда. Однако в целом переход к расширенному воспроизводству рабочей силы Российского Севера, необходимый для решения его стратегических задач, требует совместных усилий общества, бизнеса и государства.

 

Список литературы

1.     Абдрахманов, М.Ш. Формирование трудового потенциала молодежи северного региона / М.Ш. Абдрахманов. – Салехард: Красный север, 2011. – С. 76.

2.     Андреев, О.П. Система менеджмента вахтового метода работы предприятия в условиях Крайнего Севера / О.П. Андреев, А.К. Арабский, В.С. Крамар, А.Н. Силин. – М.: Недра, 2009. –

3.     Беляевских, Т.В. Компенсирующие различия и северный рынок труда: теория и практика российской экономики / Т.В. Беляевских // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2014. – №41. – Т. 4. – С. 9.

4.     Горидько, Н.П. Инновационные векторы экономического роста северных регионов: возможности, оценки, прогнозы / Н.П. Горидько, Р.М. Нижегородцев, В.А. Цукерман. – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2013. – С. 11.

5.     Киричук, С.М. Российский Север: экономическая роль и социальная ситуация / С.М. Киричук, А.Н. Силин // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. – 2014. – №24. – Вып. 34. – С. 10.

6.     Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р (в ред. от 8 августа 2009 г. №1121-р).

7.     Корчак, А.Д. Основные характеристики рынка труда северных регионов РФ / А.Д. Корчак, Е.А. Корчак // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2013. – Т. 6. – №37. – С. 36.

8.     Малаховская, М.В. Формирование мотиваций к созданию инновационной экономики в России / М.В. Малаховская, Н.А. Скрыльникова // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2009.– №1. – С. 26.

9.     Морозова, Т.В.  Современные  модели воспроизводства населения депрессивного  северного  региона  на основе типологии социально-трудовой и территориальной мобильности / Т.В. Морозова, Е.А. Михель // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2014. – Т. 6. – №43. – С. 54.

10. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172- ФЗ.

11. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. №Пр-1969).

12. Петренко, К.В. Уровень здоровья человеческих ресурсов нефтегазодобывающих регионов Севера России / К.В. Петренко // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2014. – №2. – С.

13. Половинкин, В.Н. Русский Север – прошлое, настоящее, будущее / В.Н. Половинкин, А.Б. Фомичев, Ю.Н. Таратонов. – СПб.: Северная верфь, 2012. – С. 25.

14. Рувиль, В.С. Кадры для северных регионов – задача первостепенная / В.С. Рувиль, М.В. Морозова // Аграрная наука. – 2012. – №7. – С. 2.

15. Селин, В.С. Российская Арктика: география, экономика, районирование / В.С. Селин, В.В. Васильев, Л.Н. Широкова. – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2011. – С. 12.

16. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 20 февраля 2013 г.).

17. Стратегия социально-экономического  развития  Сибири до 2020  года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 5 июля 2010 г. №1120-р.

18. Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. №1757-р.

19. Ушакова, Э.Т. Перспективы и пути обеспечения энергетической безопасности страны: технологические и экономические аспекты / Э.Т. Ушакова, В.Я. Ушаков // Траектории реформирования российской экономики: материалы Международного экономического симпозиума, посвященного 50-летию экономического факультета ТГУ. Т. 1. – Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2014. – С. 459.

20. Фаузер, В.В. Демографический потенциал северных регионов России – фактор и условие экономического освоения Арктики / В.В. Фаузер // Экономика региона. – 2014. – №4. – С. 69.

21. Шарф, И.В. Воспроизводство углеводородного сырья России: проблемы и перспективы / И.В. Шарф, Л.С. Гринкевич // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – №340. – С. 159.

22. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. №1715-р.