04 июня 2017г.
Проблема оплаты труда – одна из ключевых в современной экономике. От ее успешного решения во многом зависит повышение эффективности производства, рост благосостояния общества и благоприятный социально-психологический климат в стране. Поэтому учёт и анализ затрат на оплату труда, агрегированные в учётно-аналитическую систему, являются актуальным и перспективным направлением повышения эффективности управления затратами предприятия.
Организационными решениями при формировании учётно-аналитической системы управления затратами на оплату труда являются выбор систем оплаты труда, а также разработка различных норм, планов, и бюджетов. Фактические данные о затратах на оплату труда определяются непосредственно в системе бухгалтерского учёта. Выявление отклонений фактических данных о затратах на оплату труда от установленных нормативов, прогнозов и бюджетов осуществляется в процессе анализа. Процессы учёта и анализа взаимодействуют между собой посредством выполнения контрольных функций. Поэтому учётно- аналитическую систему управления затратами на оплату труда формируют именно системы учёта и анализа [3].
Современные системы учёта и анализа затрат предприятия на оплату труда приобретают практическую ценность. Но заинтересовать руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов они могут лишь в том случае, если удовлетворяют определенным требованиям, а именно:
1) Процесс учёта и анализа затрат предприятия менее трудоемкий по сравнению с действующей на предприятии системой.
2) Большой объём информации о разных видах затрат обрабатывается более точно, поскольку ошибки отсутствуют или по крайней мере снижается вероятность их появления [4].
3) Система учёта и система анализа действуют как единая учётно-аналитическая система.
4) Информация, формирующаяся в учётно-аналитической системе, надежно защищена от разглашения внешним пользователям.
Помимо грамотно организованной учётно-аналитической системы управления затратами, улучшение организации оплаты труда на предприятиях должно строиться на оптимизации регулирования тарифов заработной платы [1].
Стоит отметить, что данная политика должна формироваться преимущественно на микроэкономическом уровне в зависимости от потребностей каждого конкретного предприятия, его отраслевой специфики, размера, географического расположения, степени международной интеграции, а также уровня социального развития коллектива организации. В качестве методов подобного регулирования можно рассмотреть:
1) Улучшение тарифной системы методом установления пропорций тарифных ставок исходя из уровня квалификации трудящихся.
2) Введение гибких форм и систем оплаты труда на предприятии.
3) Детальное исследование внутрипроизводственных тарифных критериев оплаты труда для увеличения мотивирующего и стимулирующего влияния тарифных систем.
4)Усовершенствование системы нормирования как способа регулирования меры труда и его оплаты [2].
5)Коллективное решение вопросов усовершенствования тарифных систем.
6) Аргументированное объяснение выбора более действенных форм и систем заработной платы трудовому коллективу.
7) Создание положения об оплате труда и премировании, в котором необходимо расширять практику персонификации ставок и окладов наиболее квалифицированным сотрудникам. Например, в список критериев оценки условий премирования включать степень ответственности в работе, уровень профессионализма и инициативности, а также результаты квалификационной аттестации сотрудников.
Данные направлением улучшения учета расчетов по оплате труда является достижимыми в достаточно короткие сроки в настоящее время. Этому способствует возможность автоматизации учетного, аналитического и контрольного процесса, которая позволяет минимизировать численность погрешностей при обработке информации, уменьшить время на осуществление учетных, аналитических и контрольных процедур, а также количество ручных операций. Покрытие затрат на осуществление процесса автоматизации управления затратами на оплату труда в большей степени достигается за счет снижения трудоёмкости учёта и анализа.
Отечественное трудовое законодательство для эффективного выполнения регулирующих функций требует периодического пересмотра, дополнения, изменения. Поэтому для эффективного применения учётно-аналитической системы управления и регулирования систем оплаты труда необходимо следить за новшествами.
Рассмотрим несколько нововведений 2017 года:
1) с 1 июля минимальный размер оплаты труда будет увеличен на 4% и составит 7800 рублей.
2) Упрощен кадровый учет для микропредприятий. С 1 января 2017 года микропредприятия имеют право не принимать полностью или частично локальные нормативные акты, содержащие следующие нормы:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- положение об оплате труда;
- положение о премировании;
- график сменности;
- другие кадровые локально-нормативные акты.
Но в данном случае работодатель должен включить эти условия в типовой трудовой договор, утвержденный Правительством РФ.
3) Установлен порядок проведения независимой оценки квалификации работников. С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», который регулирует отношения, возникающие при проведении независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена, который проводится по инициативе соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя. По итогам прохождения экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации либо, в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена, заключение о его прохождении с рекомендациями для соискателя.
Работодатель направляет работника на прохождение независимой оценки квалификации с письменного согласия работника и за счет средств работодателя. При этом на период прохождения работником независимой оценки квалификации предусматривается сохранение за ним места работы и средней заработной платы, а также оплата командировочных расходов в связи с ее прохождением.
4) Зарплату главбухов и руководителей привязали к зарплатам рядовых сотрудников. Зарплата руководящего состава государственных и муниципальных организаций (директоров, главных бухгалтеров) теперь зависит от зарплаты рядовых сотрудников. Предельный уровень такого соотношения зарплат будет устанавливать федеральное правительство, региональные и муниципальные власти.
5) В 2017 году для сотрудников, отправляющихся в командировку, не требуется:
- оформлять служебное задание;
- составлять отчет о выполнении того же задания;
- иметь при себе командировочное удостоверение.
Однако теперь придется более подробно расписывать срок пребывания и цель поездки.
6) Начало внедрения системы оформления электронных больничных. Надлежащим образом оформленные, заверенные электронной подписью специалиста-медика листы нетрудоспособности теперь будут иметь юридическую силу, как и бумажные типовые документы.
Таким образом, анализ динамики заработной платы, а также причин, оказывающих воздействие на ее изменение, является существенной составляющей в системе экономических показателей каждой организации. На базе внедряющихся изменений в трудовом законодательстве осуществляется применение прогрессивных способов учета оплаты труда.
Грамотный учет оплаты труда, распределение ее по сферам производства, а также своевременный анализ позволяют обнаружить новые резервы в увеличении оплаты каждого сотрудника.
Результаты исследования получены в ходе проведения инициативной научно-исследовательской работы кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита Московского технологического университета под руководством кандидата экономических наук, доцента Черных Инны Николаевны.
Список литературы
1) Беликова Т. Н., Минаева Л.Н. Всё о заработной плате и кадрах. – Санкт-Петербург: Питер, 2016.– 224 с.
2) Методика организации учета по центрам затрат. Пути укрепления государственной и финансовой системы России: возможности и перспективы: коллективная монография / под общей редакцией Н.А. Адамова. - М.: ЭКЦ «Профессор», 2016. – С. 219-233.
3) Организационно-методологические основы учета, контроля и анализа деятельности центров затрат железобетонного завода. Экономика и предпринимательство №3 (ч.1). – Москва, 2016. – С. 1136-1140.
4) Организация учета затрат по центрам ответственности. Учебное пособие / И.Н. Черных, З.Ч. Хамидуллина. – М.: КНОРУС, 2013.– 160 с.