25 мая 2018г.
Государственная собственность является основным элементом как на территории всей РФ, так и на территории отдельного субъекта. От качества управления государственной собственностью зависит экономическая ситуация на территории субъекта, возможность заниматься бизнесом и комфорт проживания граждан. Право государственной собственности в субъектах РФ регулируется Федеральными законами и законами субъектов. Главной целью управления государственной собственностью в субъектах РФ является обеспечение сохранности, развития, эффективного функционирования и использования всех объектов государственной собственности субъекта в общих интересах населения [3, c.43].
Полномочия в сфере управления и распоряжения государственной собственностью осуществляет Министерство имущественных отношений Иркутской области. Государственная собственность Иркутской области в соответствии с нормативно-правовыми актами может быть передана в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или приватизировано, предоставлено на основании концессионных соглашений, передано в федеральную или муниципальную собственность. Данные обо всех объектах государственной собственности являются основой ведения Реестра государственной собственности Иркутской области. На 01.01.2017 г. в Реестре числилось 30 158 объектов учета, из них 12 283 объектов недвижимости, 17 875 объектов движимого имущества, 6 областных государственных унитарных предприятий, 591 областное государственное учреждение, 92 органа государственной власти Иркутской области и 17 хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в областной государственной собственности. Проанализировав данные из Реестра об объектах государственной собственности, и рассмотрев особенности их управления, мы сделали вывод, что в Иркутской области существуют нормативно-правовые и социально-экономические проблемы, которые препятствуют эффективному управлению государственной собственностью. Проблемы заключаются в недостоверной информации в Реестре, неэффективном и нецелевом использовании объектов государственной собственности, материально-техническом состоянии объектов, а также проблемы в сфере приватизации и аренды [1, c.112].
Для создания эффективной системы управления государственной собственностью необходимо усовершенствовать пути и механизмы управления государственным имуществом [3, с. 81]. Существующие проблемы в сфере управления государственной собственностью требуют принятия единого комплексного Федерального закона, в котором будут закреплены публично-правовые аспекты собственности, порядок ее разграничения, учета, использования и контроля, процедура приватизации объектов собственности, сдача их в аренду, деятельность государственных предприятий и учреждений, нормы ответственности, способы обеспечения сохранности и эффективного использования объектов собственности и пр.
Изучив основные проблемы, возникающие в системе управления государственной собственностью Иркутской области, мы разработали меры по совершенствованию системы управления государственной собственностью Иркутской области. Основные направления развития системы управления государственной собственностью Иркутской области представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные меры по совершенствованию системы управления государственной собственностью Иркутской области
Направления развития системы управления
государственной собственностью
|
Характеристика
|
Страхование жилых помещений
специализированного жилищного фонда Иркутской области
|
В связи с выявленными многократными нарушениями в
сфере использования жилых помещений детьми-сиротами необходимо проводить их страхование. Данный вопрос часто рассматривался Правительством Иркутской области, но ограниченность финансовых ресурсов не позволяет осуществлять мероприятия по страхованию. В настоящее время в Министерстве имущественных отношений рассматривают вопрос о проведении мероприятий по страхованию деревянных жилых помещений для детей- сирот. Финансирование этих мероприятий планируется обеспечить за счет перераспределения средств областного бюджета в рамках доведенных до Министерства бюджетных ассигнований на 2016 г. Следует отметить, что важным моментом в обеспечении сохранности жилых помещений, которые предоставляются детям-сиротам, является разработка в Иркутской области программ постинтернатного сопровождения и социальной адаптации детей-сирот. Ответственными исполнителями программ будут выступать Министерство образования Иркутской области и Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
|
Осуществление обязательного страхования
областного имущества, переданного в аренду, от поджога, затопления, причинения ущерба третьими лицами и т.д.
|
Страхование обеспечит защиту объектов недвижимости
государственной собственности и внебюджетную компенсацию ущерба, который может быть нанесен объектам недвижимости. Страховщика следует выбирать на конкурсной основе, контроль над процессом страхования должно осуществлять Министерство имущественных отношений.
|
Перевод федеральных структур, прежде
занимавших объекты областной собственности на безвозмездной основе, на договоры аренды
|
Данная мера повысит доходы областного бюджета.
|
Регулярная передача в муниципальную
собственность объектов недвижимости, которые не относятся к полномочиям Иркутской области
|
Данная мера будет способствовать сокращению расходов
областного бюджета.
|
Разработка политики управления
унитарными предприятиями
|
Данная политика должна быть направлена на контроль,
сохранение и эффективное использование объектов государственной собственности. Руководителей унитарных предприятий следует назначать на конкурсной основе, за их
|
|
деятельностью необходимо повысить государственный
контроль. При повышении экономической эффективности функционирования предприятия необходимо снижать бюджетные расходы на их содержание.
|
Планирование арендных процессов
|
Данное планирование можно осуществлять в двух формах:
краткосрочное планирование (до года) и среднесрочное планирование (на 2-3 года). Данный план должен включать в себя количество объектов, подлежащих сдачи в аренду, показатели арендной платы, прибыль от аренды, различные льготы и т.п. Разработка нормативной и методологической базы повлияет на стимулирование повышения поступлений в бюджет от арендуемого имущества.
|
Составление реестра начальной стоимости
объектов, которые могут сдаваться в аренду
|
Данная мера необходима для того, чтобы определить
величину арендной платы и обосновать сумму за арендуемое имущество. Также необходимо проводить регулярную инвентаризацию всех договоров аренды. Процесс сдачи объектов собственности в аренду нужно сделать прозрачным и доступным для граждан [2].
|
Включить неиспользуемые объекты
государственной собственности (резервы) в прогнозный план приватизации
|
Данная мера будет способствовать эффективному
использованию этих объектов и увеличению доходов областного бюджета. Также мы считаем, что средства от приватизации следует направить на ремонт объектов государственной собственности, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, и на строительство новых нужных объектов.
|
Активное применение концессионных
соглашений
|
Необходимо заключать концессионные соглашения с
областными государственными учреждениями на объекты государственной собственности, которые данные учреждения планируют использовать в своей деятельности [2].
|
Создание региональной инвестиционной
корпорации
|
Данная корпорация будет способствовать повышению
эффективности управления
государственной собственностью, финансового потенциала и инвестиционной привлекательности Иркутской области. Деятельность данных корпораций должна быть направлена на объединение существующих активов и финансового капитала с целью их использования в развитии территории в рамках комплексных инвестиционных проектов.
|
Осуществление постоянного
мониторинга материально- технического состояния объектов государственной собственности
|
Необходимо постоянно проводить работу по списанию
объектов недвижимости государственной собственности, которые не подлежат капитальному ремонту и восстановлению.
|
Создание Единого электронного
информационного реестра
|
Данный реестр должен содержать в себе информацию об
объектах государственной федеральной собственности, государственной собственности субъектов и муниципальной собственности. Важно создать и реализовать систему их учета посредством своевременного обновления данных.
|
Применение новых информационных
технологий в процессе организации системы статистической отчетности, инвентаризации объектов собственности и формирования Реестра
|
Для этого необходимо провести обновление компьютерной
техники, средств передачи информации, создание единых информационных систем, позволяющих получать, накапливать, хранить, обновлять, перерабатывать и передавать информацию об объектах собственности. Важно отметить, что также необходимо подобрать специалистов,
|
|
имеющих профессиональные навыки в области применения
информационных технологий.
|
Разработка методических рекомендаций в
области управления и использования объектов государственной собственности
|
Данные рекомендации будут способствовать эффективному
и целевому использованию государственной собственности, а также обеспечению ее сохранности.
|
Повышение уровня профессиональных
знаний и умений государственных служащих, работающих в сфере управления государственной собственностью
|
К управлению предприятиями и учреждениями привлекать
только профессиональных менеджеров. Также необходимо постоянно поддерживать уровень профессиональной подготовки специалистов, участвующих в сфере управления государственной собственностью [2]. Информация о результатах их деятельности должна быть открытой и доступной для граждан.
|
Таким образом, можно сделать вывод, что для эффективного управления государственной собственностью Иркутской области необходимо усовершенствовать законодательство по управлению государственной собственностью, обеспечить контроль и установить конкретную ответственность за сохранность и использование объектов государственной собственности. Разработанные нами меры по совершенствованию системы управления государственной собственностью Иркутской области будут способствовать результативному управлению, повышению доходной части регионального бюджета, решению вопросов федерального и регионального значения, удовлетворению общественных потребностей.
Список литературы
1. Батьянова Л. Н. Территориальные правовые и социально-экономические проблемы управления государственной собственностью (на материалах Иркутской области) / Л. Н. Батьянова, Ю. В. Борисова, Е. В. Чигрина, С. В. Корнакова // Baikal Research Journal. – 2017. – Т. 8, № 3.
2. Гилева В.К., Чигрина Е.В. Институт экономической несостоятельности в условиях реформирования экономики. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. – 207 с.
3. Социально-ресурсное управление конкурентоспособностью территории (на материалах Иркутской области): монография / Ю.В. Борисова. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2018. – 163 с.