Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Авторы:
Город:
Кемерово
ВУЗ:
Дата:
14 декабря 2015г.

    Понятие «безопасность» прочно вошло в современную научную практику изучения экономических фактов и явлений. Мировой кризис выдвинул проблему безопасности на ведущие позиции в системе критериев и понятий познавательной деятельности человека.

    Существует множество определений этого понятия, классификаций и уровней безопасности применительно к экономике как общественной науке и экономике как системе отношений, складывающейся в общественном производстве, распределении, обмене и потреблении. Государство – совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества, осуществляет достижение этой цели посредством защиты своих интересов во всех сферах. Соответственно, это определяет основу классификации безопасности страны: национальная безопасность, которая может быть обобщенно представлена элементами: военная, продовольственная, территориальная, экономическая безопасность и многими другими.

    Отметим, что такое определение государственной безопасности крайне ограничено, не раскрывает ее сущности, объема и многомерности взаимосвязей и представлено здесь только для выделения  проблемы, которая в значительной степени формирует ключевые вопросы безопасности страны, а именно – экономической безопасности регионов Российской Федерации.

    Экономическая безопасность региона для теоретического и эмпирического уровней познания также является дискуссионным вопросом, классификация, содержание экономической безопасности региона сегодня не раскрыто и не подкреплено должным научным обоснованием.

    В этом направлении работают многие российские и зарубежные исследователи, однако вопросов в проблеме безопасности не уменьшается. Это касается как теоретических подходов к понятию «безопасность», так  и  методологических.  Практические  же  результаты  исследований  безопасности  (национальной, экономический,  финансовой  и  т.д.)  применяются  слабо.  Системы  критериев  и  пороговых  уровней, методическая база безопасности быстро устаревают и дают неверные результаты.

    Методов исследования экономической безопасности страны, региона, хозяйствующего субъекта множество. Одним из популярных методов в исследовании экономической безопасности является метод экспертных оценок. Различные аналитические агентства, например, журнал «Euromoney», проводят систематические опросы ведущих экспертов, рассчитывают интегральный показателя надежности стран. В основе его рейтинговых оценок используется аналитический блок, разрабатываемый с учетом мнения специалистов различных направлений.

    Другим, широко используемым и, апробированным методом диагностики состояния экономического объекта, включая диагностику экономической безопасности региона, считают индикативный анализ [3]. Система мониторинга экономической безопасности страны, предложенная С.Ю. Глазьевым, содержит 22 критерия, для каждого из которых определены пороговые значения.

    Методика расчета экономической безопасности, разработанная Центром финансовых исследований Института экономики РАН под руководством В.К. Сенчагова, признана научным сообществом и используется в своей деятельности Министерством экономического развития Российской Федерации.

    Работы ученых направлены на поиск новых подходов к механизмам мониторинга и управления безопасностью. В исследовательской практике активно используется математическое моделирование, учитывающее положения теории эмерджентности и кризисов, нерациональность поведения экономических агентов, нелинейность современной экономики [1].

   Общая особенность всех систем диагностики, наряду со спорностью их оценок как следствия нелинейности экономического развития – это субъективизм и позиция исследователя. Нередко полученные результаты оценки уровня экономической безопасности не совпадают с экспертной оценкой ситуации и статистическими показателями социально-экономического развития. Особый интерес представляет оценка финансовой безопасности как наиболее важной составляющей экономической безопасности [2].

    В качестве методологической основы анализа финансовой безопасности в большинстве исследований применяются методики индикативного анализа (А.И. Татаркин, А.А. Куклин и др.) как апробированного и признаваемого научным сообществом. Тем не менее, в настоящее время этот механизм нуждается в изменениях для более адекватного соответствия динамике экономического развития и современным угрозам.

    Проблемы финансовой безопасности регионов, методология мониторинга достаточно успешно разрабатываются региональными исследователями [5]. Неоднозначность выводов об уровне финансовой и экономической безопасности иллюстрируют проведенные нами оценки экономики Кемеровской области. Основываясь на анализе динамики следующих индикаторов финансовой безопасности: отношение расходов консолидированного бюджета области к ВРП; отношение кредиторской задолженности организаций к валовому региональному продукту (далее – ВРП); отношение сальдированного финансового результата организаций к ВРП, можно сделать заключение о крайне сложной ситуации в сфере финансовой безопасности Кемеровской области.

    С 2006 года по отношению расходов бюджета области к ВРП регион находится в зоне высшей степени кризиса (уровень ниже 20 %). Исключение составляет 2009 год, когда это отношение немного превышало 20 %, т.е. ситуация характеризовалась как угрожающий кризис. Но если до 2009 года отношение расходов областного бюджета к ВРП колебалось в интервале 19-20 %, то с 2010 года значение индикатора опустился в интервал 17,7–18,5 %.

    Показатель финансовой безопасности – отношение кредиторской задолженности организаций к ВРП в рассматриваемом периоде 2006-2013 гг. показывает, что ситуация по этому параметру также находилась в зоне чрезвычайного кризиса и продолжает ухудшаться. Интервал колебаний значений индикатора составляет от 70 до 100 % при его критическом уровне 58 %.   

    Если рассматривать отношение сальдированного финансового результата организаций к ВРП, то ситуация на протяжении 2006-2013 гг.  по этому показателю финансовой безопасности находится в предкризисной зоне (13–25 %). Граница перехода предкризисного состояния в стадию начального кризиса определена экспертами на уровне 5 %. Другие известные индикаторы финансовой безопасности также не позволяют изменить общего суждения, что уровень финансовой безопасности Кемеровской области крайне низок, соответственно, интегральные оценки экономической безопасности находятся в кризисной зоне и определяют необходимость скорейшего реагирования на угрозы.

   Анализ динамики основных экономических показателей регионов Сибирского федерального округа и России показывает, что Кемеровская область находится на достаточно высоких позициях среди других субъектов Российской Федерации. Поэтому расхождение оценок – мониторинг фиксирует кризисные проявления, а статистика и оценки экспертов дают иные суждения, свойственна сегодняшнему дню. Ситуация в реальности может быть не так плоха, как представляется расчетными индикаторами.

    В условиях кризиса особенно важным становится не только состав индикаторов и их количество, но и их пороговые уровни, которые должны пересматриваться достаточно часто с учетом динамики нарастания и состава внешних и внутренних угроз. Сегодня важнейшей и первоочередной задачей для теоретиков и практиков, работающих в сфере повышения устойчивости экономических систем, остается не только своевременная адаптация методологии оценки безопасности региона к угрозам, но учет в методиках специфики российских регионов, а также дифференциации их уровней социально-экономического развития, обусловленной отраслевой специализацией и различной реакцией на вызовы кризиса.

 

Список литературы

1.      Каурова Н.Н. Финансово-экономическая безопасность в условиях открытости национальной экономики (теоретико-методологический аспект): Дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05. – М.: РГБ, 2013.

2.      Копеин, В.В. Структурные преобразования экономики региона и его финансовая безопасность (на примере Кемеровской области) / В.В. Копеин, Е.А. Филимонова; отв. ред. В.В. Михайлов. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. – 384 с.

3.      Криворотов, В. В. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика»/В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 351 с.

4.      Орехов В.И., Орехова Т.Р., Карагодина О.В. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Под науч. ред. Т.Р. Ореховой. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 105 с. – (Научная мысль). – DOI 10.12737/1720 (www.doi.org)

5.      Филимонова, Е.А. Финансовая безопасность: теория, методология и практика / Е.А. Филимонова; отв. ред. В.И. Бувальцева. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. – 213 с.

6.      Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Л.П. Гончаренко. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. – С.246–270.