Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
28 мая 2016г.

Налоговый контроль признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом Российской Федерации [1].

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, представляющая собой специфическую деятельность налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. В ходе проведения налоговых проверок выполняется фискальная функция налогов, выявляются нарушения налогового законодательства и проводятся доначисления.

Налоговая проверка также является наиболее актуальным и самым эффективным способом осуществления налогового контроля, так как полностью обеспечивает фискальную функцию налогов и несет в себе принцип прямого воздействия на налогоплательщиков.

Налоговый Кодекс выделяет два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Сравнение их основных характеристик представлено в Табл.1.


Таблица 1

 Сравнение основных характеристик налоговых проверок


Критерий

Камеральная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка

 

Место проведения

 

По месту нахождения налогового органа

На территории (в помещении)

налогоплательщика

 

Основание проведения

Подача налогоплательщиком налоговой

декларации (расчета) и иных документов в инспекцию

 

Решение руководителя налогового органа

Сроки проведения

В течение 3 месяцев со дня представления

Не более двух месяцев со дня  

 

налогоплательщиком декларации (расчета)

вынесения решения о назначении

проверки

Возможность

продления срока проведения

Продлеваться не может

Может быть продлен до четырех

месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев

 

 

Предмет проверки

Ошибки в налоговой декларации (расчете),

противоречия или несоответствия сведений декларации и иных документов (или сведений налогового органа)

Правильность исчисления и своевременность уплаты налогов

 

 

 

 

Полномочия представителей ФНС

Истребование пояснений (пояснительной записки) налогоплательщика (иные документы могут быть представлены только по усмотрению плательщика), а также документов, подтверждающих право на налоговые льготы

Ознакомление с налоговой отчетностью

плательщика по месту его нахождения, истребование документов, относящихся к предмету проверки, инвентаризация имущества, осмотр помещений и территорий, выемка документов и предметов, привлечение эксперта (специалиста)

 

 

 

Результат проверки

Акт проверки (в случае выявления нарушений) – в течение 10 дней с окончания

Справка о проведении проверки

(составляется в последний день проверки)

Акт налоговой проверки (в течение 2 месяцев со дня составления справки)

Источник: таблица составлена авторами самостоятельно на основе [1].

 

На основании сравнительной Табл.1 мы можем сделать вывод, что камеральные проверки проводятся с целью постоянного мониторинга за финансовой деятельностью налогоплательщика. Такие проверки проводятся регулярно и систематически, таким образом, выявляются ошибки в оформлении, сопоставляются  данные и подготавливается база для проведения выездной налоговой проверки.

В то же время выездная налоговая проверка – наиболее эффективная форма налогового контроля, проводимая налоговыми органами с целью контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов, осуществляемая на территории самого налогоплательщик на основании специального решения руководителя налогового органа, длящаяся в течение 2 месяцев с момента подачи вынесения такого решения. Достижение такой цели становится возможным за счет расширенного перечня полномочий должностных лиц налогового органа проводящего проверку. Однако при этом особое внимание при проведении выездных налоговых проверок уделяется соблюдению установленных законом ограничений, призванных защитить добросовестного налогоплательщика от возможных неправомерных действий налогового органа. В качестве правовых гарантий для проверяемого лица установлены двухмесячный срок проведения выездной налоговой проверки, трехлетний срок давности для проверки коммерческой деятельности налогоплательщика, возможность проведения только одной проверки в течение календарного года, запрет налогового органа проводить две и более проверки по одним и тем же налогом за один и тот же период, а также другие гарантии, закрепленные в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

Выездные проверки играют ключевую роль в результативности реализации налогового контроля. Налоговые органы могут более подробно исследовать особенности ведения налогового учета в организации, проверить различные физические показатели, используя при этом различные методы. Многие налоговые нарушения могут быть могут быть обнаружены только в ходе проведения выездных проверок, что влечет доначисление налогов и наложение санкций в большей мере, чем это представляется возможным при камеральной налоговой проверке.

Оценку показателей выездных проверок следует начать с их количества. Динамика выездных налоговых проверок за 2013-2015 гг. представлена на Рисунке 1.




По приведенным выше данным, можно заметить, что наблюдается тенденция снижения количества проводимых выездных налоговых проверок. За весь рассматриваемый период 2013 – 2015 годы это снижение составило 25,8%. Однако это не значит, что снизилась их эффективность. Так в 2007 году вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, тем самым был ужесточен порядок проведения выездных налоговых проверок. Снижение количества выездных налоговых проверок обусловлено комплексом проводимых налоговыми органами края процедур и мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения проверок, обеспечения оптимального выбора налогоплательщиков по критериям риска совершения налогового правонарушения.

Количество выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения в период с 2013 по 2015  год, уменьшается. Однако такое уменьшение незначительно в общей структуре проведенных проверок. Это свидетельствует об улучшении качества предпроверочных контрольных мероприятий по отбору налогоплательщиков. Данные о количестве проведенных выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения, представлены на Рисунке 2.

Количество выездных налоговых проверок, в результате которых были выявлены нарушения в период с 2013 по 2015 год, уменьшается. Однако такое уменьшение незначительно в общей структуре проведенных проверок. Это свидетельствует об улучшении качества предпроверочных контрольных мероприятий по отбору налогоплательщиков.

При отнесении налогоплательщиков к претендентам на включение в план выездных налоговых проверок немаловажное значение имеет так называемая «предполагаемая сумма доначислений», которую налоговый орган должен взыскать с налогоплательщика по завершению выездной налоговой проверки. Динамика дополнительно начисленных платежей по выездным проверкам организаций и физических лиц (включая налоговые санкции и пени) представлена Рисунке 3.


По данным Рисунка 3 можно сделать вывод, что в 2013 году сумма дополнительно поступающих платежей увеличилась на 3%, однако уже за 2014-2015 гг. наблюдается тенденция к снижению доначисленных платежей по выездным проверкам организаций и физических лиц. В абсолютном выражении это снижение достигает 19 898 190 руб., что составляет 6,8 %. Однако тот факт, что сумма доначисленных платежей по выездным налоговым проверкам снизилась, не говорит о том, что уменьшилась и эффективность работы налоговых органов. Рассчитаем сумму доначислений, приходящуюся на 1 проведенную выездную налоговую проверку, выявившую нарушения. Динамика показателей эффективности выездных налоговых проверок за 2013-2015 гг. представлена в Табл.2.


 Таблица 2

Динамика показателей эффективности выездных налоговых проверок в РФ за 2013-2015 гг.

Год

2013

2014

2015

Сумма дополнительно начисленных платежей на одну выездную налоговую проверку,

рублей

 

6 632

 

8 232

 

8 921

Удельный вес выездных проверок, выявивших нарушения, в общем количестве

проведенных выездных проверок, %

 

98,8

 

98,8

 

99

Источник: график составлен авторами самостоятельно на основе [2,3,4,5]

 

 

Таким образом, за исследуемый период наблюдается тенденция снижения доначисленных платежей по выездным налоговым проверкам, сумма доначислений, приходящаяся на одну проведенную проверку, возрастает. Так в 2015 году по сравнению с 2013 годом сумма дополнительно уплаченных платежей по результатам выездных налоговых проверок увеличилась на 2289 руб. или 34,5%.

Также очень важным показателем при оценке эффективности выездной проверки является процентное соотношение «результативных» выездных налоговых проверок. Для этого необходимо рассчитать удельный вес проверок, выявивших нарушения законодательства о налогах и сборах, в общем количестве проведенных выездных проверок.

Из представленных данных можно увидеть, что процент результативных проверок является высоким, максимально приближенным к 100%. Это свидетельствует об эффективном планировании инспекцией проведения выездных проверок.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что за период с 2013 по 2015 гг. наблюдается тенденция снижения проводимых налоговых проверок и сумм, дополнительно начисленных по ним платежей, однако, при этом следует учитывать, что сумма дополнительно начисленных платежей, приходящаяся на одну проведенную проверку увеличивается. Кроме того, за 2013-2015 гг. количество «результативных» проверок продолжает оставаться на высоком уровне, что говорит не только о качестве предпроверочных мероприятий, проводимых налоговыми органами, но и об эффективности планирования выездных налоговых проверок.

 

Список литературы

1.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 1. [по состоянию на 5 апреля 2016 : принят ГД ФС РФ 17 июля 1998]. - Гарант. - Режим доступа : http://base.garant.ru/10900200/

2.     Налоговая статистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

3.     Отчет №2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов за 2013 год [Электронный ресурс].Режим   доступа:   https://www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

4.     Отчет №2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов за 2014 год [Электронный ресурс].Режим   доступа:   https://www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

5.     Отчет №2-НК о результатах контрольной работы налоговых органов за 2015 год [Электронный ресурс].Режим   доступа:   https://www.nalog.ru/rn25/related_activities/statistics_and_analytics/forms/