07 января 2016г.
Актуальность темы настоящей статьи определяется тем, что содержанием современной российской налоговой политики в среднесрочной перспективе является определенный налоговый маневр, который будет заключаться в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление. Так, правительство провозглашает в качестве главных приоритетов в области налоговой политики в трехлетней перспективе 2013 - 2015 гг. создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.
Представляется наиболее важным в данной статье выявить: имеют ли место подобные тенденции в региональной налоговой политике Красноярского края. Практика показывает, что все эти тенденции имеют место.
Современная политика Красноярского края отражает текущую экономическую ситуацию в экономике, связанную со структурными изменениями, а также ухудшением доступности инвестиционных и кредитных ресурсов в условиях экономических санкций.
При этом, основными направлениями налоговой политики Красноярского края как в прошедшем 2014 году, так и в предстоящем 2015 являются:
- обеспечение необходимого уровня доходов и оптимизация расходов бюджета Красноярского края.
- совершенствование современных систем налогообложения на территории края.
Запланировано, что реализация основных направлений налоговой политики в 2015 году будет проводиться на основе анализа практики применения действующих налогов и установленных налоговых льгот. Принятие решений по сохранению льгот будет осуществляться по результатам оценки бюджетной, экономической, социальной эффективности этих льгот. Как и в предыдущие годы, введение новых льгот планируется устанавливать на ограниченный срок.
На современную налоговую политику Красноярского края влияют нормативно-правовые акты, принятые в последние годы. Так, в целях совершенствования налоговой системы на основе патента, и, основываясь на анализе ее применения, в 2014 году Правительством края рассмотрен вопрос о целесообразности внесения изменений в Закон края от 27.11.2012 № 3-756 «О патентной системе налогообложения в Красноярском крае». Основой изменений стали предложения муниципальных образований края, индивидуальных предпринимателей и общественных организаций.
Приказ министерства финансов Красноярского края от 27.01.2015 № 5 «Об организации работы в министерстве финансов Красноярского края по реализации плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Красноярского края на 2015 год» определил политику по повышению доходов бюджета.
По итогам работы за январь-март 2015 года в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Красноярского края мобилизовано налогов и сборов более чем 78 млрд. рублей, что на 14% (или на 9,7 млрд. рублей) выше уровня поступлений в соответствующем периоде 2014 года.
42% от суммы поступивших на территории Красноярского края налогов обеспечивают платежи за пользование природными ресурсами, 17% - налог на добавленную стоимость, 15% - налог на доходы физических лиц и налог на прибыль, 5% - акцизы, 4% - имущественные налоги, 2% - налоги со специальными налоговыми режимами.
В разрезе налогов наибольший рост поступлений (на 4 135 млрд. рублей) отмечен по платежам за пользование природными ресурсами, перечисление которых в рассматриваемом периоде увеличилось на 14%.
В федеральный бюджет платежи по налогам и сборам составили 45,1 млрд. рублей, что превышает уровень поступлений соответствующего периода прошлого года на 11%.
Поступления в федеральный бюджет в основном сложились за счет платежей за пользование природными ресурсами - 68%, налога на добавленную стоимость - 28%, налога на прибыль – 3% и акцизов - 1%.
В краевой бюджет мобилизовано 27,3 млрд. рублей с приростом на 30% (или на 6,2 млрд. рублей) к аналогичному периоду прошлого года.
Наибольший удельный вес в структуре доходов краевого бюджета занимают поступления по налогу на прибыль – 35%, налогу на доходы физических лиц - 30%, акцизам – 15%.
В доходы бюджетов муниципальных образований перечислено 5,7 млрд. рублей с уменьшением на 15% (или 978 млрд. рублей) к аналогичному периоду прошлого года.
Поступления в доходы местных бюджетов на 62% сформированы за счет налог на доходы физических лиц, на 18% за счет налога на прибыль, на 9% за счет налогов со специальными налоговыми режимами и на 8% за счет земельного налога.
Налоговая политика Красноярского края направлена на дополнительные поступления в бюджет края, которые могут быть получены в результате проведения мероприятий по повышению качества администрирования доходов бюджета. В связи с этим, в рамках налоговой политики на постоянной основе ведется работа налоговых органов по сохранению достигнутого уровня собираемости налогов и сборов, по снижению задолженности по налогам и сборам, подлежащим зачислению в бюджет края. Работа ведется с участием рабочих групп и комиссий. При этом сохраняются налоговые льготы, направленные на исключение встречных финансовых потоков.
Но, необходимо отметить, что в данном направлении деятельности имеются проблемы – работа ведется не активно, зачастую формально. В ближайшей перспективе предстоит активизировать работу по взысканию задолженности по неналоговым доходам и повышению собираемости текущих платежей, администрируемых органами местного самоуправления Красноярского края.
В рамках современной налоговой политики края необходимо отметить мнения экспертов в сфере бюджетного процесса и налогообложения, которые касаются последствий так называемого «налогового маневра», который был выделен в рамках современной налоговой политики в Российской Федерации.
Рассмотрим сложившуюся ситуацию в Красноярском крае.
По данным Министерства финансов Красноярского края, которые были озвучены на публичных слушаниях по проекту краевого бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов нестабильная ситуация наблюдается сейчас с ценами на нефть и цветные металлы. Необходимо учитывать то, что основные налоговые поступления осуществляет именно эти отрасли. Показатели в динамике отражают тот факт, что ситуация ухудшилась. В текущих экономических условиях объем налоговых и неналоговых доходов на 2015 год прогнозируется в объеме 139,4 млрд. рублей. Напомню, что в действующем трехлетнем бюджете этот объем в 2015 году составляет 144,1 млрд. рублей. То есть относительно прошлогодних планов происходит уменьшение параметров доходов на 4,7 млрд. рублей.
В 2015 году закончится трехлетний период действия дополнительных нормативов по НДФЛ, которые были установлены местным бюджетам Красноярского края вместо дотации. В настоящее время с учетом мнения территорий, все возвращается обратно: НДФЛ поступит в краевой бюджет, но одновременно мы отразим в расходах дотацию в том же объеме.
Факторы, которые повлияли на увеличение налоговых поступлений в 2014 году:
- конъюнктурная составляющая бюджета, т.е. рост цен и курса доллара;
- завершение действия льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество для нефтедобывающих компаний;
- прогнозируемый рост показателя «оплата труда»;
- завершение зачета переплаты по налогам.
Что касается видов налогов, то здесь наблюдается положительная динамика по всем доходным источникам к 2014 году, за исключением акцизов.
Это является следствием «налогового маневра», запланированного налоговой политикой в Российской Федерации с 2015 года. Он предполагает снижение ставок акцизов на нефтепродукты. В результате поступления акцизов на нефтепродукты в Красноярском крае сократятся на 3,1 млрд. рублей по сравнению с тем, что сейчас учтено в бюджете на 2015 год. Сумма выпадающих доходов будет частично компенсирована Федерацией путем передачи 100% норматива в субъекты РФ и иного межбюджетного трансферта в сумме 2,4 млрд. рублей в 2015 году.
Кроме снижения ставок акцизов на нефтепродукты, федеральный «налоговый маневр» предполагает повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых и снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.
Это в свою очередь приведет к увеличению доходов федерального бюджета, и, соответственно, к снижению налоговой базы по налогу на прибыль в Красноярском крае. Описанная ситуация указывает на наличие рисков, связанных с исполнением бюджета в следующем году, и продолжение влияния федерального законодательства на доходы краевого бюджета, а именно налога на прибыль.
Немаловажным аспектом реализации основных направлений совершенствования налоговой политики является формулирование инициатив по внесению изменений в федеральное законодательство о налогах и сборах.
Практика показывает, что для налоговой политики должны быть характерны такие принципы как адаптивность к современным изменяющимся условиям и своевременность.
В связи с этим обстоятельством Правительством Красноярского края будет продолжено взаимодействие с федеральными органами власти по вопросам сокращения льгот и изъятий из налоговой базы по региональным и местным налогам, совершенствования федерального налогового законодательства с целью исключения возможностей использования налогоплательщиками схем минимизации налогообложения.
В целом, говоря о совершенствовании налоговой политики в Красноярском крае эксперты и аналитики бюджетного процесса полагают, что возможности краевой налоговой политики в среднесрочной перспективе могут быть существенно сужены. Основным условием роста налоговой базы является создание климата доверия между бизнесом и властью.
Список литературы
1. Закон Красноярского края от 27.11.2012 № 3-756 «О патентной системе налогообложения в Красноярском крае» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ (Дата обращения 08.04.2015)
2. Приказ министерства финансов Красноярского края от 27.01.2015 № 5 «Об организации работы в министерстве финансов Красноярского края по реализации плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Красноярского края на 2015 год» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения 08.04.2015)
3. Распоряжение от 09 октября 2014 года № 770-Р Об одобрении основных направлений бюджетной и налоговой политики, прогноза социально-экономического развития Красноярского края, основных характеристик проекта краевого бюджета на 2015 год и плановый период 2016 — 2017 годов Принято Правительством Красноярского края [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.pravo.ru/ (Дата обращения 08.04.2015)
4. Доклад министра финансов Красноярского края В.В. Бахаря на публичных слушаниях по проекту краевого бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://minfin.krskstate.ru/press/pressinter (Дата обращения 08.04.2015)