Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЛОГООБЛОЖЕНИE ПРИБЫЛИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 мая 2016г.

В связи с постоянно растущим дефицитом финансовых ресурсов в реальном секторе экономики проблема создания эффективной системы регулирования налогообложения прибыли банков – основных кредиторов реального сектора, приобрела в последнее время большую актуальность. Целью статьи является рассмотрение вопроса налогообложения прибыли банков в зарубежных странах с целью выявления лучшего опыта в данной области.

Для любой страны с развитой экономикой налогообложение прибыли банковского сектора, прежде всего, призвано стимулировать банковское инвестиционное кредитование реального сектора национального хозяйства и обеспечивать тем самым доступность предоставления кредитов как малому и среднему бизнесу, так и крупным системообразующим предприятиям. Именно создание действенного налогового механизма регулирования банковской системы является важнейшим условием эффективного взаимодействия банков с реальным сектором экономики в части увеличения их инвестиционного потенциала. В этой связи возникает потребность в проведении анализа опыта налогообложения прибыли коммерческих банков, действующих в странах, относящихся к ведущим экономикам мира (США, Канада, Германия, Швейцария).

Общей институциональной особенностью системы налогообложения банков в Российской Федерации и за рубежом является отсутствие специального законодательства, отличного от того, по которому регулируется механизм взимания налогов и сборов в других сферах экономики. Для всех налогоплательщиков, независимо от специфики их деятельности, налогообложение регламентируется общими нормативно-правовыми актами в качестве которых могут выступать решения отдельных институтов власти в виде законов, нормативных положений, инструкций, директив. Доминирующая в настоящее время в мировой практике модель построения налоговых систем не предполагает специального режима обложения таких финансовых институтов, как банки. В то же время можно выделить особые случаи, когда существенного уточнения требует определение налоговой базы финансовых институтов по ряду налогов, и, прежде всего, это касается налога на прибыль.

Налоговая система США по праву считается одной из наиболее развитых систем налогообложения в мире, она во многом схожа с российской и представлена 3 уровнями: федеральные налоги, налоги штатов, местные налоги.

Основным источником консолидированного бюджета США являются налоги с физических лиц: на их долю приходится порядка 33% всех налоговых поступлений. Налоги на производство, импорт и социальные налоги обеспечивают равный вклад в налоговые доходы – от 16 до 20% каждая из групп. Остальные 9% приходятся на поступления от налога на прибыль корпораций (Рисунок 1)15, который является аналогом российского налога на прибыль организаций и взимается как на федеральном уровне, так и на уровне штатов.


Федеральный налог на прибыль корпораций установлен 26 разделом Кодекса внутренних доходов США (основного нормативного правового акта страны в области налогообложения). Налогоплательщиками налога на прибыль являются фирмы, имеющие организационно-правовую форму корпорации, к которой законодательство относит акционерные общества и иные формы объединения капиталов на условиях ограниченной ответственности.

По отношению к банкам, которые подпадают под определение «корпорации», в американском налоговом законодательстве не применятся термин «резидент», а используется деление на отечественные корпорации, то есть зарегистрированные в США, и иностранные корпорации, которые зарегистрированы по законодательству иных налоговых юрисдикций. Таким образом, если коммерческий банк является иностранной корпорацией, то он также обязан уплачивать налог на прибыль по законодательству США, но только в случае, если он осуществляет свою деятельность на территории страны или получает доходы от источников в Соединенных Штатах.

К налогооблагаемым доходам относятся: 1) выручка от реализации товаров, работ, услуг; 2) проценты; 3) дивиденды; 4) валовые роялти; 5) валовая рента; 6) доход от прироста капитала. К частично облагаемым доходам

-    дивиденды, полученные от работы отечественных компаний. К доходам, не подлежащим налогообложению относят: 1) проценты, полученные по государственным и муниципальным облигациям, отвечающим законодательно установленным требованиям; 2) дивиденды, полученные корпорацией, которая входит в консолидированную группу, от дочерней компании (при условии владения более 80% дочерней компании).

При расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль корпораций коммерческий банк в США уменьшает полученные доходы на суммы: 1) себестоимости оказанных услуг; 2) затрат на заработные платы работников, включая все виды премий и других поощрительных выплат, а также отчислений на пенсионное страхование; 3) административных, коммерческих и операционных издержек; 4) затрат на рекламу и маркетинг.

К вычетам по налогу на прибыль следует относить суммы уплаченных налогов на доходы, имущество, налог с продаж и иных обязательных федеральных и местных платежей. Стоит также отметить, что банки, являясь специализированными организациями наряду со сберегательными фондами и страховыми компаниями, в

 

11 Официальный сайт Службы внутренних доходов США [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.irs.gov/ (Дата обращения 17.04.2016).

12    Федерация налоговых администраторов (FTA). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.taxadmin.org. (Дата обращения 17.04.2016).


США могут использовать преимущество создания резервов по безнадежным долгам и включения их сумм в расходы, снижающие налоговую базу.

Ставки  федерального  налога  на  прибыль  согласно  американскому  налоговому  законодательству сформированы по прогрессивной шкале (Табл.1)16.




 Налоговым периодом по налогу на прибыль в США является календарный год или фиксированный год в зависимости от периода, используемого конкретным налогоплательщиком для целей бухгалтерского учета.

В связи с тем, что коммерческим банкам предоставляются специальные скидки на некоторые виды расходов и в случае получения определенного вида доходов, сумма налоговых обязательств может быть серьезно уменьшена. В этом случае налоговое законодательство США обязывает налогоплательщиков уплатить альтернативный минимальный налог, налоговая база по которому определяется с учетом тех видов доходов, которые облагаются в льготном порядке. Необлагаемый этим налогом минимум налоговой базы установлен в размере 40 000 долларов. Налоговая база, превышающая данный лимит, подлежит налогообложению по ставке 20%.

Власти штатов и местных образований также пользуются правом установления налога на прибыль корпораций. На сегодняшний день практически во всех штатах и некоторых муниципальных образованиях в том или ином виде действует налог на прибыль (Табл.2), исключение составляют лишь штаты Огайо, Невада и Вайоминг.




Таблица 2 

Ставки налога на прибыль корпораций в 10 штатах США17


 

Штат

Налоговые

ставки, %

 

Примечания

Айдахо

7,4

Минимальный налог – 20 долларов

 

Аризона

 

6,5

Минимальный налог, который обязан уплатить банк, составляет 50

долларов

 

Иллинойс

 

9,5

Включая налог по ставке 2,5%, поступающий в бюджет местных

властей

 

Калифорния

 

8,84

Минимальный налог составляет 800 долларов. Ставка налога для

банков 3,5%

 

Канзас

 

4 - 7

Плюс надбавка в размере 2,125% для банков от налогооблагаемого

дохода в 25 000 долларов 

 

Коннектикут

 

7,5

С годового дохода более 100 млн долларов налог взимается по

ставке 9%

 

Массачусетс

 

8

Включая надбавку в размере 2,6 долларов на каждую 1 000 долларов

стоимости основных средств

 

Миннесота

 

9,8

Плюс 5,8% от суммы превышения базы по альтернативному

минимальному налогу над фактически полученной налоговой базой

 

Мичиган

 

6

Необлагаемый минимум – 45 000 долларов + 0,8% от валовой

прибыли, превышающей 350 000 долларов

 

Нью-Джерси

 

9

Банки с доходом менее 100 000 долларов облагаются по ставке

7,5%. Банки с доходом менее 50 000 долларов - по ставке 6,5%

 12 Официальный сайт Службы внутренних доходов США [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.irs.gov/ (Дата обращения 17.04.2016).

13    Федерация налоговых администраторов (FTA). [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.taxadmin.org. (Дата обращения


Несмотря на то, что отдельные правила налогообложения могут разниться в зависимости от конкретного региона, в состав налогооблагаемого дохода всегда включаются доходы, полученные коммерческим банком, находящимся в пределах налоговой юрисдикции рассматриваемого штата, округа или муниципалитета. Уровень ставок по местному налогу на прибыль существенно ниже, чем на федеральном уровне, кроме того, далеко не все штаты используют прогрессивную шкалу, а некоторыми штатами вместо местного налога на прибыль предусмотрена лицензия, за которую банку необходимо платить определенную сумму. В таких штатах как Мичиган, Техас и Вашингтон налог на прибыль банков заменяет налог на валовой доход, ставки по которому схожи со ставками налога на прибыль. Штаты Делавэр, Нью-Хэмпшир и Вирджиния имеют налог на валовой доход одновременно с налогом на прибыль.

Канада относится к странам со средним уровнем налогового бремени. Так, за период 2000-2014 гг., доля налоговых доходов консолидированного бюджета страны составила 32,7% ВВП, доля прямых налогов в доходах бюджета в 2014 г. оказалась равной 56% (Рисунок 2)18.



Доля налога на прибыль корпораций в налоговых доходах федерального бюджета Канады относительно невелика и составляет 8%. Доходы банков подпадают под обложение данным налогом, поскольку они имеют статус корпораций, прибыль же, полученная некорпоративным бизнесом (например, частными предприятиями, не имеющими статус корпораций), подлежит обложению индивидуальным подоходным налогом.

Значительным для режима налогообложения прибыли в Канаде является понятие «резидента Канады» (корпорации, осуществляющей центральное управление и контроль за своей деятельностью на территории данной страны)19.

Определение налоговой базы для исчисления суммы налога на прибыль производится в два этапа: на первом рассчитывается общая сумма чистой прибыли коммерческого банка для целей налогообложения; на  втором этапе полученная величина чистой прибыли для целей налогообложения корректируется на установленные вычеты и скидки. В результате определяется налогооблагаемая прибыль налогоплательщика.


11    Официальный сайт Канадского агентства доходов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cra-arc.gc.ca/ (Дата обращения 18.04.2016).

12   Налоговые системы зарубежных стран. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static1.ozone.ru/multimedia/book_file/1010316893.pdf


Ставки  федерального налога на прибыль дифференцированы в  зависимости  от типа осуществляемой деятельности и масштабов предприятия. На данный момент действуют следующие ставки: 1) ставка налога для малых предприятий (11%); 2) ставка налога для обрабатывающих предприятий (15%); 3) основная ставка налога на прибыль (28%). Именно по последней ставке облагается прибыль коммерческих банков Канады.

В наши дни 9 из 11 провинций и обе северные территории Канады участвуют в Соглашении о сборе налогов, базируя собственные налоги на прибыль на оценках налоговой базы по федеральному законодательству. Квебек и Альберта не участвуют в Соглашении, самостоятельно регулируя налоговую базу и формируя налоговые ставки.

Налоговая база по провинциальному налогу на прибыль мало чем отличается от таковой по федеральному законодательству, тем не менее некоторые различия все же существуют.

Если коммерческий банк имеет постоянное представительство и осуществляет бизнес только в одной из провинций, то он платит корпорационный налог на прибыль именно в этой провинции. Если же банк осуществляет бизнес в нескольких провинциях, то для целей обложения провинциальными налогами на прибыль корпораций, он должен распределить общую сумму прибыли между этими провинциями и рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджеты провинций на основании провинциальных законодательств. Налоговые ставки по провинциальным налогам на прибыль приведены в таблице 320.

По сравнению с  большинством европейских стран, значимость налога на прибыль в Германии относительно невысока (рис. 3)21, однако налог на прибыль является важной составляющей бюджетно-налоговой системы страны, он относится к совместным налогам, поскольку поступления от его сбора делятся в равной пропорции между федеральным бюджетом и бюджетами земель.



Таблица 3 

Ставки налога на прибыль корпораций в провинциях и территориях Канады


Провинция/территория

Пониженная ставка

Общая ставка

Альберта

3

10

Британская Колумбия

2,5

11

Квебек

8

11,9

Манитоба

-

12

Новая Шотландия

3

16

Нью-Брансуик

4,5

12

Ньюфаундленд

4

14

Нунавут

4

12

Онтарио

4,5

11,5

Остров Принца Эдуарда

4,5

16

Саскечеван

2

12

Сев.-Восточные Территории

4

11,5

Юкон

4

15

 

13    Официальный сайт Канадского агентства доходов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cra-arc.gc.ca/ (Дата обращения 18.04.2016).

14     Официальный  сайт  Федерального  центрального  ведомства  Германии  по  налогам.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа:





Налогоплательщиками налога на прибыль являются корпорации, к которым, по немецкому законодательству, относятся акционерные общества (к ним принадлежат и банки), общества с ограниченной ответственностью, коммандитные товарищества и кооперативы.

Для целей налогообложения корпорационным налогом статус налогового резидента имеют организации, имеющие на территории Германии зарегистрированный офис и место эффективного управления.

Базовая ставка налога на прибыль - 15% и дополнительно с надбавкой на солидарность в 5,5% от корпорационного налога составляет 15,825%. Введение надбавки на солидарность было обусловлено непредвиденными финансовыми трудностями, произошедшими в результате объединения Германии в 1990 году22. Основная цель данной надбавки – поддержка менее развитых регионов страны. В том же случае, если прибыль корпораций не распределяется, используется ставка в 30,2%. Таким образом, происходит стимулирование распределения прибыли корпораций.

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль вычитаются все расходы, понесенные банком в результате финансово-хозяйственной деятельности, однако некоторые расходы могут не учитываться для целей налогообложения или подлежать вычету только в ограниченном количестве.

В составе налога на прибыль по общей ставке облагается доход от прироста капитала коммерческого банка, за исключением прибыли от продажи акций (как резидентами, так и нерезидентами): в этом случае облагается лишь 5% полученной прибыли по общей ставке.

Дивиденды и процентные выплаты в адрес налоговых резидентов облагаются налогом у источника по ставке 25%, а также «солидарным взносом» по ставке 5,5% от суммы налога. Дивиденды, полученные нерезидентом напрямую, облагаются по ставке 26,38%. Также закреплен механизм получения нерезидентами 40% возмещения налога, что уменьшает эффективную ставку налога у источника с 26,38% до 15,82%.

Процентные выплаты в адрес нерезидентов не облагаются налогом у источника, за исключением процентов по конвертируемым облигациям или облигациям с правом на участие в прибыли (применяется общая ставка 26,38%).

Корпорационный подоходный налог в Германии применяется также к доходам от операций с ценными бумагами и, в первую  очередь,  к доходам  от их коммерческой продажи.  Прибыль банка  в данном случае определяется разницей между учетной стоимостью ценных бумаг и выручкой от их реализации. Налоговым периодом по налогу на прибыль во всех приведенных случаях является календарный год.

По состоянию на 2014 г. сумма налоговых доходов Швейцарии составила 166,7 млрд швейцарских франков (28,2% ВВП). В общей сумме налоговых поступлений индивидуальные подоходные налоги составили 31,4%; налог на прибыль корпораций– 10,2%; социальные взносы – 25,1% НДС – 12,4%; акцизы – 4,6%; налог на имущество – 7,1%; прочие налоги – 9,2% (рис. 4)23.

 

21    Налоги в Германии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.clever-invest.ru/nalogooblozhenie/nalogi-v-germanii.php (Дата обращения 19.04.2016).

22  Официальный   сайт   Федеральной   налоговой   администрации   Швейцарии.   [Электронный   ресурс]     —   Режим   доступа


Налог на прибыль в Швейцарии уплачивают организации всех организационно-правовых форм, включая акционерные общества (к которым относятся коммерческие банки), общества с ограниченной ответственностью, кооперативы, ассоциации, фонды.

Аналогично немецкому налоговому законодательству, организация признается налоговым резидентом для целей обложения налогом на прибыль в Швейцарии, если она зарегистрирована в этой стране или здесь находится место ее эффективного управления.

Объектом налогообложения коммерческого банка-резидента является прибыль, полученная вне зависимости от источника (за исключением доходов постоянного представительства банка за рубежом). Банки, не признающиеся налоговыми резидентами, уплачивают налог только с отдельных видов доходов от источников в Швейцарии.

Налоговая база по налогу на прибыль определяется как стоимостное выражение разницы между доходами и расходами банка.

При этом коммерческий банк вправе вычесть все прямые налоги, уплачиваемые на федеральном уровне, уровне кантонов и местных территориальных образований; косвенные налоги, уплаченные за рубежом, и прямые налоги, уплаченные за рубежом, в том случае, если они не попали под освобождение в рамках договора об избежании двойного налогообложения.

Налог на прибыль в Швейцарии взимается по пропорциональной ставке 8,5% (за исключением дивидендов и процентов, выплачиваемых держателям облигаций). Налог, удерживаемый при выплате дивидендов и процентов, взимается по ставке 35%.

Налоговым периодом по налогу на прибыль может быть как календарный, так и финансовый год. Уплата федерального налога на прибыль администрируется на уровне кантонов, поэтому порядок уплаты зависит от конкретного субъекта Конфедерации.

Кантональный налог на прибыль корпораций полностью синхронизирован с федеральным налогом на прибыль (согласно закону «О налоговой гармонизации»). Тем не менее, кантоны устанавливают собственные базовые ставки налога (Табл.4), а для того чтобы менять налоговую нагрузку соответственно экономической ситуации, устанавливают также коэффициенты, корректирующие основную ставку. Местные власти определяют свои ставки налога на прибыль в виде надбавки к ставке, применяемой на уровне кантона.




Таблица 4 

Ставки налога на прибыль корпораций в 10 кантонах Швейцарии24


Кантон

Налоговые ставки, %

Базель-Штадт

20,0

Берн

15,5

Во

15,1

Женева

23,4

Люцерн

5,6 

Невшатель

14,0

Тичино

17,6

Цуг

4,5

Цюрих

18,3

Юра

17,9

 

К 2018 г. Швейцария планирует реализовать реформу налога на прибыль, в результате которой текущие налоговые режимы будут заменены на новые. Один из наиболее привлекательных для международного бизнеса, кантон Цуг, чтобы удержать ряд корпораций и привлечь новые из других юрисдикций, планирует установить планку налога на прибыль в 12% (с учетом ставки налога на уровне Конфедерации). Кантон Цуг давно известен в профессиональных кругах как юрисдикция, предлагающая отличные налоговые, логистические и иные условия для международных компаний (прежде всего, холдингов).

Так, для компаний, имеющих в кантоне Цуг статус холдингов уплате подлежит налог на прибыль в 8,5% (т.е. только прямой федеральный налог) и налог на капитал в 0,002% (минимум – 250 швейцарских франков).

В налогообложении прибыли коммерческих банков за рубежом особое внимание уделяется налоговому регулированию и стимулированию банковской деятельности. На данный момент в целом ряде стран сформулированы основные способы подобного стимулирования:

·       льготы для малых и вновь созданных коммерческих банков;

·       увеличение ставки по налогу на прибыль для успешно функционирующих прибыльных коммерческих банков;

·       освобождение от налогов доходов банка, полученных в результате предоставления долгосрочных кредитов для производства, с одновременным уменьшением ставки налога на прибыль для предприятий, полученной от использования банковского кредита долгосрочного характера на развитие или модернизацию производства;

·       налоговые льготы для специализированных банков.

По окончании, следует заметить, что при детальном рассмотрении зарубежного опыта налогообложения прибыли банков, становится возможным выявление целого ряда общих черт: отсутствие специального законодательства, по которому регулируется налогообложение банков; определение налогового периода, единый объект налога на прибыль. Тем не менее, сравнительный анализ исследуемого налога в разных странах представляется экономически некорректным, поскольку помимо существенных различий основных элементов налога в США, Канаде, Германии и Швейцарии (разный уровень налоговых ставок, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки его уплаты), само наименование налога в каждой стране несколько отлично от остальных. Так, если в США и Канаде банки облагаются налогом на прибыль корпораций (corporate income tax), то в Германии банки уплачивают корпорационный подоходный налог (korperschaftsteuer), а в Швейцарии - налог на прибыль корпораций (l'impôt sur les sociétés).

Наиболее близким  аналогом  российскому налогу на прибыль организаций можно  считать канадский «corporation income tax», но несмотря на некоторую общность законодательной базы, налог на прибыль организаций в нашей стране всё ещё остаётся крайне несовершенным. Отчасти на этот факт повлиял сам процесс становления современного налогового законодательства Российской Федерации25, которое до сих пор является одним из самых молодых в мире. Значительный период упущенного времени, в течение которого функционировала административно-плановая система хозяйствования, дальнейшее стремительное формирование основ налоговой системы новой страны вместе с необоснованным и зачастую неграмотным перенесением зарубежных налогов в налоговое законодательство России, - всё это привело к тому, что сегодня налог на прибыль организаций в нашей стране превратился из эффективного регулятора отечественной экономики в инструмент фискальной политики государства. Тем не менее, данный налог продолжает оставаться важнейшим компонентом бюджетно-налоговой системы Российской Федерации, что обуславливает необходимость реформирования его основ. При этом в отечественной истории развития налоговой системы уже есть ценнейший опыт преобразования налога на прибыль на различных исторических этапах (например, стимулирование создания амортизационных фондов по возмещению износа основных средств). Изучение именно этого опыта в совокупности с анализом существующей экономической действительности должно стать основой для будущей работы наших специалистов над созданием обновленного налога на прибыль организаций в России.

 

 

 

25 Гордиенко М.С., Глубокова Н.Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 65-73.



 

Список литературы

1.     Гордиенко М.С., Глубокова Н.Ю. Анализ налоговых поступлений в бюджеты муниципального уровня Российской Федерации в 2014 году. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015.

№ 44. С. 65-73.

2.     Гордиенко М.С. К вопросу о мобилизации собственных налоговых источников местных бюджетов. // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2015. № 44. С. 58-64.

3.     Григорьева Т.Л., Новоженцева А.В., Глубокова Н.Ю. НДС и налог с продаж в современной мировой экономике // Тенденции и перспективы развития науки XXI века: сборник статей Международной научно- практической конференции. Сызрань, 2016. С. 36-39.

4.     Налоги в Германии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.clever- invest.ru/nalogooblozhenie/nalogi-v-germanii.php (Дата обращения 19.03.2016).

5.     Налоговые системы зарубежных стран [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static1.ozone.ru/multimedia/book_file/1010316893.pdf (Дата обращения 18.03.2016).

6.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (ред. от 29.12.2015). – М.: КноРус, 2016.– 1024 с.

7.     Официальный сайт Канадского агентства доходов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cra- arc.gc.ca/ (Дата обращения 18.03.2016).

8.     Официальный сайт Службы внутренних доходов США [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.irs.gov/ (Дата обращения 17.03.2016).

9.     Официальный сайт Федерального центрального ведомства Германии по налогам [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.bzst.de/DE/Home/home_node.html (Дата обращения 19.03.2016).

10. Официальный сайт Федеральной налоговой администрации Швейцарии [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.estv.admin.ch/estv/en/home.html (Дата обращения 19.03.2016).