Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 января 2016г.

   Налоги в современном государстве являются основным источником его доходов. Помимо фискальной функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно технического прогресса, стимулируя рост производства.

   Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот и преференций. В правовом поле льготы являются разновидностью правовых стимулов, побуждающих субъект к более высокому уровню активности в правомерном поведении. Льготы имеют двойственный характер, поскольку, с одной стороны, помогаю налогоплательщику законным способом снижать налоговые обязательства перед государством, а, с другой, являются расходами для государства.

   В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период с 2016 по 2017 годы установлено, что налоговыми расходами являются выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные применением налоговых льгот и иных инструментов (преференций), установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

   Согласно отчетности ФНС России, с 2010 года по 2012 год сумма налоговых расходов увеличилась в 1,5 раза - с 1 192 млрд. руб. до 1 815 млрд. руб. [3] (см. Табл.1).


Таблица 1 Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2010 - 2012 гг. по видам налогов, млрд. руб.

Налог

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Налог на прибыль организаций

371,1

498,5

615,0

Налог на добавленную стоимость

276,3

331,3

414,4

Налог на добычу полезных ископаемых

176,1

262,9

323,9

Налог на имущество организаций

306,3

324,6

365,6

Налог на имущество физических лиц

12,3

15,7

18,2

Транспортный налог (юридические лица)

1,5

1,5

1,4

Транспортный налог (физические лица)

4,7

5,4

6,3

Земельный налог (юридические лица)

42,2

50,0

68,6

Земельный налог (физические лица)

1,5

1,6

1,9

ИТОГО

1 192,0

1 491,5

1 815,4

% к ВВП

2,6%

2,7%

2,9%

   Наиболее крупными налоговыми расходами бюджета в 2012 году, на которые приходится около 55% налоговых расходов и составляющими 1,62% ВВП, являлись:

-   0,34% ВВП (209,5 млрд. руб.) – «амортизационная премия» и повышенные коэффициенты амортизации по налогу на прибыль организаций;

-    0,30% ВВП (186,5 млрд. руб.) - льготы по налогу на имущество организаций по инфраструктурным объектам (магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, железнодорожные пути, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой частью указанных объектов);

-     0,25% ВВП (156,0 млрд. руб.) - применение при расчете налога на добычу полезных ископаемых понижающих коэффициентов;

-    0,22% (134,4 млрд. руб.) - убытки прошлых лет, уменьшающие налоговую базу текущего налогового периода;

-     0,22% (133,4 млрд. руб.) - региональные льготы и пониженные ставки по налогу на имущество организаций;

-     0,13% (83,1 млрд. руб.) - обложение налогом на прибыль организаций по ставке 0% дивидендов, распределенных российским организациям;

-     0,10% (63,1 млрд. руб.) - пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, установленные законами субъектов Российской Федерации.

-     0,06% (38,3 млрд. руб.) - 0% ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций, осуществляющих медицинскую и образовательную деятельность [2].

   Экономическая нестабильность, связанная на текущее время с ростом курса доллара и евро, а также падением цены на нефть, активизировала поиск государством мер по поддержки российских производителей. При этом «цена вопроса» - 5% ВВП[3].

   В период экономической нестабильности государство старается не столько стимулировать производителей, инновационную деятельность и инвестиции, сколько их поддержать. Вместе с тем, ему необходимо применять меры, чтобы в результате финансовой нестабильности и сокращения доходов налогоплательщиков, не сокращались доходы самого государства.

   Сегодня, когда необходимо максимально четко анализировать все доходы и расходы бюджета, рассчитывать суммы, которые бюджет недополучает в силу влияния кризисных факторов, становится необходимым исследовать факторы, влияющие на потенциально возможный доход государства, получаемый в результате сбора налогов.

   Налоговые льготы являются не единственным фактором, влияющим на величину налоговых поступлений в бюджет государства. Еще одним значимым фактором является задолженность по налогам.

   Задолженность по налогам и сборам - невыплаченные в оговоренные законом сроки налоговые суммы в силу субъективных и объективных причин [4].

    Анализируя структуру налоговых доходов бюджета, можно выделить бюджетообразующие налоги, такие как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых (Рисунок 1).

 

Рис.1. Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2013-2014 гг.

 

    В связи с этим для исследования был выбран налог на добавленную стоимость, а именно изучались факторы, влияющие на собираемость данного налога. Для этого были выбраны и проанализированы следующие факторы:

Y – потенциально возможное максимальное поступление налога на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации;

X1– задолженность по налогу на добавленную стоимость;

X2 – суммы по операциям, освобождѐнным от налогообложения.

     Операции, освобожденные от налогообложения, рассматриваются как льгота по налогу на добавленную стоимость.

    Для проведения анализа была выбрана множественная линейная эконометрическая модель вида:

у = а0 + а1х1 + а2х2 +u.

Для проведения исследования были выбраны реальные данные по 30 субъектам Российской Федерации по материалам статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы [5]. В результате проведения корреляционного анализа были получены результаты влияния выбранных для анализа факторов на поступление налогов, т.е.

Cor(y,x1)= 0,87                   Cor(y,x2)= 0,92.

   Полученные результаты показывают, что выбранные нами факторы оказывают разную степень влияния на величину потенциально возможное максимальное поступление налога на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации. После определения наиболее существенных факторов, оказывающих влияние на Y (потенциально возможное максимальное поступление налога на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации) для последующего анализа была получена линейная парная модель вида:

у = а0 + а2х2

    Для того, чтобы провести оценку параметров модели были выполнены проверки условий теоремы Гаусса- Маркова, в том числе на наличие автокорреляции и гомоскедастичности. Автокорреляция случайных ошибок регрессионной модели приводит к ухудшению качества МНК-оценок параметров регрессии, а также к завышению тестовых статистик, по  которым проверяется качество модели. Именно  поэтому для эконометрической модели крайне важно ее отсутствие. Условие теоремы Гаусса-Маркова, что математическое ожидание случайных возмущений равно 0, выполняется.

   Для уверенности в том, что остатки обладают гомоскедастичностью, был проведен тест Голдфелда– Кванта, по результатам которого было получено, что остатки обладают гомоскедастичностью (GQ= 1,57; GQ-1= 0,44; Fкрит= 2,58.Показатели GQ и GQ-1 меньше значения Fкрит).

   Проведя оценку ее параметров методом наименьших квадратов получена линейная регрессионная модель:

у = 0,522 + 0,712х2

     В результате полученной спецификации и проведенного ее исследования, можно утверждать, что наибольшее влияние на величину максимально возможных поступлений по налогу на добавленную стоимость влияют налоговые льготы. Тем самым, можно сделать вывод, что налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость в наибольшей степени влияют на доходы бюджета государства.Так же были проанализированы факторы, влияющие на собираемость налога на прибыль организаций, а именно:

Y – потенциально возможное максимальное поступление налога на прибыль организаций в бюджетную систему Российской Федерации;

X1 – задолженность по налогу на прибыль организаций;

X2 – суммы не подлежащие налогообложению и облагаемы по ставке 0%.

   В 25 Главе Налогового Кодекса Российской Федерации отсутствуют налоговые льготы, но есть некоторые преференции, например, доходы, не учитываемые для целей налогообложения, или ставка 0%, которые можно приравнять к налоговым и льготам.

    Для проведения анализа была построена спецификация множественной эконометрической модели вида:

у = а0 + а1х1 + а2х2 +u.

   Для проведения эконометрического анализа были выбраны данные по 30 субъектам Российской Федерации по материалам статистической налоговой отчетности Федеральной налоговой службы [5]. В результате проведения корреляционного анализа были получены следующие результаты:

Cor(y,x1)= 0,74                   Cor(y,x2)= 0,85.

    По аналогии с предыдущим исследованием был проведен анализ на гомоскедастичность и автокорреляцию. Остатки обладают гомоскедастичностью и неавтокоррелированностью. После этого были проведены по методу наименьших квадратов оценки параметров модели и получена следующая линейная регрессионная модель:

у = 0,056 + 0,045∙х2

    Исследование полученных оценок параметров модели и построенной линейной парной регрессии на качество и адекватность, можно утверждать, что наибольшее влияние на величину максимально возможных поступлений по налогу на прибыль организаций влияют также налоговые льготы.

   Анализируя данные по расходам, связанным  с применением налоговых льгот и преференций, можно сделать вывод, что они увеличиваются. В период экономической нестабильности данная тенденция может негативно повлиять на доходы бюджета, существенно уменьшив их. Следовательно, перед государством встает вопрос о необходимости налоговых льгот и их эффективности.

   На текущее время не во всех субъектах Российской Федерации проходит оценка эффективности налоговых льгот, а в тех, где это реализуется, используются только три показателя эффективности, а именно: бюджетная; экономическая; социальная.

   Данные показатели не могут в полной мере дать оценку экономического эффекта от использования налоговых льгот. Необходимо также учитывать, что регионы имеют специфическое приоритетное направление для развития и применяют налоговые льготы, пытаясь стимулировать данное направление. Поэтому для оценки эффективности налоговых льгот, которые призваны стимулировать определенное направление в регионе, должны существовать специальные показатели.

   Государство, осуществив оценку налоговых льгот и убрав из законодательства о налогах и сборах неэффективные налоговые льготы,  также может применить модели для оценки влияния налоговых льгот и преференций на потенциальную величину поступлений по налогам.

Список литературы

1.     Налоговый Кодекс Российской Федерации, часть первая, от 31.07.1998 №146-ФЗ и часть втораяот 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.05.2014)

2.     «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

3.     Горский, И.В. О налоговом регулировании, налоговых льготах и функциях//Налоговая политика государства. – 2014. - №3. – С.17-22.

4.     Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 07.04.2015).

5.     Федеральная налоговая служба. - URL: http://www.nalog.ru/ (дата обращения: 07.04.2015).