Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА

Авторы:
Город:
Курск
ВУЗ:
Дата:
13 декабря 2015г.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими сферами экономики страны, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Молочно – продуктовый подкомплекс являются одним из основных жизнеобеспечивающих секторов отечественного аграрного производства, оказывающими решающее влияние на уровень продовольственного обеспечения страны и определяющими здоровье нации.

   Государственное регулирование молочного скотоводства направлено на его стабилизацию и развитие. Оно также призвано улучшить продовольственное обеспечение населения, поддержать экономический паритет между данной подотраслью и другими отраслями экономики, защитить отечественных производителей молока и молочной продукции.

   В настоящее время государственное регулирование проявляется в различных направлениях и формах. Однако не  все сельхозтоваропроизводители из-за недостаточного объема собственных средств могут воспользоваться мерами государственной поддержки, так как она приобретает больше компенсационный характер. В связи с этим необходимо выявить основные направления совершенствования государственного регулирования молочного скотоводства.

   Для определения основных направлений совершенствования механизма государственного регулирования необходимо выявить степень воздействия мер государственной поддержки и других количественных факторов на эффективность молочного скотоводства. Для изучения степени влияния факторов на результативный показатель был применен метод корреляционно-регрессионного анализа. Данный метод является основным в изучении взаимосвязей явлений, с помощью которого можно получить более точные количественные результаты влияния различных факторов.

   Для проведения данного анализа было выбрано 133 предприятия молочно – продуктового подкомплекса Курской области. Данные хозяйства находятся в одинаковых условиях функционирования, однако результаты их деятельности значительно отличаются друг от друга. В результате для проведения корреляционно- регрессионного анализа и построения экономических моделей эффективности функционирования предприятий молочно – продуктового подкомплекса Курской области были взяты следующие результативные показатели:

Y1 - Прибыль (убыток) от реализации молока в расчете на 1 голову КРС, тыс. руб.;

Y2 - Рентабельность, убыточность производства молока, %;

При этом данные результативные показатели отражают эффективность и специфику деятельности предприятия: прибыль (убыток) от реализации молока в расчете на 1 голову скота характеризует производственный потенциал предприятий, а рентабельность (убыточность) производства молока – его финансово – экономический потенциал.

На основании сравнительного и логического анализа для построения экономической модели были выбраны наиболее стабильные и значимые факторы, к которым относятся следующие:

Х1 - Получено бюджетных средств в расчете на 1 голову КРС, млн. руб.; Х2 - Среднегодовое поголовье КРС, тыс. голов;

Х3 - Производство молока в расчете на 1 голову, т; Х4 - Себестоимость 1 кг молока, руб.;

Х5 - Цена реализации 1 кг молока, руб.;

Х6 - Количество реализованного молока, т.

Экономические модели эффективности функционирования предприятий молочно – продуктового подкомплекса Курской области за 2011 год представлены в Табл.1.

Таблица 1 Экономические модели эффективности функционирования предприятий молочно – продуктового подкомплекса Курской области

Фактор

Результат

Уравнение

 

2

 

Получено бюджетных средств в расчете на 1 голову КРС, млн. руб.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Прибыль (убыток) от реализации молока в расчете на 1 голову КРС,

тыс. рублей

(Y2)

 

 

 

 

Y1 =

-5,525811533

+0,656416299Х1

+1,549770477Х2

+1,193462835Х3

-2, 175637096Х4

+2,363675212Х5

+0,000871468Х6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,95

Среднегодовое поголовье КРС, тыс. голов

 

 

2

Производство молока в расчете на 1 голову, т

 

 

3

 

Себестоимость 1 кг молока, руб.

 

 

 

4

 

Цена реализации 1 кг молока, руб.

 

 

 

5

Количество реализованного молока, т

 

 

 

6

 

Получено бюджетных средств в расчете на 1 голову КРС, млн. руб.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Рентабельность, убыточность

производства молока, %

(Y1)

 

 

 

 

Y2 =

+7,718849034

+15,2419435Х1

+9,612817553Х2

+1,088481519Х3

-7,060997045Х4

+5,913912253Х5

+0,000628848Х6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,97

Среднегодовое поголовье КРС, тыс. голов

 

 

2

Производство молока в расчете на 1 голову, т

 

 

3

Себестоимость 1 кг молока, руб.

 

 

 

4

Цена реализации 1 кг молока, руб.

 

 

 

5

 

Количество реализованного молока, т

 

 

 

 

6

   Анализируя полученные экономические модели, видим, что на эффективность функционирования предприятий молочно – продуктового подкомплекса Курской области влияют все ранее выбранные факторы в различной степени.

   Наибольшим образом на прибыль от реализации молока в расчете на 1 голову оказывают влияние себестоимость 1 кг молока и его цена реализации. Так при увеличении себестоимости 1 кг молока на 1 рубль прибыль от его реализации в расчете на 1 голову крупного рогатого скота сократится на 2,18 тыс. рублей, а при росте цены реализации на 1 рубль прибыль возрастет на 2,36 тыс. рублей. При росте среднегодового поголовья КРС на 1 тыс. голов прибыль от реализации молока в расчете на 1 голову увеличивается на 1,55 тыс. рублей. При повышении количества реализуемого молока на 1 тонну данный показатель вырастает на 1,19 тыс. рублей. Увеличению прибыли в расчете на 1 голову крупного рогатого скота способствует привлечение бюджетных средств. При росте государственной поддержки на 1 млн. рублей прибыль в расчете на голову увеличивается на 0,66 тыс. рублей. Увеличение количества реализуемого молока дает небольшую прибавку к получаемой прибыли и незначительный рост рентабельности молоченого производства.

   Отрицательно на уровень рентабельности молочного производства влияет  рост себестоимости 1 кг молока. При увеличении себестоимости на 1 рубль рентабельность сокращается на 7%. Рост производства молока на 1 тонну в расчете на 1 голову крупного рогатого скота повышает эффективность производства лишь на 1,1%. Увеличение среднегодового поголовья скота на 1 тыс. голов и цены реализации молока на 1 рубль приводит к росту уровня рентабельности на 9,6  и 5,9% соответственно.  Рост государственных субсидий, предоставляемых государством на развитие предприятий молочно-продуктового подкомплекса Курской области, на 1 млн. рублей приводит к повышению уровня рентабельности на 15,2%.

   Так за счет привлечения дополнительных бюджетных средств в качестве государственной помощи в значительной степени повышаются рентабельность молочного производства и прибыль в расчете на 1 голову крупного рогатого скота, то есть меры государственного регулирования оказывают прямое воздействие на увеличение производственно – экономических характеристик предприятий.

   Таким образом, повышение эффективности функционирования предприятий молочно – продуктового подкомплекса Курской области направлено на увеличение прибыли предприятий от реализации молочной продукции и рентабельности молочного скотоводства. Меры государственной поддержки должны сыграть решающую роль в повышении экономической эффективности путем применения расширенного воспроизводства в молочном скотоводстве.

Таким образом, определяются основные направления государственного регулирования, которые направлены на реализацию следующих задач:

-      повышение эффективности функционирования молочного скотоводства как системообразующей подотрасли животноводства, использующей конкурентные преимущества страны, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

-   повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

-     устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов;

-     развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, а также территориальных кластеров;

-   обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.

   При этом решение первой задачи является результатом планомерных действий по исполнению последующих направлений государственного регулирования. При выборе соответствующих мер государственного регулирования необходимо также развивать импортозамещающие производства для обеспечения продовольственной безопасности региона и страны в целом, наращивать экспорт молока и молочной продукции по мере насыщения ими внутреннего рынка; заботиться об экологической безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия и минимизировать логистические издержки и оптимизировать другие факторы, определяющие конкурентоспособность молочной продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам.

   Процесс предоставления бюджетных средств, выделяемых в качестве государственной поддержки для предприятий молочно – продуктового подкомплекса, проходят несколько этапов от предоставления заявки до их получения. При этом меры государственного регулирования как молочного скотоводства, так и других подотраслей сельского хозяйства включают в себя:

-субсидии на проведение закупочных и товарных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций;

-таможенно-тарифное регулирование с учетом конъюнктуры внутреннего и мирового рынков;

-совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве;

-совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей.

   В случае возникновения непредвиденных кризисных ситуаций для преодоления их возможных негативных последствий в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства предусматривается реализация следующих мероприятий:

-продление действия ряда  налоговых льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе льготы по налогу на прибыль, льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации и ввозе всех видов племенной биопродукции до 2020 года;

-принятие федерального закона «О ветеринарии», направленного на совершенствование правового регулирования отношений в области ветеринарии, а также на гармонизацию российского законодательства с требованиями международных организаций;

-подготовка перечня сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых устанавливается запрет на закупки для государственных и муниципальных нужд в случае, если страной происхождения таких товаров не являются государства - участники Единого экономического пространства;

-усиление таможенного администрирования ввоза сельскохозяйственной продукции (особенно говядины) со стороны Федеральной таможенной службы;

-внесение изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» с целью определения критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства, в которых выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям не будут подлежать ограничениям;

-стимулирование спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие за счет реформирования системы закупок продовольствия для государственных нужд (например, закупка российского продовольствия на нужды армии, закупки в государственных резерв и др.).

   При этом для повышения конкурентоспособности молочного скотоводства необходимо создать условия для скорейшего перевода подотрасли на новую технологическую основу повышения ее конкурентоспособности, что будет возможно только при реализации мер государственного регулирования.

В рамках осуществления этого мероприятия в части наращивания производства молочных продуктов предусматривается:

-осуществить строительство новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий по производству цельно

молочной продукции, сливочного масла и сыров, цехов и участков по переработке и сушке сыворотки на основе инновационных технологий и современного ресурсосберегающего оборудования;

-обеспечить вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, получаемых при производстве молочной продукции;

-расширить ассортимент выпускаемой продукции за счет внедрения инновационных технологий, повышающих пищевую и биологическую ценность продуктов, применения упаковочных материалов нового поколения;

-уменьшить ресурсоемкость производства сливочного масла и сыров за счет использования современных технологий, снизить энергопотребление и улучшить экологическую обстановку в зоне работы молокоперерабатывающих  предприятий.

   Для дальнейшего наращивания объемов производства и повышения  конкурентоспособности отечественной молочной продукции необходимо вести работу по таким стратегическим направлениям, как развитие инфраструктуры, переработки, кооперации  и выстраивание эффективного взаимодействия между производителями, в том числе между малыми формами и переработчиками молока.

   Таким образом, государственное регулирование молочного скотоводства Курской области должно повысить конкурентоспособность подотрасли путем предоставления бюджетных средств в качестве субсидирования, а представленная схема предоставления государственной поддержки предприятиям молочного скотоводства должна упростить и облегчить данную процедуру.

 Список литературы

1.       Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717

2.       Областная целевая программа «Развитие молочного скотоводства в Курской области на 2009 – 2012

годы» (в ред. постановления Администрации Курской области от 18.12.2009 N 441)

3.       Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2008 году Государственной Программы Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы».