06 января 2016г.
Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики. [3]
Под взаимодействием бизнеса и власти подразумевается система партнерства органов государственной власти и местного самоуправления, профсоюзов, организаций работодателей и бизнес-структур в регулировании социально-экономических проблем. Теоретическая концепция механизма государственно-частного партнерства предполагает следующую его трактовку. Это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Российские ученые неоднократно обращались к вопросам взаимодействия государства и бизнеса. Так, Ясин Е.Г. предложил трехсекторную модель взаимодействия власти и бизнеса. Она включает в себя относительно обособленные зоны их взаимодействия: белую, черную и серую. «Белая» зона основана на создании единых правил, стандартов и законодательной базы для всех участников рынка; «серой» зоной обычно обозначаются отношения полулегальные, или полуофициальные, т.е. скрытые, выведенные из-под контроля официальных органов (налоговых, надзорных, судебных и т.п.); «черная» зона представляет собой теневую сторону экономики. [10]
По нашему мнению, данная модель отражает характер сложившихся отношений государства и предпринимательства, но главным образом отражает степень легальности бизнеса, а не глубину реального влияния власти на бизнес.
На наш взгляд более точную классификацию взаимоотношений бизнеса и власти, а также степень регулирования отражают три типа организационных форм государственного регулирования предпринимательства: государственный сектор экономики, саморегулирование и государственно-частное партнерство.
Государственный сектор экономики — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами. [1]
Государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, и все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики.
Существование государственного сектора экономики в странах с развитой рыночной экономикой – исторический и экономический факт. На предприятиях государственного сектора экономики осуществляется и производство, и распределение, и обмен, и потребление товаров, работ и услуг. Без него невозможно представить себе рыночную экономику.
Учитывая, что производство материальных благ не является функцией государства, то в развитой экономике объем государственного сектора должен стремиться к нулю.[4] Но, тем не менее, государственными предприятиями осуществляется от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже до 1/2 (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. Госсектор в электроэнергетике Японии, Канады, Франции составляет 100%, на железнодорожном транспорте Франции, Италии, Швеции, Испании – 100%. Но здесь стоит отметить, что на долю государственного сектора приходятся в основном предприятия оборонной промышленности, энергетики, добывающие предприятия и пр.[7] Рассматривая предприятия сферы услуг и в частности гостиничные предприятия, стоит отметить, что доля государственных предприятий в общем количестве коллективных средств размещения составляет приблизительно ¼ (Рисунок 2).[8]
Рис.2. Распределение коллективных средств размещения России по формам собственности
Удельный вес государственных предприятий в экономике государств – величина переменная. Она обусловлена качественным состоянием экономики
страны, национальными особенностями и спецификой исторического развития каждой
страны.
Во многих странах
мира существует развитое законодательство, обеспечивающее защиту прав и
интересов потребителей. С конца 80-х годов подобное
законодательство стало развиваться и в нашей стране.
7 февраля 1992 года Верховный
Совет Российской Федерации
принял Закон "О защите прав потребителей‘‘. В соответствии с этим Законом было введено обязательное подтверждение соответствия - сертификация и декларироваиние. Законом установлено, что услуги,
на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья
и имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства, обеспечивающие эту безопасность, подлежат
обязательной сертификации. С 2003 года оязательной сертификации услуг отменена.
Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации
и другим федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), осуществляющим контроль за качеством и безопасностью гостиничных услуг, законодательные и нормативные акты предоставляет право
в пределах их компетенции: осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров;
направлять предписания об устранении нарушений этих требований или о снятии с производства таких товаров, о прекращении их выпуска и реализации.
Одним из условий успешного
претворения в жизнь программы экономического и социального развития нашей страны
является осуществление мер по улучшению
качества услуг.
Введение законодательным путем обязательной сертификации, а также обязательную классификацию гостиниц и иных средств
размещения можно рассматривать как попытку государства принять на себя роль посредника в вопросах
безопасности и качества продукции. Исторически-сложившийся опыт не привели к существенному изменению положения
дел с качеством, и причиной
этого, помимо ряда других,
было и то, что в условиях тотальной государственной собственности стремление государства встать между изготовителем и потребителем было обречено на неудачу.
Роль
государства сегодня
сведена к обеспечению не всего
набора показателей качества продукции, а только
тех из них, которые
законодательно находятся под его контролем, то есть показателей безопасности, поскольку эти показатели вышли из сферы непосредственных интересов продавца и не всегда находятся
на первом месте при выборе продукции
потребителем. Ведь в условиях рыночной
экономики изготовитель, чтобы реализовать продукцию, обращает
внимание прежде всего на те ее товарные
свойства, которые больше всего интересуют потребителя, а это далеко не всегда показатели безопасности. Поэтому основные
издержки изготовителя на обеспечение качества продукции
идет на достижение именно товарных характеристик, а затраты на обеспечение безопасности продукции он в первую очередь готов минимизировать. Потребитель, со своей стороны, тоже не очень заинтересован оплачивать
из своего кармана расходы,
скажем, на охрану окружающей среды.
Другой организационной формой взаимодействия государства и бизнеса является государственно-частное партнерство.
По мнению
Бараблиной Э.К., государственно-частное партнерство – широко распространенная форма сотрудничества между государством и бизнесом в странах с рыночной экономикой, которая активно используется государством для решения текущих
проблем граждан и
удовлетворения их растущих потребностей. [2]
Подобное определение государственно-частного партнерства можно встретить и в иных источниках. Так портал «Государственно-частное партнерство в России» дает следующее определение, которое, по нашему мнению, является
более полным и детализированным: «Государственно-частное партнерство (ГЧП) - это привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях
разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых контрактом и совокупностью нормативных
актов, действующих на момент
его подписания». [5]
Такая форма взаимодействия предполагает объединение и совместное использование ресурсов государства и бизнеса.
К таким ресурсам относятся административные ресурсы, земельные
ресурсы, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, технические ресурсы, управленческие ресурсы, предпринимательская инициатива. Ресурсная база при такой форме взаимодействия отражена
на Рисунке 3. [2]
-
административные ресурсы - - финансовые ресурсы
-
земельные ресурсы - управленческие ресурсы
-
финансовые ресурсы - технические ресурсы
-
информационные ресурсы - предпринимательская
-
законодательная власть инициатива
- фискальные инструменты
- трудовые ресурсы
Рис.3. Ресурсная
база взаимодействия
Основными признаками государственно-частного партнерства являются следующие:
1.
Сторонами государственно-частного партнерства являются государство и частный бизнес;
2. Взаимодействие
сторон осуществляется на определенной юридической основе;
3. Взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
4. Партнеры имеют общие цели, главными
из которых являются государственные интересы;
5. Для достижения общих целей объединяются все виды активов;
6. Финансовые риски
и затраты, а также достигнутые результаты деятельности распределяются партнерами в заранее оговоренных пропорциях.
Третьей организационной формой взаимодействия бизнеса
и государства является
саморегулирование,
которое реализуется путем создания
саморегулируемых организаций.
Саморегулирование - это легитимное регулирование рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, с четко регламентированным участием государства. [6]
Более
широкое определение термина «саморегулирование» приведено в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О
саморегулируемых организациях": «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая
осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных
стандартов и правил».
[9]
На сегодняшний день законодательство определяет две формы саморегулирования: обязательную и добровольную. Обязательное членство в саморегулируемых организациях установлено для следующих сфер деятельности: деятельность арбитражных управляющих; аудиторская деятельность; кредитная кооперация; оценочная деятельность; деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; инженерные изыскания;
архитектурно-строительное проектирование; строительство; деятельность в области энергетического обследования; теплоснабжение. Для остальных
сфер предпринимательской деятельности членство в СРО является добровольным, но данная организационная форма взаимодействия власти
и бизнеса, так как СРО разрабатывают собственные правила
и стандарты профессиональной деятельности, соблюдение которых строго обязательно для всех лиц и компаний,
входящих в данную
организацию; самостоятельно контролирует соблюдение
этих стандартов своими
членами и обеспечивает соответствующую имущественную ответственность своих участников перед потребителями оказываемых ими услуг (выпускаемых товаров)
или иными лицами. В результате, государство снимает с себя часть своих функций
по анализу, контролю
и регулированию рынка, передавая их самим участникам. В этом случае также отменяется необходимость выдачи лицензий,
что является немаловажным преимуществом СРО.
Для обоснования выбора того
или иного способа взаимодействия бизнеса
и государства необходимо сбалансировать вопрос нагрузки государства и степень самостоятельности бизнеса в условиях рынка путем сравнения (Табл.1).
Таблица 1
Наименование показателя воздействия государства на бизнес
|
Формы взаимодействия государства и бизнеса
|
Государственный сектор
|
Государственно- частное
партнерство
|
Саморегулирование
|
Участие государства в бизнес- процессах
|
Высокое
|
Умеренное
|
Низкое
|
Затраты бюджета
|
Высокие
|
Умеренные
|
Низкие
|
Наличие административных барьеров
|
Высокие
|
Умеренные
|
Низкие
|
Самостоятельность хозяйствующих субъектов в принятии управленческих решений
|
Низкая
|
Высокая
|
Высокая
|
Контроль государства за соблюдением законодательства
|
Высокий
|
Высокий
|
Высокий
|
Управление собственностью субъектов рынка
|
Полное
|
Частичное
|
Отсутствует
|
Разработка нормативных актов, стандартов,
правил
|
В полном объеме
|
Частично
|
Отсутствует (в полной мере является функцией СРО)
|
Таким образом, можно отметить, что
саморегулирование является оптимальной формой взаимоотношений государства и бизнеса, т. к. представляет собой распределение функций
контроля и надзора
за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности в определенной профессиональной сфере и ответственности за их деятельностью между государством и самими участниками рынка, что в перспективе может дать возможность минимизации
государственного участия
в бизнес-процессах, но позволит
сохранить ответственность бизнеса перед
потребителем. Из этого следует сделать вывод, что саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности товаров, работ и услуг,
так как в целях повышения конкурентоспособности своих членов, саморегулируемые организации могут устанавливать собственные стандарты качества и безопасности. Саморегулирование может служить
альтернативой государственному регулированию, быть более эффективным, менее затратным
для государства, в то же время,
обеспечивая учет интересов субъектов
предпринимательства.
Для экономического развития страны
необходимо наличие
различных форм взаимодействия бизнеса и государства, но по нашему мнению,
для гостиничного бизнеса самой оптимальной формой является саморегулирование, которое
позволит предприятиям с одной стороны минимизировать государственный контроль, что придаст бизнесу гибкость, маневренность и инновационность, с другой стороны позволит применять систему
аттестации или классификации, которая, в свою очередь, внедрит
стандарты качества и безопасности для данного
вида предпринимательской деятельности.
Список литературы
1.
Балацкий Е.В. Проблемы оценки масштабов и эффективности государственного участия в экономике//«Вестник Московского университета. Серия
6, Экономика», №6, 1997,
стр. 24
2.
Бараблина Э.К. Управление развитием государственно-частным партнерством в сфере туризма: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. ― Москва, 2009. —
11 c.
3.
Биджиев А.С., Шамарова Г.М. Взаимодействие органов
власти и бизнеса как фактор управления соци- ально-экономическим развитием
региона// Вопросы управления. – 2012-№1 [электронный ресурс]// Режим доступа: URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/01/20/ (дата
обращения 18.03.2015)
4.
Волостнов Н. С. Государственный
сектор в рыночной экономике России: сущность и функции// «Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского», №3, 2012, с. 269
5.
Портал Государственно-частное партнерство
в
России [электронный ресурс]. Режим доступа:
URL: http://www.pppinrussia.ru/
(дата обращения: 21.09.2014)
6.
Портал Саморегулирование [электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://sroportal.ru/samoregulirovanie/ (дата обращения: 22.09.2014)
7.
Савченко А. Экономические основы управления государственной собственностью // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6
8.
Экономика сферы обслуживания. Под ред. А.Г. Новицкого, О.И. Литвиновой. -.: МГУС, 2005. – с. 160
9.
Федеральный закон
от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ
"О саморегулируемых организациях" в ред. Федеральных законов
от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.04.2009 N 62-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ,
от 27.07.2010 N 240-ФЗ,
от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ,
от 25.06.2012 N 93-ФЗ,
от 07.06.2013 N 113-ФЗ,
от 24.11.2014 N 359-ФЗ)
10. Ясин Е.Г. Бремя государства и экономическая политика // Вопросы экономики.
- 2002. - № 11. - С. 7.