06 января 2016г.
В настоящее время социальная инфраструктура муниципального образования рассматривается как совокупность расположенных на определённой территории отраслей и видов деятельности, позволяющих удовлетворять все уровни потребностей местного населения, обеспечивать воспроизводство рабочей силы и развитие членов семей работников. Данные отрасли могут быть представлены в совокупности трѐх групп: обеспечивающие формирование общественного сознания, производящие материальные блага и услуги, и относящиеся к сфере государственного регулирования. С помощью корректно составленной системы показателей можно изучить результаты влияния каждой из сфер социальной инфраструктуры на общий уровень еѐ развития. Однако в настоящее время такая система отсутствует – в основном из-за сложности отбора показателей на местном уровне и их разнородности.
Для определения состава отраслей и набора показателей, их характеризующих, мы обратились к нормативно-правовым актам, действующим на территории Российской Федерации, а также к трудам отечественных и зарубежных учѐных. При выборе показателей, корректно отражающих уровень развития социальной инфраструктуры в муниципальном образовании, мы ориентировались на следующие принципы: показатели должны отражать уровень развития социальной инфраструктуры с позиции целей, стоящих перед еѐ управлением; доступность показателей на муниципальном уровне для регулярного исчисления; отражение показателями даже небольших изменений с целью оперативного принятия управленческих решений; должно быть исключено дублирование индикаторов изменений; должна быть возможность влиять на изменение значения отдельных показателей; показателям следует присвоить вес в зависимости от уровня воздействия на общее изменение уровня развития отрасли социальной инфраструктуры.
Мы соотнесли приведённые в источниках показатели с социальной инфраструктурой муниципального образования. Таким образом, к категории «формирование общественного сознания» относятся:
А) Общие демографические показатели: Кобесп, обеспеченность больничными койками, промилле.
Б) Образование. Учѐные относят сюда структуру и содержание образовательных программ; технологии преподавания; реализацию целей обучения и воспитания. Современной статистикой учитываются следующие показатели:
- Кобуч1-18, численность детей, обучающихся в общеобразовательных организациях и вечерних (сменных) общеобразовательных организациях с учетом подразделений, промилле;
- кобуч1-6, численность детей в возрасте 1-6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, промилле.
В) Культура и досуг. На муниципальном уровне возможно учитывать следующие показатели:
- количество учреждений культурно-досугового типа и их подразделений к общему количеству постоянного населения, умноженное на 1000, промилле;
- расходы муниципального бюджета на создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, тыс. рублей.
В блок «Производство материальных благ и услуг» входят сферы коммунальных услуг, бытового обслуживания, транспорта и связи, страхования и розничной торговли и питания.
А) К сфере коммунальных услуг относятся следующие показатели:
- Кжил, общая площадь жилых помещений, м2 к общей численности постоянного населения, умноженная на 1000, промилле;
- Кпотрэлэн, удельная величина потребления электрической энергии, на 1000 человек населения, промилле;
Б) В области оказания услуг розничной торговли и питания, ввиду их коммерческого характера, разработаны собственные системы характеристик, однако отсутствуют конкретные показатели, характеризующие уровень развития данной сферы на муниципальном уровне. Мы предлагаем разделить предприятия розничной торговли и питания по категориям розничной торговли, обороту общественного питания и объѐму платных услуг:
- Ртру, стоимость проданных за отчѐтный период населению ТРУ, млн. рублей;
- Рпитан, оборот общественного питания, млн. рублей;
В) В Постановлении Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 1025 «Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» [2] отсутствуют какие-либо показатели, позволяющие анализировать уровень развития этой отрасли социальной инфраструктуры. Однако наиболее корректной характеристикой бытового обслуживания мы считаем объѐм оказанных бытовых услуг на душу населения:
- Рбытуслуг, оказано бытовых услуг населению, млн. рублей.
Г) Транспорт и связь. Немаловажное значение для удовлетворения потребностей имеют также транспорт и связь – в работах В.П. Кондратова [1] данные отрасли входят в понятие «потребительское обслуживание», Ю.Д. Шмидт и А.Б. Иванов [3] включают их в позицию «потребление материальных благ», а другие исследователи выделяют только транспорт. Благодаря данным отраслям устанавливается организованное взаимодействие других отраслей, граждан и аппарата управления. Мы предлагаем использовать следующие показатели:
- Ктвпокр, протяженность автомобильных дорог с твѐрдым покрытием общего пользования местного значения в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, промилле;
- Кперевоз, перевезено пассажиров всеми видами транспорта общего пользования к общей численности постоянного населения, умноженное на 1000, промилле;
Д) Страхование. В настоящий момент в страховании плохо проработана система индикаторов развития, потому мы будем использовать показатель Кстрах, обеспеченности страховыми организациями и их филиалами, промилле.
В сферу государственного регулирования входят отрасли общественного порядка, охраны окружающей среды и социальной защиты.
А) В отношении общественного порядка как основы жизнедеятельности населения регулярно проводятся всѐ новые исследования, соответственно, органы местного самоуправления предлагают достаточное количество эффективных показателей. Мы выбрали прикладной показатель - Кпреступ, преступность (число зарегистрированных правонарушений к общей численности постоянного населения, умноженное на 1000), промилле.
Б) Охрана окружающей среды также является отраслью, которой в настоящее время уделяется повышенное внимание. Мы отобрали для еѐ характеристики следующие показатели:
- Катмзагр, выброшено в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, к общему количеству постоянного населения, умноженных на 1000, промилле;
- Кобезвр, уловлено и обезврежено загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, к общему количеству постоянного населения, умноженных на 1000, промилле.
- Кзелен, обеспеченность зелеными насаждениями в пределах городской черты, га к общему количеству постоянного населения, умноженных на 1000, промилле;
В) Социальная защита. Наиболее важным в данной сфере является доступность всех видов социальной защиты населения и уровень еѐ использования:
- Рстрах, инвестиции в основной капитал, тыс. рублей на жителя;
- Pсоцпод, социальная поддержка населения, тыс. рублей на жителя.
В результате мы получили 17 показателей, характеризующих уровень развития социальной инфраструктуры в муниципальном образовании. Все показатели можно разделить на две группы: так, у нас появились показатели обеспеченности, измеряющейся в промилле, но также у нас образовалась специфическая группа, показатели которой измеряются в рублях. Для приведения к равновесности отраслей следует привести их к сопоставимому виду с помощью экономико-математической модели, основанной на определении веса каждой отрасли социальной инфраструктуры в социальной инфраструктуре в целом в зависимости от степени еѐ влияния на уровень жизни населения.
Список литературы
1. Кондратов, В.П. Развитие социальной инфраструктуры как фактор совершенствования качества жизни городского населения: дис. канд. социол. наук / Москва: РГБ. - 2005.
2. Об утверждении правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 1025. [Электронный ресурс]. – Консультант-плюс. - URL: http://base.consultant.ru, (дата обращения: 26.02.2014)
3. Шмидт, Ю.Д., Иванов, А.Б. Оценка уровня развития социальной инфраструктуры города // Российское предпринимательство. - 2007. - №10 вып. 1 (99). - С. 77-82. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/8486/ (дата обращения: 02.01.2013)