Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИКЛАДНАЯ ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВНУТРИФИРМЕННОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ И КОМПЛЕКСАХ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Планирование – это проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения, то есть процесс принятия решений, обеспечивающий увязку целей и ресурсов, позволяющей преобразовать имеющиеся ресурсы в результаты, соответствующие поставленным целям [1, с. 14].

Основой внутрифирменного планирования являются калькуляции себестоимости продукции, формирующие расходы по статьям затрат: сырье, основные и вспомогательные материалы, транспортно- заготовительные расходы, топливо и электроэнергия на технологические нужды, основная и дополнительная заработная плата, начисления на заработную плату, накладные расходы [2, с. 207 – 208]. Накладные расходы формируются сметами затрат на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховыми, общепроизводственными и внепроизводственными расходами. Производственные процессы в большинстве случаев взаимозависимы, например масштабы основного производства определяют объемы вспомогательного производства.

Планирование на основе взаимозависимых калькуляций себестоимости продукции формирует взаимоувязанные производственные задания структурным подразделениям предприятия и определяет цену на выпускаемую продукцию, обеспечивающую прибыльность производства. Взаимозависимые калькуляции определяют цепь производственных заданий, в которой объем производства по каждой продукции задан потребностями калькуляций, использующих произведенную продукцию в качестве компонентов производства. То есть суммарный объем производства по каждой калькуляции должен быть больше или равен суммарным потребностям в каждой продукции, используемой в качестве компонентов производства, по всем калькуляциям. Нарушение этого ограничения по одной калькуляции обеспечивает диспропорции во всей цепи плановых заданий.

Имитационная модель – это экспериментальная модель системы, в которой искусственно воспроизводятся случайности, имеющие место в реальной системе. Она представляет собой совокупность математических соотношений между входными, выходными переменными и переменными состояния в сочетании с алгорит- мической реализацией некоторых зависимостей [1, с. 203]. Имитационное моделирование – разновидность аналогового моделирования, реализуемого с помощью набора математических инструментальных средств, специальных имитирующих компьютерных программ и технологий программирования, позволяющих посредством процессов-аналогов провести целенаправленное исследование структуры и функций реального сложного процесса в памяти компьютера в режиме «имитации», выполнить оптимизацию некоторых его параметров. Имитационная модель является экономико-математической моделью, исследование которой проводится экспериментальными методами. Эксперимент состоит в наблюдении за результатами расчетов при различных задаваемых значениях вводимых экзогенных переменных. Имитационная модель является динамической моделью из-за того, что в ней присутствует такой параметр, как время. Имитационной моделью называют также специальный программный комплекс, который позволяет имитировать деятельность какого-либо сложного объекта. Он запускает в компьютере параллельные взаимодействующие вычислительные процессы, которые являются по своим временным параметрам аналогами исследуемых процессов [2, с. 314].

Нами была разработана прикладная имитационная модель, основанная на методике формирования инновационных инструментов внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях и комплексах. Она объединяет: нормативные, сводные и имитационные калькуляции себестоимости продукции; годовые и сводные имитационные модели бухгалтерского учета; алгоритмы трансформации калькуляций в имитационные бухгалтерские модели; прогнозные модели динамики цен на компоненты производства, выпускаемую продукцию, размеров налогов, социальных платежей и процентной ставки за кредит в планируемом периоде; эксклюзивные программные комплексы, формирующие нормативную базу и взаимоувязанные плановые задания; визуальный формат эффективности стратегии развития бизнеса; интегральные показатели надежности и эффективности стратегии развития предприятия или комплекса. Внутрифирменное и стратегическое планирование на промышленных предприятиях и комплексах осуществляется предложенными инновационными инструментами последовательно по функциям: ориентационной, установочной, имитационной, оценочной, директивной и коррекционной.

Ориентационная функция определяет сегментный профиль, потенциальные возможности и перспективы развития бизнеса. Устанавливает тенденции в налогообложении и в социальных обязательствах. Формирует прогноз цен на компоненты производства и выпускаемую продукцию. Исследует инвестиционный потенциал и рынок кредитных ресурсов.

Установочная функция создает нормативную базу и реализует сегментную  ориентацию бизнеса. Конфигурирует внутренние связи структурных подразделений предприятия или комплекса. Осуществляет ценообразование под требование рынка. Формирует сценарии развития бизнеса.

Имитационная функция синтезирует сценарии развития бизнеса с прогнозными моделями и трансформирует их в бухгалтерский формат. Формирует сводные имитационные калькуляции и характеризует состояние бизнеса в сводных имитационных моделях бухгалтерского учета.

Оценочная функция дает экспертное заключение об эффективности выработанной стратегии развития бизнеса. Экспертное заключение базируется на визуальном анализе стабилизационного фактора и интегральных показателей эффективности и надежности плановых заданий.

Директивная функция реализует концептуальный и стабилизационный факторы. Утверждает стратегию развития бизнеса. Устанавливает потребность в инвестиционном капитале и оптимальные объемы кредитования. Утверждает взаимоувязанные планы производства продукции. Определяет объемы внутренних и внешних поставок. Обеспечивает материально-техническое снабжение производства. Характеризует инвестиционную привлекательность бизнеса. Обеспечивает сохранность и возврат кредитных ресурсов, фиксирует лимиты накладных расходов.

Коррекционная функция обеспечивает адаптацию бизнеса к изменениям внутренней и внешней среды. Вносит изменения в прогнозные модели и сегментную ориентацию бизнеса, уточняет объемы инвестиций и кредитов. Совершенствует нормативную базу и корректирует плановые задания.

Функции инновационных инструментов реализуются большим количеством расчетов и вычислительных процедур. Их информационное обеспечение определяется миллионами показателей и зависит от масштабов и структуры производства. Вычислительные алгоритмы ориентированы на моделирование сценариев развития бизнеса на основе взаимозависимых калькуляций себестоимости продукции, в отличие от типовых подходов, основанных на математических функциях. Они имеют эксклюзивный формат, не предусмотренный в других программных комплексах, и нуждаются в разработке собственного программного обеспечения.

В имитационном моделировании различают метод статистических испытаний (Монте-Карло) и метод статистического моделирования. Метод Монте-Карло − численный метод, который применяется для моделирования случайных величин и функций, вероятностные характеристики которых совпадают с решениями аналитических задач. Состоит в многократном воспроизведении процессов, являющихся реализациями случайных величин и функций, с последующей обработкой информации методами математической статистики. Если этот прием применяется для машинной имитации в целях исследования характеристик процессов функционирования систем, подверженных случайным воздействиям, то такой метод называется методом статистического моделирования [4, с. 47-53]. Прикладные компьютерные программы частично реализуют функции предложенных инновационных инструментов и не могут полностью обеспечить расчет всех для требующихся параметров для формирования оптимальной стратегии развития бизнеса на основе взаимоувязанных плановых заданий в востребованном объеме, в формате взаимозависимых калькуляций себестоимости продукции [5, с. 359-391]. В системе "Галактика" (российско-белорусская корпорация) имеется контур "Управление производством", ориентированный на решение задач управления производственным процессом. Основное назначение модуля – автоматизация формирования плана производства и производственных программ, расчет потребностей в материальных и трудовых ресурсах в калькуляциях плановой себестоимости выпускаемой продукции. План производства можно составлять на основе результатов прошлого года, по сумме договоров на поставку продукции, по сумме производственных заказов. Производственная программа по цехам может формироваться с учетом незавершенного производства, либо на основе плана производства, либо по сумме производственных заказов. Важнейшей задачей, решаемой модулем, является расчет плановой себестоимости производства в целом и отдельных изделий. Расчет основывается на нормах расхода материалов и трудовых затрат на изготовление продукции с учетом планово-учетных или средних за месяц цен на материалы и тарифных ставок оплаты труда. Имеется возможность расчета плановых отпускных цен на готовую продукцию на основе рассчитанной плановой себестоимости.

Программный комплекс "Project Expert" (компания "Про-Инвест-ИТ") – это набор  профессиональных инструментов для финансового управления бизнесом, планирования и анализа инвестиционных проектов, подготовки бизнес-планов и оценки стоимости компании. Комплекс "Project Expert" позволяет описать деятельность практически любого предприятия независимо от его размера и отраслевой принадлежности. С помощью этого программного комплекса можно: построить финансовую модель предприятия и окружения, в котором оно работает. Оценить и проанализировать последствия и результаты планируемых решений, не производя реальных затрат. Сравнить на основе сценарного подхода решения между собой и  выбрать для реализации наиболее эффективное решение. Определить устойчивость бизнеса к изменениям параметров внешней и внутренней среды.

Pic Holding – модификация системы "Project Expert Professional", предназначенная для создания системы финансового управления холдинговой компанией. В дополнение к возможностям системы "РЕ Prof PIC Holding позволяет создавать и анализировать финансовую модель, описывающую деятельность нескольких предприятий, реализующих различные проекты. Выбирать наиболее эффективную структуру проектов, обеспечивать контроль над их выполнением, своевременно принимать решения о прекращении финансирования.

Корпорация "Epicor Software" входит в число десяти крупнейших фирм – производителей программного обеспечения и занимает устойчивое лидирующее положение на рынке программных продуктов, ориентированных на компании среднего масштаба. Основные продукты корпорации – Active Planner и Platinum SQL. Active Planner – этот программный пакет позволяет в ходе составления бюджета предприятия проигрывать разные варианты по принципу "что, если...". Система обеспечивает комбинацию разных подходов к составлению бюджета "сверху вниз" и "снизу вверх". В результате компания получает возможность оптимальным образом строить бюджет. Пакет "Active Planner" существенно расширяет возможности электронных таблиц Excel, которые на данный момент представляют собой наиболее распространенный способ построения бюджетов. Platinum SQL – полнофункциональная система финансово-управленческого учета.

В качестве основного направления при формировании прикладной имитационной модели выбраны два автономных программных комплекса. Первый сформирован на базе программного обеспечения «TURBO» и обеспечивает формирование нормативной базы в формате взаимозависимых калькуляций себестоимости продукции, цепное планирование взаимоувязанных плановых заданий структурным подразделениям предприятия, материальное обеспечение производственных процессов и разрабатывает сценарии развития бизнеса в планируемом периоде. Второй программный комплекс разработан в Excel формате и предназначен для определения оптимальной стратегии развития бизнеса. Он синтезирует параметры сценариев развития бизнеса с прогнозными моделями и трансформирует их в имитационные бухгалтерские модели. Формирует визуальный формат стратегии развития бизнеса, оценивает эффективность и надежность плановых заданий.

Следует отметить, что разрабатываемый инновационный инструментарий и модель внутрифирменного и стратегического планирования базируется на методологической основе, предусматривающей формирование маркетингового поведения субъектов исходя из концепции маркетингового коммуникационного поля и требования достижения сбалансированного по интересам взаимодействующих субъектов конечного результата (маркетингового, экономического, социального) [6,7,8,9,10,11].

Разработанная в качестве инновационного инструментария прикладная имитационная модель внутрифирменного и стратегического планирования для промышленных предприятий и комплексов (Рисунок 1) обеспечивает все функции инновационных инструментов требующимися расчетами и вычислительными процедурами, формирует эффективные сценарии развития производства и позволяет строить оптимальную стратегию развития бизнеса в планируемом периоде.
Программным комплексом «TURBO» (блок 2), устанавливается сегментная ориентация бизнеса на планируемый период в ассортименте и объеме реализации продукции (блок № 1). Рассчитываются сметы накладных расходов (блок № 16). Разрабатывается нормативная база в формате калькуляций себестоимости продукции (блок № 3). На ее основе алгоритмами цепного планирования и циклического ценообразования устанавливаются взаимоувязанные плановые задания и материально-техническое обеспечение производственных процессов для всех структурных подразделений предприятия (блок № 18). Формируются технологически взаимоувязанные имитационные калькуляции себестоимости продукции (блоки №7, 8, 9, 10). Определяются поставки основных фондов (блок № 14) и кредитное обеспечение бизнеса (блок № 13). Устанавливаются лимиты накладных расходов по сметам затрат (блок № 6).

Затраты по статьям калькуляций увязываются с прогнозными имитационными моделями: динамикой цен на компоненты производства и выпускаемую продукцию, тренда налогов в федеральный и местные бюджеты, ожидаемых обязательных социальных взносов во внебюджетные фонды, процентной ставки за кредит, лимитов накладных расходов по сметам затрат (блоки № 5, 15). На их основе формируются имитационные бухгалтерские модели (блоки № 11, 12), характеризующие сценарии развития бизнеса движением финансовых потоков по балансовым счетам бухгалтерского учета.

Предложенная прикладная модель внутрифирменного и стратегического планирования формирует нормативную базу в  формате взаимоувязанных калькуляций себестоимости продукции. Определяет объемы производства и материально-технического обеспечения в целом по  предприятию или комплексу, а также в разрезе структурных подразделений. Реализует принципы цепного планирования, формирует внутрифирменное ценообразование на основе циклических расчетов, обеспечивающих эффективность производства. Позволяет анализировать различные ситуации на основе визуальных моделей сценариев развития производства и вырабатывать оптимальную стратегию развития бизнеса.

Особая роль в прикладной имитационной модели отведена интегральной оценке эффективности и надежности плановых заданий. Критерий эффективности должен формироваться с учетом интересов субъектов экономики в валовом производстве продукции всеми структурными подразделениями предприятия или комплекса. Надежность необходимо определять с точки зрения вероятности получения чистой прибыли собственниками предприятия или комплекса, чистой заработной платы работников, социального пакета, налогов и прибыли кредитной организации, при ожидаемых прогнозах изменения рыночных цен, условий кредитования, трендов налогов и социальных платежей в планируемом периоде.

 

Список литературы:

1.     Афанасьев М.Ю., Суворов Б.П. Исследование операций в экономике: модели, задачи, решения: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 444 с.

2.     Власов М. П. Моделирование экономических процессов / М. П. Власов, П. Д. Шимко. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 409 с.

3.     Барановская Н.С., Щепакин М.Б. Факторы, воздействующие на эффективность бизнеса инновационными инструментами внутрифирменного и стратегического планирования на промышленных предприятиях // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – № 03(107).

4.     Анфилатов B.C. Системный анализ в управлении: учеб. пособие / B.C. Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; под ред. А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 368 с.

5.     Информационные системы и технологии в экономике: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. / Т.П. Барановская, В.И. Лойко, М.И. Семенов, А.И. Трубилин; под ред. В.И. Лойко. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.

6.     Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Развитие мотивационно-комуникационной концепции маркетинга // Экономика и предпринимательство. – 2015. - № 8(2) (61-2). – С. 968-973.

7.     Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование интегративного мультиплмикативного эффекта в маркетинговом коммуникационном пространстве // Экономика предпринимательства. – 2015. - № 3(56). – С. 894-899.

8.     Щепакин М.Б., Кузнецова О.А. Формирование концепции рационального и социально  справедливого управления ресурсами в развивающихся социально-экономических системах // Экономика и предпринимательство. – 2015. - № 12 (ч.3)(65-3). – С. 238-245.

9.     Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование интегративного мультипликативного эффекта в маркетинговом коммуникационном поле под воздействием коммуникационного резонатора // Экономика и менеджмент систем управления . – 2015. –№ 2.3(16). – С. 400-408.

10. Щепакин М.Б. Управление поведением хозяйствующего субъекта в условиях изменений различного характера // Экономика и менеджмент систем управления. − 2015. − № 3.2 (17). – С. 308-318.

11. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление создаваемой ценностью        посредством маркетинговых инъекций в составляющие деятельности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. – 2015. − № 3.1(17). – С. 196-204.