Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЛАТА ЗА СПЕКТР КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ УСЛУГ И ТЕХНОЛОГИЙ СВЯЗИ И ТЕЛЕВИЗИОННОГО ВЕЩАНИЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
26 мая 2016г.

Введение платы за регулирование использования радиочастотного спектра мотивируется не только необходимостью восполнения эксплуатационных, административных и инвестиционных затрат на регулирование, но и рассматривается как фактор, способствующий внедрению более совершенных систем связи и информационных технологий. Более того, введение этой платы и обусловлено, в том числе, появлением новых технологий и услуг в сфере IT, в частности, таких, как мобильная связь и цифровое телевидение[1,2].

При определении цены за использование радиочастотного спектра в мировой практике используются следующие подходы:

1.    Административная плата. Данный метод широко используется во многих странах мира (например, в Великобритании, Финляндии, Японии) и заключается в возмещении затрат государственного органа по управлению использованием радиочастотного спектра. Обычно такая плата взимается ежегодно[3]. В соответствии с этой методикой разрабатывается бюджет организации по управлению использованием радиочастотного спектра на год, затем определяется соотношение распределения затрат между службами и далее плата за конкретное частотное присвоение на основе количества выданных лицензий. В некоторых случаях при расчете затрат учитываются не только прямые, но и косвенные затраты, например, покрытие расходов Администрации связи на международную деятельность или погашение кредитов на развитие системы радиоконтроля.

Основной недостаток данного метода - отсутствие связи оплаты со стоимостью используемого ресурса, т.е. его применение не способствует повышению эффективности использования радиочастотного спектра и решению проблемы нехватки спектра при большом спросе на определенную полосу частот.

2.     Плата, основанная на технических характеристиках системы. Идея  метода заключается в попытке определения "размеров" используемого спектра, исходя из занимаемой полосы частот, числа используемых каналов, зоны покрытия и так далее, в зависимости от типа рассматриваемой системы. На практике данный метод применяется в Киргизии.

Плата за спектр определяется умножением полученной величины геометрического объема использованного спектра на удельную плату за единицу спектра, определяемую на основе оценки различных статей затрат национального агентства по управлению использованием радиочастотного спектра и общего объема используемого спектра на территории республики.

Применение данного метода может стимулировать более эффективное использование радиочастотного спектра, однако на практике это связано со значительными трудностями. Так как большинство коэффициентов, используемых для расчёта величины геометрического объема использованного спектра, определить объективно невозможно, и требуется применение метода экспертных оценок, что может привести к принятию весьма спорных и необъективных решений. Ещё большие проблемы могут возникнуть при исследовании систем, построенных с использованием новейших методов передачи.

3.Плата за перераспределение спектра. Эта плата взимается при необходимости перевода существующих операторов в другую полосу частот для обеспечения развития новых технологий в короткие сроки, т.е. до окончания срока амортизации своих систем. В соответствии с рекомендациями Европейского комитета радиосвязи, данное перераспределение должно финансироваться операторами, внедряющими новые системы, и производителями соответствующего оборудования. Плата за перераспределение определяется на основе анализа оценки покрытия одной или нескольких из следующих статей затрат:

-   затраты на модификацию действующего оборудования существующего оператора, если она требуется для перехода в альтернативную полосу частот;

-   затраты на замену старого оборудования на новое, если перестройка старого оборудования на работу в альтернативной полосе невозможна, или возможно использование альтернативной технологии, например кабеля; при этом должна учитываться не только стоимость нового оборудования, но и остаточная стоимость старого;

-    затраты на поддержание соответствующей работы системы существующего оператора в переходный период, в течение которого проходит перестройка или замена существующего оборудования;

-   затраты на строительно-монтажные работы по перестройке или замене оборудования;

-     затраты существующего оператора, связанные с использованием другого оборудования, обучением персонала и т.д.;

-      все административные накладные расходы.

На практике применяют два механизма введения платы за перераспределение спектра. Например, в Швейцарии плата за перераспределение спектра является одной из составляющих платы за использование радиочастотного спектра, которая взимается с каждого оператора ежегодно в государственный бюджет. Альтернативным механизмом, принятым, в частности, во Франции и Венгрии, является создание специального государственного фонда по реформированию спектра, плату в который вносят непосредственно операторы, получающие впоследствии присвоения частот в освобожденных полосах.

Данный метод действительно направлен на повышение эффективности использования радиочастотного спектра, так как позволяет ускорить внедрение новых технологий, а следовательно, способствует росту экономической и социальной составляющих развития общества и государства в целом.

4.   Дифференцированная плата за использование радиочастотного спектра. Базируется на оценке разницы между стоимостью оборудования, предоставляющего одинаковые услуги, но работающего в разных диапазонах или различных по ширине полосах частот. Так как рынок в условиях равновесия определяет единую стоимость предоставляемой услуги, оператор, использующий более низкий диапазон частот, может получать более высокую прибыль, чем его конкурент, только благодаря экономии на капитальных затратах. Данный подход позволяет определить экономическую стоимость используемого спектра как ресурса, который влияет на конечные экономические показатели работы предприятия, наряду с другими материальными и человеческими ресурсами.

Другим методом определения дифференцированной платы является сравнение капитальных затрат, требуемых для развития радиосистемы и создания альтернативной системы, предоставляющей те же услуги, но использующей другие технологии, например, кабель, для обеспечения услуги широкополосного доступа.

Цель применения дифференцированной платы за использование радиочастотного спектра - создание равных рыночных условий для всех операторов, использующих различные диапазоны частот или среды рас- пространения для предоставления одних и тех же услуг, а также стимулирование использования более высоких диапазонов, или кабельных технологий, что может повысить эффективность использования спектра.

5.    Скрытая цена – один из наиболее перспективных методов для определения платы за использование радиочастотного спектра. Под "скрытой" ценой" подразумевают конкурентную цену за ресурс, которая была бы установлена на открытом рынке при большом количестве покупателей, ни один из которых не обладает монопо- льной властью. Таким образом, "скрытая" цена представляет собой максимальную цену, которую компания готова заплатить за дополнительную единицу ресурса, или чувствительность прибыли компании, при изменении количества используемого ресурса[4]. Основа метода заключается в проведении технико-экономических исследований, которые позволяют оценить готовность отдельного оператора платить за право пользования радиочастотным спектром, принимая во внимание потенциальную прибыль от этого.

Существует несколько  различных методов определения "скрытой" цены за спектр. Один из них был разработан для  коммерческих радиовещательных компаний. Он основан на сравнении годовой прибыли на инвестированный капитал для данных компаний, с тем же показателем для компаний других отраслей, сходных с радиовещательной по требуемым инвестициям и степени риска капиталовложений. К рассматриваемым отраслям относились продажа газет, журналов, книг, страхование, транспорт и энергетика. Расчеты показали, что значение годовой прибыли на инвестируемый капитал для радиовещательных компаний составляет в среднем на 3% больше, чем для компаний других анализируемых отраслей. Таким образом, был сделан вывод, что разница в удельной годовой прибыли и определяет чистую экономическую стоимость используемого спектра, которую оператор должен платить государству за право его использования.

Этот метод позволяет создать реальные экономические стимулы для того, чтобы оператор использовал спектр более эффективно, что  особенно важно при  введении  платы за спектр в перегруженных частотных полосах.

Вывод.

Система регулирования использования радиочастотного спектра в Российской Федерации должна основываться на комбинированном применении вышеизложенных методик, так как ни одна из них не является универсальной. Комбинация, органически включающая в себя плату за перераспределение спектра, дифференцированную плату и "скрытую" цену, может создать мощный механизм повышения эффективности использования спектра и развития новых радиотехнологий. Это позволит и государству, и операторам оперативно реагировать на экономические, технические и социальные изменения, стимулируя развитие рынков услуг связи и новых информационных технологий в радиотелекоммуникациях, и обеспечивая повышение качества функционирования средств радиосвязи и вещания в интересах государства и общества.

 

Список литературы

1.     Анализ организационно-экономических подходов к регулированию использования радиочастотного ресурса. Макаров В.В., Стародубов Д.О. В сборнике: Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. № 3. г. Санкт-Петербург, 2016. С.22-25.

2.     Инновации, инвестиционная политика и управление качеством услуг компании мобильной связи: монография. Макаров В.В., Горбатько А.В. Санкт-Петербург, 2014.- 288 с.

3.     Методический подход к оценке информационных ресурсов.  Макаров В. В., Гусев В.И., Синица С.А. Информационные технологии и телекоммуникации. 2013. №3 (3). С. 72-78.

4.     Обеспечение конкурентоспособности оператора связи путем инновационного развития. В. В. Макаров.Электросвязь. 2011. № 9. С. 30-33.